Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличия менеджера и лидера




Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

 

Но лидерство и менеджмент всегда взаимообусловлены, так как любой групповой деятельности внутренне присуще лидерство, а производство продукции осуществляется людьми, собранными в группы. Для этого необходим менеджмент.

Выделяют следующие типы лидерства:

Деловой лидер – выделятся в связи с решением стоящей перед группой задачи;

Эмоциональный лидер – выделяется на основе различных форм межличностного общения членов коллектива, не обязательно связанного с решением трудовых задач;

В условиях определенных ситуаций могут возникать ситуационные лидеры – люди, способные на каком-то отрезке времени повести за собой группу;

Кроме того, группа может состоять из нескольких микро-групп, в них также могут выделяться свой лидеры.

Таким образом, любой человек в группе находится под влиянием нескольких неформальных лидеров, среди которых может выделяться один, главный, который оказывает наибольшее влияние на членов группы.

Идеальным считается положение, когда официальный руководитель является в то же время и главным неофициальным лидером. В этом случае официальные права руководителя получают дополнительное обоснование и подтверждение.

Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль) через призму неформального лидера.

В современных условиях лидерство становится важным аспектом управления. Способность быть лидером является основным условием для того, чтобы стать эффективным руководителем.

Что нужно, чтобы стать лидером?

Прежде всего – личное желание быть лидером, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя риск, обязанности и ответственность.

Необходимо быть коммуникабельным человеком, уметь работать с людьми. Это главные требования. Кроме того, необходима хорошая управленческая подготовка и подготовка по специальности, способность быть генератором идей. У лидера должны быть хорошие семейные отношения. Претендент на роль лидера должен уже к 35-летнему возрасту накопить значительный опыт работы и выполнения разнообразных функций, так как к этому сроку происходит становление профессионала.

Считается, что основная характеристика преуспевающих людей – почти магическое умение оказаться в нужном месте в нужный час. Такое свойство в определенной степени является врожденным, но требуется кое-чего дополнительного, уже приобретенного практикой.

Как люди становятся лидерами?

Этот вопрос давно интересовал и исследователей и практиков. К сегодняшнему дню проведено более 10 тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все существующие концепции лидерства можно разделить на 3 основных подхода в понимании происхождения лидерства, которые различаются комбинацией 3-х основных переменных: лидерских качеств; лидерского поведения; ситуации, в которой оказался лидер.

Наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства явилась теория лидерских качеств. По этой теории лидером может стать человек, обладающий определенным набором личных качеств.

Представители этой теории пытались определить лидерские качества, измерить их и использовать для выявления лидеров. Этот подход основывался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В результате исследований успешных лидеров были определены следующие 4 группы лидерских качеств: физиологические – рост, вес, внешний вид, энергичность движений, состояние здоровья и др.; психологические или эмоциональные; умственные или интеллектуальные; личностно – деловые.

Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. Поэтому было невозможно создать какой-то единственный образ лидера, а, следовательно, и заложить какие-то основы теории. Во-вторых, в силу различий ситуаций не удалось установить связь между качествами и лидерством. Этот подход не принес пользы практике, но послужил толчком к появлению других концепций лидерства.

Следующий подход - поведенческий. Он возник в период развития поведенческой концепции. Согласно ему эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой его поведения по отношению к подчиненным. Отсюда, попытки найти оптимальный стиль руководства, т.е. то, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Существует несколько концепций данного подхода, среди них:

- Три стиля управления,

- Исследования университета штата Огайо,

- Системы управления Ликерта,

- Управленческая сетка Блейка и Моутона и др.

Третий подход – ситуационный, определил лидерство как продукт ситуации. Главой идеей этого подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть различным в различных ситуациях.

Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношения лидерства, которая позволит предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. Таким образом, этот подход пытается объяснить эффективность лидерства через различные ситуационные переменные – т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность.

В пределах этого подхода была разработана группа концепций ситуационного лидерства: континиум лидерского поведения, модель ситуационного лидерства Фидлера, модель путь-цель, ситуационная модель принятия решения Врума и др.

В последнее время появилась новые концепции лидерства, которые пытаются провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупность лидерских черт и их проявления в поведении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.