![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скорость химической реакции
Основные понятия. Гомогенные и гетерогенные реакции. Лекция: Химическая кинетика и химическое равновесие Получение комплексных соединений. Для получения комплексных соединений чаще всего используют три основных типа реакций. 1. Реакции присоединения лигандов.
2. Реакции замещения лигандов.
3. Окислительно-восстановительные реакции.
Химическая кинетика - это раздел химии, изучавший закономерности протекания химических процессов во времени при различных условиях. Эта наука имеет большое теоретическое и практическое значение. Она способствует пониманию механизма протекания химических процессов и наиболее эффективному их использованию.
При изучений закономерностей протекания химических реакций необходимо различать реакции, протекающие в гомогенной системе, и реакции, протекающие в гетерогенной система. Системой в химии принято называть вещество или совокупность веществ, ограниченных определенным объемом. Система может состоять из одной или нескольких фаз. Фаза - это часть системы, обладающая на всем протяжении одинаковым химическим составом и одинаковыми свойствами и отделенная от остальных частей систем поверхностью раздела. Системы, состоящие только из одной фазы, называют гомогенными системами. Реакции, протекающие в гомогенных системах, называют гомогенными реакциями. Примером гомогенной реакции является образование оксида азота (II) в электрической дуге.
Гетерогенными системами называют системы, состоящие из нескольких фаз. Реакции, протекающие между веществами на границе раздела фаз, навивают гетерогенными реакциями. Примером гетерогенной реакции может служить взаимодействие цинка с раствором серной кислоты.
Скорость химической реакции является важнейшим понятием химической кинетики. Скоростью химической называется количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции за единицу времени в единице объема (в случае гомогенных реакций) или на единице поверхности раздела фаз (в случав гетерогенных реакций). Различают понятия истинной и средней скорости. Истинная скорость для гомогенной и гетерогенной реакций выражается уравнениями
где -истинная скорость реакции; N -количество вещества в момент времени; V -объем данной фазы; S -поверхность раздела фаз. Если количество вещества выразить в молях (), то
В выражении скорости гомогенной реакции, протекающей при постоянном объеме, отношение числа молей вещества () к объему (V) представляет собой молярную концентрацию (С) и скорость такой реакции может быть выражена как производная концентрация по времени
Скорость реакции величина положительная. Знак минус ставится, когда скорость реакции оценивается по убыли исходного вещества, а знак плюс - по накоплению продукта реакции. Средняя скорость гомогенной реакции за определенный промежуток времени выражается отношением
где - средняя скорость реакции; - концентрация исходного вещества или конечного продукта соответственно в момент времени и. Средняя скорость гетерогенной реакции оценивается по изменению массы () или по изменению числа молей вещества () за единицу временя на единицу реакционной поверхности ().
или
где m - скорость реакции, выраженная через изменение массы; n - скорость реакции, выраженная черев изменение числа молей.
где М - мольная масса вещества. Для определения скорости реакции достаточно определить изменение количества только одного вещества (наиболее удобного), поскольку изменения количеств всех веществ, участвующих в реакции, объединены между собой стехиометрически. ПРИМЕР 1. Рассчитать среднюю скорость расходования хлорида железа (Ш) при его взаимодействии с иодидом калия в водном растворе, если за 1,4 мин в 110 мл раствора образовалось моль йода. Решение. Согласно химическому уравнению
на каждый моль образующегося йода расходуется 2 моля хлорида железа (Ш), следовательно, в данном растворе за 1,5 мин на образовавшиеся моль йода израсходовалось моль хлорида железа (III). Скорость реакции можно выразить
ПРИМЕР 2. Цинковая пластинка растворяется в 2н. соляной кислоте и её толщина уменьшается во времени с постоянной скоростью. Рассчитать среднюю скорость реакции растворения цинка по всем участкам. Плотность цинка равна 7,1 г/см. Решение. Реакция растворения цинка в соляной кислоте
является гетерогенной, следовательно, изменения количеств её участников нужно отнести к единице поверхности цинка ().
Для оценки скорости некоторых реакций используется время, за которое вещество израсходовалось наполовину. Это время называют периодов полупревращения и обозначают. Если реакция является реакцией разложения, то такое время называют периодом полураспада. ПРИМЕР 3. Цианат аммония в водном растворе превращается в мочевину по уравнению
При исходной концентрации цианата (Со), равной 0,2 моль/л, период полупревращения составил 9,45 ч. Рассчитать среднюю скорость реакции за это время. Решение. По условию задачи исходная концентрация цианата за 9,46 ч. уменьшилась наполовину, следовательно,
тогда
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |