КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении
Чем отличаются эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы, то есть прямо с людьми не связанных? Отметим три важных момента. 1. Эмоциональная реакция участников общения носит двусторонний характер. Вы можете испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же поведение и манеры человека, с которым вам приходится непосредственно общаться, вызывают у вас отвращение, то, как мы уже знаем, скрыть это чувство полностью невозможно, оно начинает определять характер вашего поведения в отношении этого человека и, следовательно, не может остаться незамеченным, вызывая соответствующие реакции. В межличностных отношениях чаще имеет место не просто реакция одного партнера на чувства другого, а так называемые двусторонние чувства, когда каждая сторона подходит к другой несколько по-иному. Например, в какой-нибудь семье мать может быть бескорыстно предана своему мужу и детям, ее муж может обожать дочерей и не любить своего сына. Одна из дочерей может любить сестру, которая, однако, относится к ней с презрением. Мальчик может подходить к сестрам как к полезным орудиям для достижения его целей, относиться к матери с глубоким чувством и смотреть на отца как на героя, который время от времени бывает суровым и неприятным. Продолжительность таких связей зависит от того, насколько они удовлетворяют тех, кто в них вовлечен. Отношение к чувствам, которые люди вызывают друг у друга, варьируется в зависимости от человека. Застенчивость и робость того, кто предлагает свою любовь, могут вызвать надменность со стороны одних и ответную любовь у других. Агрессивные действия обычно вызывают враждебность, но есть люди, которые отвечают на них смирением и послушанием. Общительность, деликатность и отзывчивость, как правило, вызывают благоприятный отклик со стороны большинства людей, но некоторые рассматривают доброту как признак слабости и становятся высокомерными. Итак, будут ли реакции одной стороны достаточны для продолжения взаимоотношений, зависит от личности другой стороны. Но в любом случае невозможно себе представить, чтобы двое или более людей могли взаимодействовать, оставаясь безразличными друг к другу. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место своего рода межличностные реакции. 2. Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, в межличностном общении эмоции и чувства приобретают характер послания другому, то есть становятся знаками, смысл которых нужно еще понять. Следовательно, вполне возможны искажения, неточности или даже полное непонимание содержания эмоциональных сообщений, передаваемых друг другу. В зависимости от того, кто ее интерпретирует, эмоция выступает как знак для себя и как знак для другого. Иногда одна и та же эмоция может быть интерпретирована совершенно различным способом. Так, скорбь или радость для человека, их испытывающего, есть знак радостных или печальных событий, тогда как для психиатра или психолога они могут оказаться знаками психической болезни. Заключение о внутренних переживаниях другого человека конструируется, главным образом, путем приписывания мотивов. Мы можем только предполагать, что другие достаточно похожи на нас самих, и пытаться понять их поведение, проецируя на них собственные переживания. Но невозможно проецировать чувства, которых никогда не доводилось испытывать. Если человек никогда не любил, может ли он понять поступки влюбленного? Скорее всего, они ему будут казаться странными, нерациональными; возможно, он будет искать какие-то иные, скрытые мотивы подобного поведения. Таким образом, то, какие мотивы будут приписаны другому, зависит от картины мира воспринимающего, от его интересов и жизненного опыта. Вот почему особое значение для сохранения межличностных отношений имеет способность партнеров к децентрации, то есть способность к преодолению груза собственного опыта, отходу от своего «Я» и приближению к «Я» другого человека, способность принять его роль и посмотреть на мир его глазами, определить ситуацию с его особой точки зрения. 3. Формируясь в процессе социализации, эмоции и чувства подвергаются жесткому социальному контролю. В отношении несоциальных объектов чувства практически не подвергаются ограничению (трудно вообразить наличие запрета на положительное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года). Однако, как только дело касается социальных отношений, начинают действовать определенные санкции, накладывающие ограничения на то, что человек должен или не должен делать. Кого любить разрешается, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет, в лучшем случае, недоумение; проявление каких эмоций поощряется, а каких – строго наказывается... Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходятся в одном. Эмоционально-чувственная сфера жизнедеятельности людей подвергается строгому контролю со стороны сообщества, которому они принадлежат. Замечено что, когда людей спрашивают об их отношении к окружающим, они обычно называют чувства, которые санкционированы данной группой или культурой. Скажем, если в данной культуре ожидается, что мать должна любить своих детей, то женщина, публично заявившая о ненависти к детям, скорее всего, будет подвергнута не просто осуждению, но и проверке на предмет психических заболеваний. Многие социальные нормы, касающиеся проявления чувств, так глубоко укоренились, что люди не могут позволить их нарушить даже самим себе. Человека, который не любит своих родителей или ненавидит своего соседа, часто преследует чувство вины. Однако, несмотря на заповедь «ты не должен», кто-то влюбляется в жену своего друга, кто-то ненавидит своего коллегу или завидует одному из своих детей. И с этим ничего невозможно поделать. Открытые проявления таких чувств обычно сдерживаются. Соотношение подлинных и так называемых конвенциональных (то есть соответствующих культурным нормам) чувств легко обнаруживается в критических ситуациях. Бывает, что родители, которые демонстрируют свою привязанность к детям объятиями, поцелуями, заверениями в любви, могут в случае серьезной опасности оставить их на произвол судьбы, пытаясь спасти самих себя. Выделенные особенности – взаимная направленность эмоциональных реакций, знаковый характер эмоциональных посланий и социальный контроль за их проявлениями – предопределяют как возможности, так и трудности в управлении эмоционально-чувственной сферой человека.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |