Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависть




чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

 

Фундаментальная предпосылка зависти – превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Правда, возможности для сравнения ограничены определенными социальными рамками. Завистник, как правило, сравнивает свое положение, свои достижения с положением и достижениями тех, кто близок ему по социальному положению («гончар завидует гончару», «король завидует королю»). Жизнь людей, близких по статусу, более доступна для сравнения и анализа. Кроме того, непосредственное окружение чаще всего является референтной группой, той точкой отсчета, по отношению к которой субъект измеряет и оценивает свои достижения и приобретения, неудачи и потери. Таким образом, чем короче социальная дистанция, тем выше вероятность возникновения зависти. В свою очередь, большие различия редко вызывают зависть («нищий не завидует вельможе»). Завистника угнетают, в основном, небольшие различия. Согласно имеющимся эмпирическим данным, возникновению зависти в немалой степени способствуют такие черты характера личности, как честолюбие, себялюбие, тщеславие, эгоизм, лень. Зависть часто порождается отсутствием внутреннего мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной, непредубежденной личности, увлеченной собственными, а не чужими делами.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Некоторые авторы в качестве особого вида выделяет депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но являющуюся результатом возникшего чувства несправедливости.

Незлобная зависть – стремление иметь то, что другой имеет. Злобная зависть – стремление к тому, чтобы другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника: «хочу иметь то, что он имеет». Тот, кем руководит злобная зависть, желает разрушить: «хочу, чтобы он не имел того, что имеет». В первом случае человек стремится подняться до уровня объекта зависти, а во втором – унизить объект зависти до своего уровня. Если побудительный мотив незлобно завидующего – стать таким же, добиться того же – можно понять и морально принять, то побудительный мотив злобно завидующего – разрушить, отнять, устранить предмет зависти – принять невозможно. В чем корни злобной зависти?

В первую очередь она продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Еще одна причина может быть связана с тем, что человек, обладающий превосходством, воспринимается завидующим как причина его неудач, его бессилия и униженного положения и потому вызывает к себе ненависть.

Можно ли нейтрализовать зависть? Существуют ли способы борьбы с ней?

На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.

На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах руководители организаций не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Сдерживают возникновение чувства зависти также самоконтроль и самовоспитание.

Ревность. Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность – из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не подавляется общественностью.

Обратимся еще раз к Ларошфуко: «Ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших ближних».

И все же важнейшая функция ревности – функция защиты Я-концепции. Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками – из-за расположения начальства, между детьми – за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться вперед и обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями. Выделяют несколько форм ревности.

Деспотическая ревность – ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае – инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

Другая форма – ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания – это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, смущение, застенчивость, зависть и ревность, являясь распространенными социальными эмоциями, придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляют угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.