Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика доверительного общения




Доверительное общение, его функции и стадии

 

Доверительные отношения – малоизученная область человеческих взаимоотношений.

Термин «доверительное общение» появился в отечественной психологии относительно недавно. В работах В. С. Сафонова, Е. А. Хорошиловой (Сафонов, 1981; Хорошилова, 1984) впервые выделены два существенных признака доверительного общения: значимость доверяемой информации и отношение доверия к партнеру.

Наиболее важной особенностью этого общения В. С. Сафонов считает обмен значимыми мыслями и чувствами на основе веры в партнера, при этом происходит определенное обособление этой пары общающихся людей от остальных. Под доверием он понимал отношение к партнеру как человеку, который не станет использовать значимое раскрытие против доверившегося. В качестве главных функций доверительного общения В. С. Сафонов называет:

  • психологическое облегчение;
  • обратную связь в процессе самопознания;
  • психологическое сближение, углубление взаимоотношений людей.

При этом доверительность, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внутреннего психологического барьера.

Т. П. Скрипкина в своей работе (Скрипкина, 1997) подчеркивает, что доверие к другому человеку, являясь частным случаем доверия к миру, знаменует способность человека доверять самому себе, организовывать свою собственную жизнь. Особенность этого подхода заключается в том, что автор связывает воедино доверие к миру и доверие к себе, настаивая на необходимости их обязательного соответствия и убедительно доказывая, что преобладание доверия к себе есть показатель слабой адаптивности.

Теоретическая модель доверия к себе включает три компонента: а) побудительная переменная (потребности, интересы, стремления), б) прогностическая переменная (возможности человека), в) ценностно-смысловая переменная (смысловые образования, задействованные в оценке и контроле ситуации).

В книге Т. П. Скрипкиной представлен психосемантический портрет другого как объекта доверия. Качества личности, которой можно доверять (верность, доброта и честность), совпали с набором позитивных качеств родителей; эти три качества «возглавили» перечень из 36 личностных свойств, предъявляемых 297 учащимся 11-х классов. Оказалось, что «по основным человеческим ценностям старшеклассники отождествляют себя в большей степени с родителями, нежели со сверстниками. Например, такое качество, как доброта, часто не приписывается даже самым близким друзьям» (Скрипкина, 1997, с. 114).

 

 

Представляется, что термином «доверительное общение» может быть обозначено такое общение, цель которого более широка и значима, чем установление доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения – установление психологической близости, формирование доверительных отношений, сокращение психологической дистанции.

В зарубежных исследованиях проблема межличностного доверия занимает в последние годы значительное место*.

* Подробно теоретические подходы, функции и виды доверительного общения, существующие в зарубежной литературе, рассмотрены в обзоре польского психолога З. Ратайчак (Ротайчак З. Межличностное доверие. В кн. Человек как субъект общественной жизни. Вроцлав – Варшава – Краков, 1983, с. 85-102 (на польском яз.))

 

Рассмотрение исходных теоретических посылок, лежащих в основе различных подходов к проблемедоверия, позволяет выделить два направления в современной зарубежной психологии. Сторонники первого, психоаналитического направления понимают «доверительность» как раскрытие своего «действительного Я», включающего наиболее уязвимые, негативные стороны личности. Такого рода «действительное Я» требует выхода в виде «естественных импульсов доверительности», контролируемых страхом потерять уважение к себе. Преодоление этого страха и приводит к возникновению доверительного общения.

Если же страх оказывается сильнее, доверительность не находит себе выхода, остается неактуализированной, и энергия подавляемых естественных импульсов доверительности находит выход в разрушении личности «изнутри», что, в свою очередь, вызывает разрыв связей с окружающими.

Представители другого направления (прежде всего, трансактной психологии) исходят не столько из личности, сколько из самого процесса общения, основываясь на том, что доверительность есть продукт ситуации, а мотивы и другие индивидуально-психологические особенности играют второстепенную роль.

В доверии можно выделить такой содержательный компонент, как отражение сложившегося опыта и наблюдений человека, благодаря которым он может предвидеть, что человек, пользующийся его доверием, исполнит его ожидания. Сам факт наличия таких ожиданий повышает значимость того, к кому они обращены.

По концепции Д. Занда, понятие «доверие» опирается на намерения и побуждения субъекта, одаривающего доверием. Оно включает в себя:

  • собственное намерение довериться другому;
  • ожидание, что доверие оправдается;
  • поведение, соответствующее этим намерениям;
  • восприятие другими людьми собственного поведения как достойного доверия;
  • учет ситуации и предполагаемых последствий доверия (цит. по: Ратайчак, 1983).

Каким является человек, способный устанавливать доверительные отношения, искренний и открытый, и чем от него отличается человек, не испытывающий доверия к людям? Ответить на этот вопрос позволяют результаты исследования, проведенного В. Н. Куницыной в 1991 году (см. врезку).

Отчужденность, большая эмоциональная и психологическая дистанция, устанавливаемая и поддерживаемая даже в близких родственных отношениях теми, кто не умеет доверять, ведет к субъективному, остро переживаемому одиночеству, порождает трудности в общении.

В связи с доверием рассматривается понятие «доверчивость».

Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.