Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция В. Н. Мясищева




Известный советский ученый В. Н. Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию психологии отношений, основные положения которой он изложил в фундаментальном психологическом издании «Психологическая наука в СССР» (Мясищев, 1960). Психологические отношения человека он видел как целостную систему индивидуальных, сознательных связей личности с объективной действительностью, отражающую историю жизненного пути человека, его личный опыт.

Отношение, по Мясищеву, всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убежденность. Отдавая должное в этой структуре потребностям и эмоционально-волевым компонентам, особыми видами отношений он считал все же интересы, оценки и убеждения. Структура отношений на протяжении жизненного пути человека претерпевает существенные изменения.

В. Н. Мясищев обосновывал практическое значение теории отношений для организации педагогической работы по целенаправленному формированию отношений; неоднократно писал о том, что знание всей системы отношений человека с окружающими людьми (сохранность, гармоничность ее, либо нарушение, тревожащая дисгармония) позволяют установить причинно-следственные связи между возникновением неврозов и нарушением отношений человека. Следует особо подчеркнуть его вклад в обоснование и анализ категории «психические отношения».

В своей работе «Личность и неврозы» В. Н. Мясищев доказывал, что понятие «отношение» является важнейшей категорией, объясняющей суть психического. Психические отношения проявляются в единстве познавательных, эмоциональных, волевых и предметно-практических компонентов психического акта.

Основные признаки психического отношения он усматривал в избирательности, активности, целостно-личностном характере, сознательности.

Обращая внимание на преимущественно сознательный характер человеческих отношений, Мясищев считал необходимым провести границу между понятием «психическое отношение» и такими понятиями, как «установка» и «стереотип». «Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя» (Мясищев, 1960, с. 222). Личность он рассматривал как систему отношений и в гармоничности этой системы видел фундамент цельности.

В. Н. Мясищев разрабатывал теорию отношений в те годы, когда в зарубежной социальной психологии широко распространилось и утвердилось понятие «аттитюд» – социальная установка.

 

Связь общения и отношения может быть прослежена через анализ функций неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

  • организация совместной деятельности;
  • познание людьми друг друга;
  • формирование и развитие межличностных отношений.

Б. Ф. Ломов подчеркивал, что общение – многомерный и полифункциональный процесс, и наиболее важная и сложная его функция – формирование межличностных отношений – изучена менее всего (Ломов, 1984).

Категория «отношение» в советской психологии разрабатывалась В. Н. Мясищевым в 1950-1960-е годы. К настоящему времени она включает в себя такие категории, как психические отношения, психологические отношения, социально-психологические отношения, межличностные отношения, взаимоотношения, личные отношения, самоотношение.

 

14.2. 1. Соотношение понятий: установка (аттитюд), отношение, оценка, интерес

 

У таких фундаментальных понятий, как установка и отношение, есть немало общего. Попробуем их сопоставить.

Напомним, что отношения В. Н. Мясищев определял как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающую три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира (подробнее об этом см. стр. 194).

Понятие «аттитюд» в психологию внедрили социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, которые определили социальную установку как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.

Если в формировании отношений ведущим является эмоционально-волевой компонент, и значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения очевидно, то в трехкомпонентной структуре установки (описательное знание, оценка-отношение, программа и планы поведения по отношению к объекту установки) весома роль когнитивного и поведенческого компонентов.

 

Аттитюд (социальная установка)

психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

 

Эмоциональный компонент важен как наиболее оптимальный канал для изменения всей установки, а поведенческий – как готовность действовать определенным образом. Знания об объекте, программа и план поведения всегда присутствуют в структуре установки, в то время как отношение к социальному объекту может быть либо умозрительным, либо сугубо эмоциональным, не содержащим осознанных либо неосознанных намерений и побуждений действовать определенным образом. Если отношение к объекту более тесно связано с потребностями, интересами, мотивами индивида, то конкретные установки обнаруживают большую зависимость от системы ценностей индивида.

 

УМЕСТНАЯ ЦИТАТА

 

Во многих работах отечественных психологов развиваются и уточняются основные понятия теории отношений. Я. Л. Коломинский рассматривает понятия «общение», «взаимоотношения», «отношение к человеку», «личные отношения» в группе сверстников и определяет общение как «такое информационное и предметное и т. д. взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются их межличностные отношения» (Коломинский, 1976, с. 171). В работе приводится разграничение собственно взаимоотношений и процесса общения.

Установлено, что, прогнозируя отношение к себе сверстников, школьники прежде всего ориентируются на свое отношение к ним, осознанно или неосознанно рассчитывая на симметричность своего предпочтения. Этот психологический феномен обозначен автором как «презумпция взаимности».

Я. Л. Коломинский утверждает, что «личное», индивидуальное отношение людей друг к другу, взаимное отношение в качестве индивидов есть особая социально-психологическая реальность, которая и является предметом специальных теоретических и экспериментальных исследований.

Исходя из экспериментальных данных, он показал, что даже субъективно переживаемые как непосредственные симпатии взаимоотношения между школьниками объективно опосредованы теми социально-психологическими эталонами, стандартами и стереотипами, которые усвоены ими в процессе коллективной деятельности, в процессе воспитания.

А. А. Бодалев, рассматривая закономерности формирования отношений, подчеркивает необходимость управления этим процессом. Он отмечает особую роль в этом процессе значимых людей. «...Отношения наиболее субъективно значимых людей... сильнее всего влияют на восприятие окружающего, рождают наиболее сильные переживания и толкают к нестандартным поступкам. Отношение, переходящее в уважение или любовь к привлекательному для личности человеку, делает ее податливой к таким исходящим от этого человека воздействиям, как убеждение, психическое заражение, внушение» (Бодалев, 1996, с. 59).

 

(См.: Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. –

Минск, 1976; Бодалев А. А. Психология общения. – М.; Воронеж, 1996.)

 

Социальные установки нередко заимствуются, некритически усваиваются человеком от сверстников, родителей, из мира массовой культуры, сферы действия средств массовой коммуникации. Отношение же формируется как личностно пережитое, значимое для индивида взаимодействие, как глубоко эмоционально окрашенное явление личного опыта.

Таким образом, обе категории имеют равные права на существование в рамках современной психологической науки. Однако отношение является родовым понятием, более обобщенным, включающим в себя многочисленные видовые понятия, среди которых важное место занимают установки как определенные формы избирательного отношения, организующие селекцию, отбор, восприятие и интерпретацию получаемой информации.

Установки и отношения выполняют важную функцию координации познавательной деятельности человека, повышения активности всех психических процессов. Будучи устойчивым, структурированным компонентом сознания человека, они, наряду с интересами, потребностями и мотивами, становятся побудительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности и деятельности человека.

Близкой к категории «отношение» является категория «оценка».

Оценка предполагает наличие критериев, единиц измерения, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждений о сходстве и различии объектов, уровне развития явления, характере его связи с другими явлениями, а также позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценки могут быть конкретными, частными, не связанными друг с другом, являются формой выражения отношения, его объективации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.