Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение, обращение, отношение




Коммуникация

это специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми по средством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

 

Категория «взаимодействие» приложима не только к социально организованным контактам людей. В этом ее отличие от категории «общение». Б. Г. Ананьев, говоря о необходимости изучения целостного образа жизни как «комплекса взаимодействующих обстоятельств», указывал, что «взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности» (Ананьев, 1965, с. 279). Для социальной психологии оказалось чрезвычайно продуктивным акцентирование понятия «социальная ситуация развития личности». Позднее к содержательному анализу этого понятия обратились многие отечественные и зарубежные психологи; в частности, известный польский психолог Ст. Мика в своем труде «Социальная психология» (Мика, 1985) уделяет ему значительное место.

Одним из важных и малоизученных видов общения следует считать общение человека с самим собою, которое менее всего подпадает под категорию «взаимодействие».

Понять этот вид общения помогают работы Б. Г. Ананьева о природе внутренней речи, одной из функций которой, по его мнению, является актуализация нравственного самосознания личности. Он называет внутреннюю речь «голосом совести» (Ананьев, 1960, с. 9). Этой же цели служат дневники и другие личные документы, фиксирующие опосредованные результаты самонаблюдения и общения человека с самим собою.

 

 

В. Н. Мясищев подчеркивал теснейшую связь отражения, общения и отношения, которая выражается через обращение к партнеру в ходе контакта.

В своем выступлении на Всесоюзном симпозиуме по психологии общения в 1970 году он говорил: «Связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна», – и продолжал, – «В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным и отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком» (Мясищев, 1970, с. 112-116).

Обращение к человеку в ходе взаимодействия является формой выражения отношений и установления, либо подтверждения уже существующей дистанции. В одной из своих последних работ В. Н. Мясищев заметил, что даже простой перечень форм обращения («приветливое, предупредительное, деликатное, вежливое, уважительное, мягкое, ласковое, нежное или, наоборот, холодное, сухое, резкое, грубое, жестокое») показывает их роль в формировании отношений или изменении их (Мясищев, 1974, с. 18). Вспомним, какую тревогу вызывает внезапный холодный тон всегда приветливого по отношению к нам человека, как этот тон, выраженная отстраненность заставляют нас искать причину изменения отношений, пересматривать свои поступки и поведение в недавнем прошлом, искать пути сближения.

Поиск правильной формы обращения к собеседнику требует достаточного уровня вербальной и коммуникативной компетентности, учета культурных обычаев данной общности, знания национальных и этнических особенностей взаимодействия, норм этикета и приличия, принятых в данной среде. Житейский пример: находясь в служебной командировке в Польше, российские преподаватели старались исходить из норм вежливости, принятых на родине, то есть заранее наводили справки и обращались к польским коллегам по имени-отчеству. Ответной реакцией, однако, оказывалось заметное недовольство собеседника. Намного позднее выяснилось, что обращаться следовало не «Уважаемая Марта Генриховна...», а «Уважаемая пани профессор....» и т. п.

Выбор формы обращения диктуется обстоятельствами беседы, характером взаимоотношений, культурой и воспитанностью собеседников, их психологической грамотностью, социально-психологической и коммуникативной компетентностью, подготовленностью к сложным формам взаимодействия. Личные качества людей, вступающих в контакт, имеют первостепенное значение для выбора соответствующей случаю формы обращения. А. А. Бодалев указывает, что «выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это прежде всего способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии» (Бодалев, 1983, с. 70).

 

ТЕОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.