КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Установка на любовь и особенности личности
В дипломной работе Д. Р. Павловой, выполненной в 1997 г. (под рук. В. Н. Куницыной), были проанализированы результаты опроса двух групп (38 человек). Одну из них составили предприниматели, вторую – государственные служащие, из них 28 женщин и 10 мужчин в среднем возрасте 27 лет. Помимо опросника AMORE, использовались методики КОСКОМ, СО-25 и МАФ. Прежде всего, оказалось, что род занятий может быть связан с полярными установками по отношению к любви. Основные результаты по материалам корреляционного анализа говорят о некоторых мотивационных тенденциях, объясняющих специфику установок на интимные отношения у разных профессиональных групп. Реалистическая любовь предполагает дальновидность в отношениях и определенный прагматизм. В группе предпринимателей она связана с надеждой на принятие, со стремлением к сближению и доверительному общению. В группе служащих – с боязнью быть отвергнутым. В обеих группах реалистическая любовь оказывается тесно связана с пессимистической. Таким образом, в реалистической любви всегда присутствует изрядная доза пессимизма. Оптимистическая любовь (оптимист склонен в жизни и в человеческих отношениях видеть хорошие стороны, верить в успех) строится на уверенности в общении и знании жизни, имеет тесную связь с платонической и чувственной любовью. Следовательно, оптимистическая любовь многогранна. Пессимистическая любовь (пессимизм – мрачный, безрадостный взгляд на жизнь, склонность видеть все в мрачном свете, унылое настроение) более всего связана с боязнью отвержения, и это согласуется с мнением психологов о том, что пессимистическая любовь наполнена страхами. При этом у предпринимателей знание жизни способствует выработке пессимистической установки на интимные отношения, а у служащих определяется скорее неспособностью к самопрезентации. Платоническая любовь присуща тем предпринимателям, кто по природе своей склонен к альтруизму; предпочтение этого типа любви у служащих связано с боязнью, что их могут отвергнуть. Чувственная любовь в сознании предпринимателей связана с эмоциональной неустойчивостью, для служащих она представляется в чем-то несовместимой с воспитанностью. Вероятно, в этих связях отражается представление о чувственной любви как о мало управляемой стихии. Аффективная любовь никаких ассоциаций с другими видами любви не имеет. В представлении опрошенных она является помехой в совместимости людей и их контактах, подрывает имидж человека, но зато помогает преодолеть боязнь отвержения со стороны любимого.
Женщины более вовлечены в любовные отношения, о них можно сказать, что они «парят в облаках», склонны к возвышенным и романтическим чувствам, для них важнее доверительность в отношениях и возможность опекать партнера, заботиться о нём. Для возникновения любви и ее развития важно самораскрытие. В исследовании Грили (1991; по: Майерс, 1987) обнаружено, что 75% семей, ответивших, что они обычно молятся вместе (так, что каждый слышит молитву другого), посчитали себя счастливыми людьми. Среди супружеских пар, которые этого не делают, только 57 % назвали себя счастливыми. Бывает ли любовь разной на определенных возрастных, эмоциональных, нравственных ступенях развития человека? Д. А. Ли, К. и С. Хендрик выделили три любовных стиля – «страсть», «игра» и «дружба», различные комбинации которых образуют вторичные любовные стили -«цвета». Предложенная типология любви, эмпирически проверенная на двух больших выборках около полутора тысяч человек, составляет 6 типов (Кон, 1988):
Если существует столько видов любви, то становится понятным, как можно одновременно любить несколько людей и почему в течение жизни один и тот же человек способен любить несколько раз, каждый раз по-другому, но, может быть, с той же силой, страстью, привязанностью и самоотдачей. В длительных любовных отношениях привлекательность партнера поддерживается такими личностными факторами, как психическое здоровье, самоприятие, компетентность. Человек, который по своей или чужой вине пришел к разрыву и распаду отношений, временно теряет самоуважение, его самооценка понижается, и, как следствие этого, он становится малопривлекательным именно тогда, когда ему это более всего нужно. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием для высокого личностного развития и самореализации.
Выводы
1. Итак, формальное и неформальное общение различается по степени включенности межличностных отношений, учета индивидуальных особенностей партнера, использования способов психологического воздействия. 2. Контактное неформальное межличностное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного межличностного общения оно имеет активную обратную связь, обогащенную контекстом и подтекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств общения, носит игровой характер и включает механизмы рефлексии. 3. Межличностное доверительное общение имеет своей тактической целью установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции, своей стратегической целью – формирование дружеских доверительных отношений. Оно может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности оптимального психологического контакта. 4. Доверительное общение приносит психологическое облегчение, улучшает обратную связь в процессе самопознания и обеспечивает психологическое сближение, углубление взаимоотношений. 5. Истинное доверие требует взаимных и точных оценок субъектов общения, касающихся их возможностей, намерений, компетентности. Оно в корне отличается от доверчивости и псевдодоверия. 6. Доверчивость – постоянное общее ожидание человека, что можно верить слову, клятве, сказанному или написанному человеком и группой; нередко соседствует с подозрительностью, наивностью и другими формами псевдодоверия. 7. Доверительность в общении, понимание мотивов собеседника, субъективная легкость общения служат установлению психологической близости между людьми. 8. Существуют два уровня психологической близости: один – первичный по времени возникновения, неосознаваемый – не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью; другой – рациональный, управляемый посредством субъектов общения, основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. 9. Разные установки по отношению к дружбе и любви основываются на различных личностных свойствах, ценностных и эмоциональных отношениях человека к миру и себе и являются устойчивой ориентацией в мире человеческих отношений и привязанностей.
Основные понятия Доверчивость Привязанности
Вопросы для самопроверки
1. Найдите существенные, второстепенные и необязательные признаки доверительного общения: · близость психологической дистанции; · значимость доверяемой информации; · внешняя привлекательность партнеров друг для друга; · чувство доверия к партнеру; · вера в порядочность партнера; · схожесть взглядов и установок. 2. Являются ли синонимами «доверительность» и «открытость»? 3. Псевдодоверие – это... 4. Назовите виды псевдодоверия. Чем они отличаются друг от друга? Приведите примеры. 5. Что общего и в чем отличие между доверчивостью и наивностью? 6. Может ли, и при каких условиях, псевдодоверие перерасти в доверительные отношения? 7. Связаны ли оптимизм и пессимизм с доверчивостью? 8. Какое утверждение является правильным? а) Эмоциональное возбуждение препятствует аттракции. б) Красота является безусловной ценностью в рамках данной культуры. в) Существует стереотип привлекательности. 9. К особенностям аттракции в группе не относятся: а) Пониженная способность воспринимать критику; б) Стремление взять на себя ответственность за ошибку; в) Лучшее преодоление стресса; г) Изменение структуры ценностей. Учебное задание
Определите по невербальным характеристикам и позам, в каких отношениях находятся эти люди. Тест для женщин «Партнер на всю жизнь» Сначала все участники рассматривают 8 картинок, изображающих мужчину и женщину (А В С D Е F G Н). Инструкция: «Перед вами 8 картинок, обозначенных буквами. Рассмотрите их внимательно. Некоторые из них вызовут вашу симпатию с первого взгляда, другие окажутся менее притягательными. Отвечая на вопросы, выбирайте каждый раз только одну картинку и записывайте обозначающую ее букву. Одну и ту же картинку можно выбирать несколько раз». Вопросы: 1. Какой из этих картинок вы бы дали название «Любовь»? 2. Какая из восьми пар вызывает у вас наибольшую симпатию? 3. Как вы считаете, какая из восьми женщин лучше прочих чувствует себя в своем союзе? 4. Который из мужчин лучше прочих чувствует себя в своем союзе? 5. С которой из этих пар вы бы отождествили свой союз? 6. Если бы вы фотографировались со своим партнером, то на какую из этих картинок ваша фотография была бы похожа? 7. В каком из этих взаимных расположений партнеров на картинках вы почувствовали бы себя наиболее уютно? 8. В компании среди близких друзей в какой позе вы чаще всего оказываетесь со своим партнером?
Закончив, подсчитайте, сколько раз вы выбрали одну и ту же букву. Если вы выбрали разные буквы, это значит, что вы желаете иметь около себя всестороннего партнера – отца, приятеля, брата и любовника в одном лице. Если чаще всего вы выбирали какую-то одну букву, это означает, что: А – счастливее всего вы можете быть с партнером, для которого всего важнее на свете – любовь. Любовь к вам, конечно. Лучше всего, чтобы это был романтик, который бы писал вам стихи. Помните только, что такой Ромео должен быть из богатого дома, иначе у него не хватит времени, чтобы заботиться о вас как следует. В – даже если вы не хотите в этом признаться, вам лучше всего с партнерами, которых вы можете опекать подобно матери или отцу. Поскольку вы сами любите находиться в центре внимания, лучше всего вам подходит партнер, который держится в тени и умеет к вам приспособиться. С – идеальный для вас партнер должен быть очень чувствительным человеком, который угадывал бы ваши мысли и чувства. Ожидаете от него, что он разрешит ваши проблемы, не отягощая вас своими собственными. Охотнее всего видели бы в нем доброго приятеля. D – вне всякого сомнения вы хотите, чтобы вами восхищались. Партнер, который вам подойдет, не обязательно должен вас понимать. Наоборот, вы любите быть капризной и загадочной; «приятель» – это не ваш герой, вы стремитесь к «настоящим» мужчинам. Е – настоящий партнер для вас тот, кто оставит вам полную свободу, и при этом достаточно крепкий для того, чтобы служить вам опорой в трудной ситуации. Ваш идеальный партнер – человек спокойный, уравновешенный, который мог бы в случае надобности выровнять ваше часто переменчивое настроение. F – вам требуется настоящий партнер, который поддерживал бы вас так же, как и вы его. Чем больше он на вас будет похож, тем лучше. Вы должны иметь общую цель или общую работу, иначе быстро можете друг другу надоесть. G – ваш партнер должен быть человеком успеха, акулой бизнеса, например (но дело не в деньгах, а в престиже). Н – вы ищете опекуна, который даст вам беспечную жизнь. В своем супружестве вы ищете покоя. С партнером, у которого постоянно новые помыслы, вы были бы несчастливы. Больше всего вас привлекают в партнере его постоянство и устроенность.
Дополнительная литература Аргайл М. Психология счастья. – М: Прогресс, 1990. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. Кон И. С. Введение в сексологию. – М., 1988. Мясищев В. Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности. – Л.: Знание, 1974. Русский эрос или психология любви в России. – М.: Прогресс, 1991. Фромм Э. Искусство любить. – М., 1990. РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения
Глава 16. Межличностное восприятие
16.1. Межличностное общение: социальная перцепция
Социальная перцепция или в узком смысле восприятие и понимание людьми друг друга – это одна из центральных проблем межличностного общения. В отечественной науке первым начал разрабатывать эту проблему А. А. Бодалев, положивший начало большому кругу исследований и создавший научное направление, в рамках которого было накоплено большое количество эмпирических данных и закономерностей. Со времени выхода первых работ А. А. Бодалева («Восприятие человека человеком», 1965; «Формирование первого впечатления», 1966; «О восприятии и понимании человеком самого себя», 1968; «Формирование понятия о человеке как о личности», 1970; «Новые данные к проблеме социальной перцепции», 1970; «Личность и общение», 1979, 1983 и др.), ставших энциклопедией знаний в этой области, появилось огромное количество книг по всем аспектам этих проблем.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |