Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение денег




Вопрос о происхождении денег различными теоретичес­кими школами связывается с процессом развития обмена.

Исследовать происхождение денег - это исследовать развитие тор­говли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который

1 Бем-Баверк Е. Основы тео- рии ценности хозяйственных- благ Указ- С04- с- 334-
Ф. Хайек назвал «расширенным поряд-

ком человеческого сотрудничества».

Самой простой формой обмена явля-

ется бартер. Бартер - это непосредствен


ный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменива­ет 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. Однако бар­терные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при огра­ниченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участни­ков при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торгов­лю большого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Например, вы хотите обменять свою пшеницу на медный кувшин, но владельцу кувшина не требуется ваше зерно. Потребуется множество промежуточных торговых сделок, прежде чем вы наконец станете обладателем кувшина.

Это затруднение, отмечал К. Менгер, казалось бы непреодолимым, если бы «в самой природе вещей не существовало средства, которое само по себе и без всякого... соглашения или государственного принуж­дения» приводит к решению указанного затруднения».1 Дело в том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, облада­ющий наибольшей с по с о б но с тью к сбыту (термин К. Менгера). Выра­жаясь современным языком, речь идет о товаре, обладающем наиболь­шей л и квидно ст ью. Ликвидный товар (или любое другое благо) - это легкореализуемый товар. С понятием ликвидности мы еще будем нео­днократно встречаться в последующих главах учебника.

Пока нам требуется выяснить, от чего же зависит способность това­ра к сбыту, или ликвидность.

Во-первых, эта способность ограничена кругом лиц, которым можно сбыть свой товар. Владелец товара не может продать свой товар тем лицам, которые не имеют потребности в них; которые в силу правовых и физических оснований отстранены от их приобретения; которые не зна­ют о появившейся возможности обмена (малоизвестные товары обладают весьма ограниченной способностью к сбыту) и в силу еще некоторых ог­раничений.

Во-вторых, способность товаров к сбыту ограничена областью, в ко­торой товар может найти сбыт. Это означает, что помимо наличия круга лиц, которым можно сбыть товар, не должно быть непреодолимых препят­ствий (физических или правовых) при транспортировке товара в данную местность; транспортные издержки не должны быть слишком высоки.

1 Менгер К. Основания поли тической экономии. Австрийская школа в политической экономии м., 1992. С. 218.
В-третьих, способность товаров к сбыту ограничена количественно.
Эта способность ограничена размерами еще неудовлетворенных по­
требностей; кроме того, всегда существуют границы количественного
объема сбыта, сильно различающиеся у
разных товаров. Так, К. Менгер предлага-

ет сравнить способность к сбыту какого-

либо научного трактата о перуанских

древностях и способность к сбыту мяса.

или хлеба.


Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


В-четвертых, способность к сбыту зависит от промежутка времени, в течение которого возможен сбыт. Эти различия товаров станут яснее, если сравнить возможное время реализации свежей клубники, устриц, копченой колбасы, политических газет, остромодных товаров и т. д.1

Итак, товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньг и - э т о а бс олю тн о л и кв и д н ое с ред ст во о бм ена. Деньги являются одним из наиболее значительных компонентов эконо­мической жизни общества. Они, как ясно из предыдущего анализа, по­явились на определенном этапе развития хозяйственной жизни обще­ства, но не как продукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат развития экономических отношений, как результат есте­ственной хозяйственной жизни людей.

Уже на раннем этапе развития торговли в разных странах и регио­нах люди находили такой товар, который отличался большей способно­стью к сбыту, чем их собственный, и который мог быть обменен на тот товар, в котором они нуждались. В качестве средства обмена использо­вались любые товары - скот, зерно, соль, медь и т. д., но все они долж­ны были удовлетворять одному требованию: получить о бщ ее пр и зна­ ни е и покупателей, и продавцов как средство обмена. В России до кон­ца княжения Дмитрия Донского в качестве наиболее ликвидных средств обмена обращались серебро в слитках («гривны»), иностранная монета (до половины VIII в. - римские динарии, в VIII—X вв. - восточные дирхе­мы, преимущественно арабские, с XI - западноевропейские монеты) и меховые ценности («куны», «резаны», «мордки» и т. д.). Постепенно аб­солютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы -золото и серебро.

Заметим, что неоклассическая школа подчеркивает то огромное вли­яние, которое оказала на возникновение денег пр и вычка. Этот фактор поможет многое объяснить в природе современных денег.

В связи с анализом денег мы можем дать еще одно определение ка­
тегории цены. Цена - э т о пропорц и я об м ена т оваров на де н ьг и. Та­
ким образом, мы видим, что определения цены могут охватывать раз­
ные стороны этого важнейшего рыночного феномена. Во-первых, цена
- это альтернативные издержки, о чем говорилось в гл. 3. Во-вторых,
цена - это информационный сигнал («симптом экономического вы­
равнивания», по Менгеру), который подсказывает субъекту рыночного
хозяйства наиболее выгодное направление его деятельности. И, нако­
нец, цена - это пропорция обмена това­
ров на деньги.

Но вернемся к благородным мета подробней см.: Менгер к.

лам - золоту и серебру. Почему именно Основания политической экономии.-они стали деньгами? Золото и серебро Указ. соч. С. 205-210.


стали деньгами потому, что обладали совокупностью качеств, позво­ляющих им лучше, чем другим товарам, выполнять роль абсолютно лик­видного средства обмена:

1) сохраняемость;

2) портативность (т. е. высокая ценность в небольшом объеме);

3) экономическая делимость (т. е. слиток золота, поделенный на две равных по весу части, означает, что и ценность каждой половины слит­ка ровно в два раза уменьшилась). Этим свойством не обладают ни скот, ни меха, ни жемчуг, ни алмазы и т. д.;

4) относительная редкость золота в природе.

В современных условиях золото, а еще раньше - серебро, переста­ло быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бумажные деньги (банкноты), а не мешочки с золотым песком или золо­тые монеты. Что же сейчас является деньгами?

Ответ на этот вопрос мы получим в разделе «Макроэкономика», в гл. 20, когда рассмотрим деятельность Центральных и коммерческих банков. Но в настоящем параграфе мы затронем лишь два аспекта, свя­занных с природой современных денег: деньги как ликвид н о ст ь и как декре т ные деньги.

Понятие ликвидности, уже известное нам, означает, что современ­ные бумажные деньги (доллары, евро, эскудо и т. п.) обладают непос­редственной покупательной силой. Ликвидное средство, как отмечалось ранее, - это легкореализуемое средство обмена. Например, если у вас есть 12 стульев, это вовсе не означает, что в любой момент их можно обменять на любую понадобившуюся вам вещь. А вот если вы располагаете определенной суммой денег (долларов, евро и др.), вы всегда сможете обменять их на любое благо. Но почему какие-то кус­ки бумаги обладают абсолютной ликвидностью? И тут мы подходим ко второму аспекту, касающемуся природы современных денег. Де н ь­г и - э т о о бщ епр и знанное с ред ст во о бм ена. Здесь очень важно обра­тить внимание на слово «общепризнанное». Чем же определяется цен­ность современных денег, точнее, обладают ли вообще бумажные день­ги ценностью?

Современная экономическая теория отвечает на этот вопрос так: люди ценя т бумажные деньги и поэтому делают их «бумажками», име­ющими ценность. Если люди соглашаются что-либо считать деньгами, то это «что-то» и будет являться деньгами. В настоящее время деньги декре­тируются государством в лице Центрального банка страны, ответственно­го за предложение денег. Ценность денег определяется во многом довери­ем к правительству и Центральному банку, держащему под своим конт­ролем объем денежной массы. Устойчивость (неизменность покупатель­ной способности) современных денег определяется вовсе не золотым за­пасом страны. По аналогии с золотом можно сказать, что у правительства


 




Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


такие же задачи, что и у природы, сотворившей золото в ограниченном количестве: Центральный банк должен сделать ограниченным предло­жение денег и делать их доступность тем самым также ограниченной. Если бумажные деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то их ценность исчезнет совсем.

Подводя общий итог анализу возникновения денег, нужно обратить внимание на одну специфическую роль, которую играют деньги в рыноч­ном хозяйстве. Обмен, о котором так много говорилось в предыдущих параграфах, связан с определенными издержками (К. Менгер говорит об эконо ми че с к и х жертвах, которых требуют меновые операции). Что это за жертвы, или издержки? Это уже известные нам трансакционные из­держки, связанные с осуществлением обменных сделок (трансакций). Ведь обмен происходит, как отмечал Р. Коуз, не в идеальном мире, где два человека беспрепятственно меняют на опушке леса яблоки на оре­хи, не неся при этом никаких трансакционных издержек. Деньги же по­ м огают с окраща т ь т ран с акц и онные и здержк и, о б легчая и ус коряя о б мен. Поэтому деньгами в разных странах и регионах становился не самый полезный (с точки зрения личного потребления) товар, а такой, который в наибольшей степени способствовал облегчению обмена. На­значение денег - не приносить пользу, подобную удовлетворению по­требностей в еде, питье и т. п., а экономить трансакционные издержки. Можно представить, насколько больше были бы эти издержки, если бы развитие обмена началось и закончилось бартером: одни лишь затраты на поиски нужного контрагента составляли бы львиную долю этих издер­жек обмена!

В заключение этого параграфа отметим, что из повседневной прак­
тики мы знаем о наличных и безналичных деньгах (подробнее об этом
см. гл. 20). Именно развитие безналичного денежного обращения, когда
деньги нельзя «потрогать», позволило Ф. Хайеку высказать очень важ­
ную мысль: деньги - это наиболее а бст рак т ный ин ст и т у т развитой ци­
вилизации, от которых зависит торговля и «через которые опосредству­
ются... чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных
действий». Поэтому деньги, подчеркивает Ф. Хайек, «которые мы ежед­
невно пускаем в ход, остаются вещью совершенно непостижимой, и,
пожалуй, наряду с сексом - объектом самых безрассудных фантазий».1
Изучение экономической теории поможет вдумчивому читателю освобо­
диться от обыденных представлений о деньгах и не дать увлечь себя
фантазиям, например, о возможности ликвидации денег в целях дости­
жения всеобщего равенства, как это
предполагалось в теориях социалистов-
утопистов и не менее утопических

концепциях К. Маркса, Ф. Энгельса, 1 Хайек Ф. Пагубная самона-

В. И. Ленина. деянность. М., 1992. С. 177.


§ 5. Основные элементы

рыночного механизма

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, бази­руется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, кон­куренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма долж­ны стать прежде всего объектом нашего анализа.

В гл. 3 было показано, что любая экономическая система сталкива­ется с необходимостью решения трех основных вопросов: Что произво­дить? Как производить? и Для кого производить? В рыночной экономи­ке эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происхо­дит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить кар­тошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокра­щает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызы­вает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате про­изводители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополни­тельный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить боль­ше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использо­вать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предприни­мателей и новые капиталы. С другой стороны, вследствие снижения цен на картофель его производство становится менее выгодным по сравне­нию с производством мяса. Многие из тех, кто работает на картофеле­копалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты тру­да в других местах. Предприниматели, занятые производством картофе­ля, теряют часть прибылей и начинают искать более выгодные сферы приложения капитала. Со временем установившееся новое соотноше­ние цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение про­изводства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изме­нения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор тех­нологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это с про с и предложен и е. Спрос (платежеспособный) -


 




Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая ко­личеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количе­ство товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти коле­бания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие про­изводства и потребления.

Наконец, в-третьих, это конк у ренц и я. Цель каждого предпринимате­ля - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масшта­бов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отно­шению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурен­тная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже поку­патели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каж­дый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимули­рует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механиз­ма. Однако характер конкуренции может быть различным, что суще­ственно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

§ 6. Основные типы рыночных структур

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможнос­ти входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях с во б одной, или с овер ш енной конк у ренци и, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;


 

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к ин­формации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участ­ника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздейство­вать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и ниг­де не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам мо­гут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Его подробному анализу в условиях совершенной конкуренции будет по­священа гл. 6.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсут­ствует, то такая рыночная структура называется не с овершенной кон­к у ренц и ей. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) ч ист ая м онопол и я, когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигопол и я, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) м онопол ист иче с кая конк у ренция, которая характеризуется на­личием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции будут рассмотрены в гл. 7.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функциони­рования является экономическая свобода, самостоятельность, незави­симость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего из­ложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее поло­жение будет конкретизировано.

§ 7. Цена, спрос и предложение.

Равновесие на рынке

Сейчас необходимо перейти к вопросу о том, как дей­ствует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара и каким образом рыночная цена устанавливается на таком уров­не, когда спрос и предложение равны.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое


 




Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как пра­вило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить дан­ный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и ко­личество приобретаемого товара.

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графи­чески. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат (рис. 5.1).

 

 

 

Рис. 5.7.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.