Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И равновесие потребителя





 




Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


 

что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 - это лишь одна из бесчислен­ного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. б."1' пунктирной линией показаны лишь неко­торые из возможных кривых езразличия для данных товаров А и В: кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответ­ствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных то­варов называется кар т ой б езразл и чия.

Обратим внимание, что кривые безразличия имеют выпуклую к на­чалу координат форму. Чем это объясняется? Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от не­которого количества товара В для получения дополнительного количе­ства товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потре­битель имеет дело с товарами,

которые не являются полностью взаи­мозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого то­вара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребнос­тей (на данной кривой безразличия), называется предельной нор м ой за м е щ ен и я (MRS). Предельная норма замещения может быть представ­лена как отношение: MRS - АВ/ ДА На рис. 5.13 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу (ДД) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться (АВ), сокращается, т. е. предельная нор-

 

 

ма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицитным стано­вится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы пожерт­вовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара А приводит к уменьшению его предельной по­лезности, а сокращение количества товара В - к возрастанию его пре­дельной полезности. Наклон ивой безразличия в каждой ее точке оп­ределяется предельной нормой замещения (MRS), умноженной на -1.

Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зави­симости от предпочтений потребителя. На рис. 5.13 потребитель имеет дело с товарами, которые не отличаются совершенной взаимозаменяе­мостью. Но если в качестве примера взять товары - совершенные суб­ституты (полностью взаимозаменяемые товары), то кривая безразличия будет иметь линейный вид, как это показано на рис. 5.14а.

Чем же объясняется такая конфигурация? Допустим, потребителю нравится минеральная вода, но у него совершенно одинаковые предпоч­тения по отношению к газированной и негазированной воде. В таком случае он готов пожертвовать 1 единицей газированной воды, увеличив на 1 единицу потребление негазированной воды. Наклон кривой безраз­личия, имеющей линейный вид, в таком случае в любой ее точке везде будет равен -1. В случае же товаров - совершенных комплементов (рис. 5.146) потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут по­требляться лишь в строго постоянной пропорции. Например, электрон­ные часы и батарейка к ним. Электронные часы без батарейки не могут использоваться. Увеличение электронных часов до 2 единиц при 1 ба­тарейке никак не отражается на увеличении благосостояния потребите­ля. То же самое можно сказать и про увеличение батареек до 2 единиц при 1 единице часов. Запас батареек, как может показаться некоторым читателям, никак не увеличивает благосостояния потребителя: ведь вставить в часы можно лишь одну батарейку. Кривая безразличия в та­ком случае будет иметь L-образный вид.


 





Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


 

Товар В

8*

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный де­нежный доход. Пусть он тратит 6 долл. в день, причем товар А стоит 1,5 долл., а товар В - 1 долл. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар 6, то можно ку­пить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на лю­бую из возможных комбинаций товаров А \л В в пределах 6 долл. На рис. 5.126 прямая линия KL - это линия возможностей потребления для дан­ного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное огран и чение).

Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 5.12в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он по­лучит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой без­различия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положе­нии равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.

Как уже было сказано в § 7 данной главы, изменение спроса на бла­го при изменении его цены может быть объяснено при помощи эффек­та дохода и эффекта замещения. Используем теперь кривые безразли­чия для того, чтобы показать, в какой степени изменение объема спро­са вызывается изменением относительных цен, а в какой - реального дохода.

Допустим, что соотношение цен товаров А\л В таково, что при фик­сированном денежном доходе потребителя его линия возможностей по­требления (бюджетная линия) может быть представлена прямой KL (рис. 5.15). В этом случае положение равновесия потребителя опреде­ляется точкой касания бюджетной линии наивысшей возможной кривой безразличия (точка Е1 на кривой безразличия Ц), а объемы потребле­ния товаров А и В составят соответственно ОД, и ОВ1 единиц.

Такой способ измерения эффекта замешения принеизменменном реальном доходе был предложен английским экономи стом Дж. Хиксом
Если цена товара А снизилась, а цена товара В осталась неизмен­ной, то бюджетная линия становится более пологой и пересекает ось абсцисс в точке М (прямая КМ). Эта новая бюджетная линия касает­ся более высокой кривой безразличия, и оптимум потребителя пере­мещается в точку Е2. В результате снижения цены товара А объем спроса на него увеличится до ОА2 единиц, следовательно, прирост спроса составит А,А2. Как разложить этот общий эффект на эффект замещения и эффект дохода?

Выделим сначала действие только

эффекта замещения при предположении,

что реальный доход потребителя остает-

ся неизменным. Реальный доход потре-

бителя может рассматриваться как неиз-

менныи, если потребитель остается на

-одной и той же кривой безразличия.1.


Рис. 5.15. Эффект дохода и эффект замещения

Проведем воображаемую бюджетную линию K,/W,, которая параллельна новой бюджетной линии КМ и касается первоначальной кривой безраз­личия Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен това­ров А и В, однако точка равновесия Е3 соответствует прежнему уровню реального дохода. Таким образом, переход точки равновесия потреби­теля из положения Е, в положение Е3 вызван изменением цен, и, следо­вательно, прирост потребления товара А в размере А^А3 единиц обус­ловлен эффектом замещения. Соответственно, переход точки равнове­сия потребителя из положения Е3 в положение Е2 и прирост потребле­ния товара А в размере А3А2 единиц представляет собой эффект дохо­да, поскольку обусловлен ростом реального дохода потребителя в свя­зи с изменением соотношения цен.

Обратим внимание, что в нашем примере к общему увеличению спроса на товар А привело действие как эффекта дохода, так и эффек­та замещения (результаты действия этих двух эффектов суммирова­лись). Это характерно для нормальных благ, объем потребления кото­рых возрастает при увеличении дохода. Как уже было показано ранее, при снижении цены на низкокачественное благо эффект дохода дей­ствует в направлении, противоположном эффекту замещения, причем в случае с товаром Гиффена эффект дохода перевешивает эффект заме­щения и общий эффект оказывается отрицательным.

Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как излишек потребителя. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу то­вара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой едини-


Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


 


Р > 80-60 40 20

0 i 2;' 3 4 £

Рис. 5. 16. Излишен потребителя

це товара, предшествующей этой последней, потребитель получает не­которую выгоду. Поясним идею излишка потребителя графически (рис. 5.16).

Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долл. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель заплатил бы 60 долл. Рыноч­ная цена каждой из двух единиц при этом составила бы одну и ту же величину - 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной - в данном случае второй - единицы). Что же получается? Индивиду­альная оценка полезности 1-й единицы - 80 долл., 2-й - 60 долл., их сумма - 140 долл. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) = 120 долл.; 3-ю единицу покупатель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уп­лаченная потребителем при покупке трех товаров, составит (40 + 40 + 40) = 120 долларов. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: (80 + 60 + 40) = 180 долл. Итак, и зл иш ек по т ре би теля - это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен упла­тить, и той суммой, которую он реально уплатил. А. Маршалл объясня­ет это следующим образом: излишек потребителя - это избыток цены, ко­торую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

На графике излишек потребителя - это заштрихованная область, ог­раниченная сверху кривой спроса, а снизу - линией цены. Че м н и же цена, тем б оль ш е вел и ч и на изл иш ка по т ре бит еля. При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 - 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 - 120 = 60 долл.


Концепция излишка потребителя широко используется неокласси­ческой школой при графическом анализе проблем налогообложения, монополистического ценообразования (см. гл. 7, § 6) и др.

Таким образом, были рассмотрены более подробно те факторы, ко­торые лежат в основе кривой спроса. Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходя­щем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие коли­чества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетворение.

Теория предельной полезности и теория потребительского выбора позволяют лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а также произвести более точный анализ спроса и влияние его количественных изменений на рыночное равновесие. Эти теории под­черкивают воздействие на экономическую систему импульсов, вытека­ющих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.

§ 10. Рыночное хозяйство и

деперсонифицированный механизм цен

Категории спроса, предложения и цены являются, как было отмечено в предыдущих параграфах, взаимосвязанными. На рын­ке происходят постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменений в спросе и предложении.

Авторы учебника - не сторонники бездумного использования англицизма но в данном случае речь идет о переводе та ких слов, как allocation distribution. На русский язык они часто переводятся одинаково как«распределение». Между тем есть оттенки в их значении на ан глийском языке. Первое из ука занных слов правильнее было перевести как «размещение» речь идет о размещении, или распределении факторов произ водства), а второе - собственно«распределение», т. е. распределение доходов.
Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг
некоего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающаяся
при равенстве спроса и предложения на

всех рынках, отражает некую «нормальную

цену», при которой предельная обществен-

ная полезность и предельные обществен-

ные издержки уравновешивают друг друга

(вспомним теорию цены А. Маршалла).

Эта «нормальная цена» - состояние наи-

более эффективного при данном неизмен-

ном уровне технологии использования

всех основных факторов производства: и –

труда, и капитала, и земли. -

Колебания рыночных цен и определяют

важнейшие функции рынка: (

Ра с пределен и е о с новных фак т о-

ров про и звод ст ва (аллока ти вная ф у н-

кц и я рынка).1 В тех отраслях, где наблю-


Глава 5


Общая характеристика рыночной экономики


 


дается повышение цен, происходит оживление производства, сюда пе­реливаются капиталы, труд и иные ресурсы. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли.

2. Ст и мулирование т ехн и че с кого прогре сс а. Если какой-то фир­ме удается уменьшить затраты факторов производства на единицу про­дукции до уровня более низкого, чем сложившийся уровень рыночной цены, то эта фирма получит прибыль. Для этого необходимо совершен­ствовать технологию, человеческие знания, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, без всяких лозунгов и призывов рыночная система заставляет экономичес­ких субъектов участвовать в процессе совершенствования и развития техники, технологии, науки и т. п.

3. Д и фференц и ац и я доходов суб ъек т ов рынка (д ист риб ути вная ф у нкц и я рынка). Эта функция с неизбежностью вытекает из двух пре­дыдущих: те хозяйствующие субъекты, чьи издержки производства ока­зались ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры оказались более точ­ными, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых прибылей. Рыночный механизм при распределении благ учитывает лишь «денежные голоса», а не потребности субъектов как таковые. Дру­гие же экономические агенты, оказавшиеся в проигрыше, терпят убыт­ки, разоряются и вообще уходят с рынка. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве - объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения фирм, но прилагать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен - бес­смысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка, как от­мечал Хайек, это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы.

Выдающиеся экономисты прошлого и современные теоретики ры­ночного хозяйства подчеркивают деперсонифицированный (безличнос-тный) характер рыночного механизма, т. е. механизма колебаний цен. Наиболее известным является положение А. Смита о «невид им ой р у ке», которая координирует действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный ин­терес. Ориентиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате самостоятельных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени со­ответствует структуре общественных потребностей. «Невидимая рука» - это и есть безличностный ценовой механизм, координирующий про-


цесс выбора множеством производителей и потребителей. Та же идея лежит в основе исследования Ф. Хайеком спонтанного, т. е. самопроиз­вольного порядка. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марксом в его концепции товарного фетишизма, когда над товаропро­изводителем господствует фетиш-товар с его постоянно изменяющейся ценой. Все эти исследования с точки зрения позитивного экономическо­го анализа сходятся на том, что в рыночной системе отсутствует лич­ная зависимость одного субъекта хозяйства от другого. Обмен деперсо-нифицирован. Это следует понимать не в смысле отсутствия личных контактов между продавцами и покупателями, или в рамках этих групп. Главное в другом - над каждым агентом рыночного хозяйства господ­ствует не личность - в виде вождя племени, феодала, председателя правящей партии и т. п., - а безличностная сила рыночных цен. Только эта сила и «приказывает», ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Однако с точки зрения нормативного анализа теоретики социализ­ма, в отличие от А. Смита, Ф. Хайека и других экономистов классичес­кого и неоклассического направления, дают резко негативную оценку «невидимой руке» рынка. Рыночный механизм предлагается заменить сознательным централизованным планированием, где не будет ни при­былей, ни убытков, ни богачей, ни бедняков, где цены будут назначать­ся Центром и им же поставщики будут прикреплены к покупателям. К чему может привести такая система хозяйства, описано как в работах экономистов, так и в художественных произведениях, наиболее знаме­нитыми из которых являются «негативные утопии» Е. Замятина («Мы»), Дж. Оруэлла («1984») и О. Хаксли («О дивный новый мир»). Воплощен­ные же на практике идеи о возможности сознательного регулирования из Центра всего и вся означали построение общества, именуемого в крайних его вариантах тоталитаризмом или командно-административ­ной системой (бывшие социалистические страны).

1 «Современный взгляд на эту проблему, - отмечают авторы одного из известных словарей, комментируя положение о «неви­димой руке», - сводится к тому, что хотя рука, без сомнения, дей­ствует, она, скорее всего, страда­ет артритом». См. «Словарь современной экономической тео­рии Макмиллана». М., 1997. С. 259.

Разумеется, рынок - не идеальное устройство общества; о преиму­ществах и недостатках рыночного меха­низма будет специально сказано в гл. 15.1 Однако, перефразируя известное изречение У. Черчилля о демократии, можно отметить, что рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исклю­чением всех остальных.


 




Общая характеристика рыночной экономики





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.