Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как социальная связь. Средства и техника общения




Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер – генератор идей, лидер – организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.

В отличие от ситуативного лидера руководитель призван решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат деятельности, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать ее действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения.

Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенны высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптируемость к изменяющимся условиям; коммуникативная культура.

Руководство может осуществляться различными способами – стилями. Наиболее распространены три стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.

При авторитарном стиле, как правило, не развивается инициатива группы, в общении с группой преобладает командный тон, поощрения и порицания носят субъективный характер. Руководитель находится как бы над группой. Этот стиль руководства может быть необходимым в экстремальных ситуациях.

Либеральный стиль руководства характеризуется невмешательством в принципиальные вопросы жизни группы.

Демократический стиль руководства характеризуется товарищеским общением руководителя со всеми членами группы, внимательным отношением к их инициативе, свободным обсуждением всех вопросов деятельности группы.

Во многих случаях своеобразие ситуации требует выдвижения ситуативного лидера, хорошо ориентирующегося в условиях данной ситуации и способного к принятию адекватных решений.

Групповые руководители и лидеры осуществляют свои функции посредством принятия единоличных и групповых решений.

Групповое принятие решений – осуществляемый группой выбор цели и средств ее достижения в альтернативных, проблемных ситуациях. При этом существенна информационная подготовка принятия решения, свободная внутригрупповая дискуссия, позволяющая сопоставить различные позиции, увидеть проблему с различных сторон, уточнить позиции отдельных членов группы, устранить скрытые конфликты, нивелировать эмоциональные реакции. Все это содействует принятию такого решения, которое может в дальнейшем выступить в качестве групповой нормы. Происходит групповая нормализация – возникает общепринятая усредненная норма поведения. Если же в результате групповой дискуссии мнения расходятся,возникает групповая поляризация. Величина групповой поляризации тем больше, чем больше смещены предпочтения отдельных членов группы от средних значений. Могут возникнуть феномен "сдвига к риску", возрастание рискованности суждений в ходе групповой дискуссии В этих условиях целесообразны напоминания со стороны руководителя о ценностных стандартах группы. Групповое принятие решений предполагает его согласование со всеми членами группы. Качество групповых решений зависит от уровня социального развития группы.

Руководителю необходимо знать стремления и возможности членов группы, их совместимость в отдельных видах деятельности. Одна из главных задач руководителя – мобилизация группы на принятие взвешенных оптимальных решений. Здесь необходимы такие качества интеллекта руководителя, как гибкость, решительность, неподверженность конформизму, устойчивость к социальной ингибиции (от лат inhibeo – удерживаю) – тормозящему воздействию группы на индивидуальную активность.

Современный руководитель должен быть знаком с основами праксиологии – науки о рациональных основах деятельности, с основами менеджмента – практическими знаниями и умением эффективного руководства производительными группами.

Дэвид Мерсер, продолжительное время работавший главой английского отделения одной из самых преуспевающих компаний мира – ИБМ (42 тыс. работников, 1,5 тыс. управляющих, годовая прибыль до 5 млрд. долл.), справедливо отмечает, что именно в недрах этой корпорации были сформулированы и опробованы многие современные принципы менеджмента. В их основе – отношения доверия между людьми по вертикали и по горизонтали, забота о подчиненных, хорошее знание психологии управления. Эти принципы базируются на известной теории "Y" Дугласа Мак-Грегори о том, что если условия благоприятны, если работники будут приобщены к управлению, то они будут стремиться к ответственности и творческому решению проблем.

Д. Мерсер предлагает следующий свод передовых принципов менеджеризма.

1. Глубокие убеждения в совместных этических ценностях фирмы, ее работников и покупателей.

2. Политика пожизненного найма.

3. Повышение квалификации (возможность перемены работ).

4. Личные (материальные и иные) стимулы к труду.

5. Неспециализированная карьера. Передвижения работника в соответствии с его умением, опытом, желаниями.

6. Личное участие работников в процессе принятия решений.

7. Неявный контроль за работой, в основе которого поиск причин ошибок, а не их фиксация.

8. Выращивание сильной корпоративной культуры труда и взаимоотношений.

9. Холистический (семейно-патерналистский) подход к работнику.

Руководитель призван обеспечить оптимальный социально-психологический климат в своей микросреде, создать условия для взаимного благорасположения людей. Особенно важно не допускать межличностных конфликтов. Причиной таких конфликтов нередко бывают завистливые, своекорыстные, недоброжелательные устремления отдельных руководителей-администраторов, их желание возвыситься над другими людьми, проявить властность, подчинить себе других членов группы.

В целях предупреждения межличностных конфликтов необходимо принимать меры по уравниванию групповых статусов членов группы, культивировать навыки дружелюбного общения, поощрять контакты людей, не допускать ситуаций, при которых поведение одних людей может быть причиной неудач других.

Зрелость коллектива – высокий уровень коллективного сознания, гражданственная позиция членов группы.

Основные особенности зрелого коллектива: 1) ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью; 2) товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон его жизнедеятельности; 3) каждый член коллектива видит перспективы движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии; 4) положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и превращается в традиции; 5) личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Социальная группа в своем развитии проходит несколько стадий. На первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность. На второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив. На высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психология межотраслевых отношений. При этом возникает феномен межгруппового восприятия, межгрупповых взаимооценок. Характеристики группы переносятся на всех ее членов. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппового фаворитизма, а если достоинства членов чужой группы принижаются – эффект межгрупповой дискриминации.

Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, возрастает внутригрупповая конфликтность. Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании – социальной организации.)

Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы – групповое сознание. Однако, как правило, групповое сознание отличается от общественного несистематизированностью, обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия. Групповое сознание может складываться как в результате систематического целенаправленного воздействия политических учреждений, средств массовой информации, так и стихийно, на основе практического жизненного опыта, обычаев и традиций.

Человек осмысливает мир для того, чтобы находиться в согласии с ним. У каждого человека есть собственный "здравый смысл", своя система отсчета целесообразности поведенческих актов. Люди со слабыми исходными позициями легко попадают под чары сомнительных доктрин, гипнотизируются утопическими мифами, включаются в неправедные дела за реализацию сомнительных лозунгов. Идеология становится привлекательной для масс, если она отвечает на их вопросы. Человеку непременно нужен указатель азимута его пути. Животные благодаря инстинктам не знают этих проблем. Человек же способен идти в разных направлениях, поэтому он превыше всего ценит "правильные" маяки, "верные" учения.

Социальное взаимодействие людей осуществляется посредством общения. Социальное общение – основное средство социализации личности, формирования группового и общественного сознания. Личность посредством общения включается в сложную систему социально-психологических связей.

 

Глава 4. Психология общения и межличностных отношений

 

 

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек – это узел связи", – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения. Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функции общения:

1) информационно-коммуникативную (прием и передача информации),

2) регулятивно-коммуникативную (интерактивную: организация взаимодействия людей в их совместной деятельности),

3) перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу),

4) аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным). Различается также техника общения – установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения. Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Рассмотрим общение как коммуникативную деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.