КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология конфликта
Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным. Кооперация – основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий. Кооперативная деятельность характеризуется высоким уровнем мотивации, коллегиальностью в принятии решений, готовностью к восприятию и введению инноваций (новообразований). Взаимодействие в условиях противоборства – конкуренция – характеризуется вовлеченностью в борьбу, стремлением к ущемлению интересов конкурента. Однако открытая война здесь еще сдерживается общепринятыми правилами. Активное ущемление интересов сторон порождает конфликт (от лат conflictus – столкновение).
Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению. Обострение конфликта сопровождается увеличением количества проблемных ситуаций. Конфликт – противодействующее состязание сторон с разнонаправленными интересами. Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности. Различаются антагонистические (непримиримые) и агонистические (примиримые) конфликты. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможного решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению. Конфликты могут быть мнимыми (имитированными) и реальными. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально конфликтной форме. Возможное при этом "сужение сознания" подавляет в индивидах чувство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта, а победа над оппонентом часто оказывается "пирровой победой". В межиндивидных конфликтах и в конфликтах между малыми группами происходит противостояние интересов, реализуемое в поведении противоборствующих сторон. В конфликтах между большими группами сталкиваются настроения и общественные мнения. Конфликты могут возникать по горизонтали (внутри социально однородных структур) и по вертикали. Но во всех случаях конфликт порождает отчуждение, противоборство и во многих случаях – вражду и ненависть. Возникнув в одной сфере отношений, конфликты распространяются и на другие сферы, порождая систему новых противоречий. Конфликтные ситуации могут быть реальными и нереальными, возникшими в результате их неадекватного отражения взаимодействующими сторонами. Нередко преувеличиваются размеры возникших противоречий, частным противоречиям придается гипертрофированное значение, недооцениваются простые пути их разрешения. В ряде случаев возникает ситуация мнимого конфликта, когда стороны вступают в противоборство из-за ложных противоречий. Такие конфликты могут быть вызваны неадекватной оценкой намерений другой стороны, неправильной интерпретацией ее действий. Нередко люди не понимают двусмысленности речевых сообщений, вырывают сообщение из его контекста. Порой к конфликту приводят даже не действия другой стороны, а ее негативный психический потенциал, возможность враждебных действий – возникают конфликты по ошибке. И действительно, конфликтное противоборство зарождается уже в ходе ранее возникшего мнимого конфликта. Многие мнимые конфликты возникают у лиц психически ослабленных или чрезмерно возбудимых. Жизнь не может быть бесконфликтной. Всеобщая гармония интересов – удел социалистов-утопистов. Конфликтное противоречие – основа саморазвития индивида и социальных систем. Человек должен не избегать конфликтов, а находить адаптированные выходы из них. Сама сущность рыночных и демократических отношений основана на свободном противоборстве, состязательности личностей и социальных структур. Однако это противоборство должно находиться в русле цивилизованных правил социального взаимодействия. Суть человека во многом определяется тем, как он себя ведет в конфликтной ситуации. Народная же мудрость предписывает ему универсальное правило: худой мир лучше доброй ссоры. Участвующие в конфликте стороны находятся, как правило, в ситуации выбора, нередко связанного с большим риском. И часто выбор, осуществляемый в состоянии крайнего психического напряжения, бывает неадекватным. Входя в конфликт, индивид не знает, как из него выйти, а его решения могут быть ущербными для него. Участники конфликта находятся в состоянии рефлексивного взаимодействия – предвидения возможного поведения другой стороны. В этой ситуации стороны часто прибегают к так называемому рефлексивному управлению – стремятся дать противоборствующей стороне ложную информацию для принятия ею невыгодных для нее решений. Приведем пример рефлексивного взаимодействия противоборствующих сторон из военной практики, описанный В. Пикулем. ...Во время первой мировой войны в одном прибалтийском городке немецкий морской офицер познакомился с молодой красивой кельнершей. Спустя какое-то время кельнерша передала офицеру портфель своего бывшего возлюбленного, бежавшего несколько месяцев назад. Немецкий офицер обнаружил в портфеле план минных полей, преграждавших вход в Финский залив. Он немедленно передал этот план в свой штаб. В штабе решили проверить этот план и провели несколько судов по указанным в нем проходам. После того, как суда вернулись благополучно, в штабе решили, что план подлинный. На основе этого плана была разработана большая операция по уничтожению русского флота. Эскадра немецких кораблей ночью пошла по указанному в плане фарватеру, но неожиданно один за другим последовало несколько взрывов. Сначала думали, что где-то ходит русская подводная.лодка, что это случайность, и продолжали идти вперед, хотя потеряли три новейших миноносца. Когда корабли вошли в залив, то обнаружили, что русского флота, который нужно уничтожить, нет и в помине. Возвращаясь, эскадра пошла тем же путем, так как командиры были уверены, что план правильный, а взрывы на пути в залив были случайными. Однако на обратном пути эскадру ждали еще большие потери. Только тогда немцы поняли, что они обмануты. Когда посланные для ареста пришли к кельнерше, они нашли пустую квартиру... Так русская разведчица по кличке Анна Ревельская за одну ночь увлекла на дно семь лучших кораблей немецкого флота. Рефлексивное мышление русских штабистов направило действия противника в заранее предусмотренном направлении. Аналогичный прием был использован советскими чекистами, которые, создав ложную контрреволюционную организацию (операция "Трест"), заманили и разгромили боевую группу Б. В. Савинкова. Среди участников конфликта различаются три поведенческих типа: 1) деструктивный, 2) конформный и 3) конструктивный. Деструктивный тип всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликта. Лицам такого типа свойственна постоянная оборонительная готовность, захваченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны. (К этому типу относятся большинство террористов, лица с авторитарной схемой поведения, ригидные личности.) Конформный тип склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванию агрессивного поведения. Конструктивный тип стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений. Значимость конфликтов в межличностных и межгрупповых отношениях, социальном управлении и правовом регулировании породила в наше время самостоятельную отрасль знаний – конфликтологию. Люди должны находить оптимальные способы улаживания своих разногласий, научиться вести переговоры, не нанося поражения друг другу. Каждый день человек вступает во взаимодействие с людьми. Каждый день его человеческое достоинство подвергается испытанию. Выйти с честью из этого испытания – сложная нравственно-психологическая задача. Разумное разрешение конфликтных ситуаций предполагает удовлетворение интересов каждой стороны, избежание позиционных споров*. Чем больше спорящая сторона защищает свою позицию, тем дальше она уходит от разрешения спора, заглушается рефлексивность социального взаимодействия**. В психике индивидов начинают превалировать крайне негативные впечатления о партнере, возникает всеподавляющая доминанта его виновности, лихорадочно изыскиваются средства отмщения. Быстро раскручивается спираль нанесения ущерба друг другу, преступается грань порядочности и правомерности. * Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта см.: Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. ** См.: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М, 1992.
Раскручивание этой зловещей спирали должно быть заблокировано в ее первом звене. Необходимо находить возможности "выпуска лишнего пара" и не доводить дело до взрыва. Для этого нужно понять психическое состояние партнера, ход его рассуждений, ставить себя на его место. Понимание партнера всегда ведет к сужению зоны конфликта. Многие опасения в отношении партнера бывают необоснованны, навеяны расхожими стереотипами и предубеждениями. Предлагайте партнеру неожиданные для него решения, предоставляйте ему возможность делать ставку на результаты иных действий. Побуждайте партнера выдвигать приемлемые для вас предложения. Выдвигайте свои предложения в соответствии с возможностями партнера. Не наносите ущерба его престижу. Рефлексируйте установки и чувства партнера. Контролируйте свое эмоциональное состояние. Помогайте себе и другим освобождаться от негативных эмоций, находите достойные выходы из конфликтных состояний. В последнее время интенсивно развивается исследование конфликторазрешающих факторов*. * См.: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995; Юридическая конфликтология. М., 1995; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990, см. также. Deutsch М. The resolution of conflict. New Haven. L., 1973.
Контроль над конфликтными ситуациями состоит из ряда процедур: 1) оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и предполагаемых действиях участников возможного конфликта; 2) воздержание от всех действий, способных придать конфликтной ситуации неуправляемый характер; 3) подключение к разрешению конфликта беспристрастных авторитетных арбитров; 4) выявление и использование всех возможностей взаимоприемлемого разрешения конфликта; 5) создание и поддержание атмосферы делового партнерства, избежание постконфликтного отрицательного эмоционального противостояния.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |