КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории голосообразования
Теории голосообразования. Импеданс. До середины 50-х годов XX столетия была принята мышечно-эластическая (миоэластическая) теория голосообразования, по которой голосовым складкам отводилась роль упругих эластических тяжей, в силу своей упругости колеблющихся в токе воздуха. Исходя из этой теории, полагали, что для голосообразования достаточно упругого сближения складок и поднятия воздушного давления под ними. Подскладочное давление своей силой размыкает сомкнутые складки, которые после прорыва порции воздуха смыкаются снова. По этой теории колебание голосовых складок совершается под влиянием двух сил: силы давления воздуха и силы упругости напряженных и сомкнутых голосовых складок. Для того чтобы возник звук, надо только придать им определенный тонус и сблизить их, само же колебание осуществляется пассивно, под влиянием подскладочного давления. Частота колебаний и их амплитуда также регулируются этими двумя силами. Однако по представлениям ученых того времени в мышечно-эластическую теорию фонации не укладывались многочисленные факты, известные из практики. Так, например, было сложно, согласно этой теории, объяснить пение piano на верхних звуках диапазона, когда складки максимально напряжены, натянуты и требуется большое подскладочное давление, чтобы разомкнуть их. Не находили объяснения и такие случаи, когда у некоторых больных складки хорошо смыкаются и размыкаются, а колебаний их, вибрации — не получается. Эти и многие другие факты побудили ученых искать разгадку механизма звукообразования при помощи современных физиологических методов исследования. Наиболее значительные работы в этом направлении сделаны французскими авторами. В 1951 году сотрудник лаборатории нормальной физиологии Сорбонны (Парижский университет) Рауль Юссон опубликовал работу, которая ясно показывала, что голосовые складки активно сокращаются в каждом цикле колебательных движений и что эти колебания являются ответом на серию быстротекущих (со звуковой частотой) импульсов, поступающих по двигательному нерву гортани — возвратному нерву. Эта так называемая нейрохронаксическая теория фонации совершенно по-новому поставила вопросы образования высоты, силы и тембра голоса, заставила по-иному смотреть на деятельность гортанного сфинктера. Согласно этой теории, колебания голосовых складок есть совершенно самостоятельная функция гортани, третья функция, по терминологии Юссона, не имеющая отношения к функции смыкания и размыкания (первая и вторая функции гортани, по терминологии Юссона). Колебания голосовых складок нельзя рассматривать как результат серии обычных смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной струи. Они обусловливаются совершенно особыми нервными влияниями. Дыхание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого отношения. В соответствии с представлением о высоте издаваемого тона, кора головного мозга через свои двигательные центры посылает к голосовым мышцам, активно раскрывающим голосовую щель, серию частых импульсов, каждый из которых вызывает их сокращение. Сколько импульсов в секунду подошло к голосовым мышцам, столько раз разомкнётся голосовая щель. В голосовой мышце имеются две мощные системы косых волокон, которые вплетаются в соединительнотканый край голосовых складок. При их сокращении край оттягивается и голосовая щель приоткрывается. Значит, косые системы голосовых мышц работают на размыкание голосовой щели, а не на смыкание, как думали прежде. Воздух прорывается через колеблющиеся голосовые складки с звуковой частотой не потому, что он их размыкает в каждом цикле вибрации, а потому, что голосовая |щель активно раскрывается и позволяет порции подскладочного воздуха пройти через голосовой затвор. По механизму действия, говорит Р. Юссон, голосовую щель можно сравнить с механизмом сирены, а никак не с язычковым духовым инструментом, как это делали прежде. Если в рождении высоты звука дыхание по нейрохронаксической теории не играет решительно никакой роли, то вся звуковая энергия, сила звука целиком зависит именно от дыхания. В эксперименте Пике и Декруа на кинопленке были зафиксированы лишь колебания складок, звука при этом не возникало. Энергия колебания самих складок слишком мала, чтобы возник звук. Ее достаточно только для того, чтобы открывать голосовую щель со звуковой частотой. Только когда через периодически открывающуюся голосовую щель начинают проходить порции воздуха (сгущения), родится звук голоса. Чем с большей энергией в момент открытия голосовой щели будут выталкиваться порции воздуха, тем интенсивнее будет звук. Таким образом, сила дыхания дает силу звука голоса, возникающего в голосовой щели. Кроме того, подскладочное давление и проходящая через голосовую щель воздушная струя активизирует деятельность гортанного сфинктера. К тому же она может "дооткрыть" начинающую свое размыкание голосовую щель, так что значение дыхания в голосообразовании остается таким же большим, какой бы теории фонации мы ни придерживались. Насколько верна нейрохронаксическая теория и отвергает ли она миоэластическую, мы здесь решать не будем. Позднее опыты Р. Юссона подверглись значительной коррекции. Однако приведенные выше исследования французского ученого имеют большое значение в истории развития науки о певческом голосе. Но всё же, если голосовые складки активно разомкнулись, то за счет какого усилия они вновь смыкаются? Скорее всего, за счет эластичности напряженных голосовых мышц. Если бы и смыкание голосовых складок было тоже актом активным, то число импульсов, бегущих по возвратному нерву, было бы вдвое больше числа колебаний голосовых складок, под влиянием одного импульса голосовая щель раскрывалась бы, под влиянием второго — закрывалась. Однако этого не происходит. В проведенных экспериментах число двигательных импульсов точно соответствовало числу размыкания голосовых складок. Очевидно, их смыкание осуществляется эластической силой напряженных голосовых складок. Следовательно, нейрохронаксическая и миоэластическая теория — не полностью взаимоисключающие концепции фонации. Практически важно понимать, что в голосовой щели образуется высота, сила и исходный тембр певческого голоса и что в этом процессе участвуют не только внутренние мышцы гортани, заведующие вибрационной деятельностью голосовых складок, но и дыхание. Надо помнить также, что на работу голосовой щели большое влияние оказывает импеданс, образуемый системой полостей надставной трубки. Все это позволяет воздействовать на голосовую щель, то есть организовать ее работу в нужном направлении, менять характер смыканий, длительность фазы ее закрытия и раскрытия, включать в вибрационную работу всю массу ее складок или частей и т. п. Этот факт показывает, что возможны различные пути для изменения работы голосовой щели: через дыхание, изменение импеданса, — т. е. через работу артикуляционного аппарата (фонетический метод) и непосредственно через гортань.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 7167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |