КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регистры мужского голоса
Понятие о регистрах. Смешанное звукообразование.
У необученных певцов голос имеет регистровое строение, то есть звучит на разных участках диапазона по-разному. Если предложить необученному певцу спеть снизу доверху весь звукоряд, имеющийся в распоряжении его голоса, то, подходя к определенным звукам, певец чувствует неудобство, неуверенность, после чего голос вновь легко идет вверх, — но уже с другой окраской, другим характером. Он начинает звучать в другом регистре. Переход от одного характера звучания к другому, т. е. перемена регистра, не только сопровождается тембровыми изменениями, но и ясно ощущается самим певцом, ибо его голосовой аппарат начинает работать иначе, по другому принципу. Происходит смена механизма, которым извлекается звук. Изменению тембра звука сопутствует перемена в работе голосовых органов. Под регистром певческого голоса понимается ряд однородно звучащих звуков, выполненных единым физиологическим механизмом. Вследствие различного анатомического строения и разных функциональных возможностей мужской и женской гортани, регистровое строение мужского и женского голосов тоже разное. Мужской голос имеет два основных регистра (грудной и фальцетный) и один переход. Женские голоса имеют три регистра (грудной, центр и головной) и соответственно два перехода. Многие педагоги различают в голосе больше регистров. Однако есть и такие, которые вовсе отрицают их наличие, считая что регистры — результат неверного пользования голосовым аппаратом. Редко, но встречаются такие голоса, которые без заметного изменения в тем-бре, могут спеть весь диапазон ровным, однородным звуком, не учась этому специально.
Как известно, голос ниже переходных нот звучит мощно. Это красивый, полный, певческий тембр, голос гибко поддается нюансировке и по субъективному ощущению певца "отзвучивает" у него в груди. От этого "грудного отзвучивания" и произошло название описываемого регистра — грудной регистр. Если приложить руку к груди при пении в грудном регистре, то ощущается дрожание грудной клетки. Таким образом, это название вполне соответствует действительно наблюдаемому явлению. Переходные ноты, субъективно неудобные, обычно могут быть взяты и в грудном и в фальцетном регистрах. Выше переходных нот начинается фальцетный регистр, который у необученного певца звучит весьма слабо, имеет специфический "продутый", "флажолетный" характер, беден по тембру и весьма ограничен по своим динамическим возможностям. Само слово "фальцет" означает "ложный голос". Русский синоним его — фистула. Поскольку при фальцетном голосообразовании "отзвучивает" голова, такой регистр называют также "головным". Каждый мужчина на нотах, близких переходным, может воспроизвести грудное и фальцетное звучание голоса, т. е. произвольно изменить механизм работы голосового аппарата. При этом в гортани ясно ощущается различная работа голосовых складок в разных регистрах. Как показали научные исследования, грудное и фальцетное звучание голоса зависит от характера работы голосовых складок. Еще М. Гарсиа, впервые посмотрев в гортань певца во время пения через изобретенное им гортанное зеркало, увидел эту разницу. В грудном регистре они смыкались полностью по всей длине, и в колебаниях участвовали также черпаловидные хрящи, а в фальцетном — черпаловидные хрящи плотно прижимались друг к другу и между краями голосовых складок образовывалась веретенообразная щель. Так еще более ста лет назад была выяснена причина грудного и фальцетного звучания голоса. Регистры существуют от природы, и, чтобы голос звучал ровно, надо принципиально по-иному его строить — делать «смешанным». Надо сказать, что в певческой практике часто под словом "микст" понимается недостаточно качественный певческий звук, не полноценный певческий голос, а подобие опертого фальцета. Существует выражение: "Он верхние ноты берет не голосом, а микстом". Под этим понимают неполноценное, облегченное звучание верхов, близкое фальцету. Действительно, микст имеет такой характер звучания, но может звучать и вполне насыщенно и оперто. Весь вопрос заключается в том, как смешан голос. Облегченное, звучание, с которым у многих людей связано представление о миксте, является лишь одним из видов, в котором преобладает фальцетный характер работы голосовых складок. Микст — это не облегченное формирование верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. При верном микстовом построении голос не имеет переходных звуков (нечего менять, так как всегда присутствуют оба механизма работы голосовых складок) и естественно развивается в смысле диапазона. Для большинства певцов, имеющих резкий переход от грудного звучания к фальцетному, достижение ровного и полного диапазона представляет большую, если не сказать наибольшую, трудность в технической обработке голоса. Случаи естественно образующегося микстового звучания в практике встречаются редко. На переходные ноты певцам следует обратить особое внимание, т.к. они наименее удобны при пении. Трудность переходных нот как раз и заключается в том, чтобы сделать переход от регистра к регистру как можно более сглаженным и незаметным. Ведь при пении переходных нот в первую очередь происходят изменения в работе резонаторов. Например, при переходе от среднего регистра к высокому певец начинает активнее использовать вместо грудного, головной резонатор. В идеале регистры должны переходить один в другой гладко и ровно, чтобы переход между ними был как можно более незаметен. Это достигается попаданием звука в лицевую маску. Старайтесь ощутить, что звук вне зависимости от высоты направляется в одно и то же место. Это «скрывает» переход между регистрами, поэтому получающийся звук оказывается гладким и ровным; переходные ноты в исполнении опытного певца не несут никаких следов смены регистра.
Рис. 3. Регистровое строение мужского голоса (тенора). Наверху на нотной строчке слева — грудной регистр, справа — фальцетный (головной) с переходными звуками — фа — фа-диез второй октавы. В центре — схематическое изображение этих регистров. Ниже — ларингоскопический вид гортани при пении в грудном и фальцетном регистрах. Видно, что при фальцете черпаловидные хрящи прижаты, а голосовая щель разомкнута и имеет веретенообразную форму. В грудном регистре голосовая щель смыкается по всей длине. В самом низу — работа голосовых складок в поперечном разрезе (по томограммам гортани): Видно, что при грудном регистре голосовые складки работают всей своей толщиной, смыкаясь на большом протяжении. При фальцете голосовые складки полностью не смыкаются, колеблются только их края и мышцы голосовой складки мало включены в работу. Поэтому в поперечнике они имеют вид птичьего клюва. 1 — ложные складки, 2 — морганиевы желудочки, 3 — истинные голосовые складки, 4 — просвет трахеи.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 7054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |