Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение гортани во время пения




Положение гортани во время пения. Низкая и высокая вокальная форманты.

Гортань — это орган, где возни­кает исходный звук певческого голоса, несущий с собой основные певческие качества: высоту, силу, начальный тембр, металличность, вибрато. Поэтому работа гортани в пении, скоординиро­ванная с дыханием и артикуляцией, имеет первостепенное значе­ние.

Различают два механизма деятельности гортани в пении: сме­щение гортани в целом под воздействием прикрепляющихся к ней снаружи мышц и работу внутренних мышц гортани, участвующих в функции голосовых складок. Эти два механизма прямо не связаны между собой. Низкое или высокое положение гортани возможно при различном характере работы голосовой щели. Положение гор­тани в пении оказывает влияние на функцию голосовой щели не столько непосредственно через мышцы, сколько опосредованно, через изменение акустических и аэродинамических свойств ротоглоточных полостей, которые меняют свою форму и объем в зави­симости от смещения гортани.

Смещение гортани всегда приводит к изме­нению тембра певческого звука.

Как показывает исполнительская практика профессиональных певцов, гортань в процессе пения обычно устанавливается в одном специально найденном певческом положении и в основном остается в этом состоянии на протяжении всего пения, выбиваясь из не­го только на согласных. В истории вокального искусства отмечены как случаи высокого ее стояния, что бывает сравнительно редко, так и низкого, весьма распространенного. Уже говорилось, что движения гортани хорошо заметны только у мужчин, так как у них ясно выступает кадык. У женщин с их мягкими контурами шеи и невыступающим тупым углом щитовидного хряща эти движения, как правило, почти незаметны. Их можно уловить только на ощупь. Таким образом, визуальные наблюдения основывались на мужских голосах, причем было установлено, что большинство певцов гортань в пении понижали или оставляли на уровне положения покоя. На этом основании одни певцы и педагоги считают необходимым активно удерживать ее в низком или покойном положении, другие же (и их немало) считают невозмож­ным фиксацию гортани, отстаивая свободу и непринужденность ее положения.

Особое певческое положение гортани — ее певчес­кая установка, при отличном качестве звучания голоса — не оди­накова для всех певцов. Из этого следует, что профессиональное качество звучания голоса определяется не единой для всех певчес­кой установкой гортани, а наоборот, различными, всегда индиви­дуальными уровнями положения гортани.

Эта характерная для данного певца певческая установка горта­ни может быть ниже положения покоя, может совпадать с ним и может быть выше его. Очевидно, имеются какие-то причины, за­ставляющие гортань занимать у одних повышенное, у других по­ниженное положение. Возможно, певческая установка гортани связана с типом голоса. Все исследованные нами басы и баритоны гортань всегда опускали, а все лирические и колоратурные сопрано ее либо поднимали, либо оставляли на уровне положения покоя. У меццо-сопрано, драматических сопрано и теноров такого единообразия не наблюдалось.

Наиболее распространена точка зрения, которая видит зависи­мость положения гортани в пении и манеры обучения. Такую за­висимость, конечно, нельзя отрицать. Действительно, можно соот­ветствующими приемами приучить гортань оставаться на речевой установке (по принципу "пой как говоришь"), опускать ее (например, приемом "зевка") или приподнимать. Однако, как по­казывают наши данные, да и другие факты, ученик не достигает профессионального звучания, если ему прививать чуждое для его голосового аппарата положение гортани в пении.

Из практики известно, что попытка петь на не свойственном для данного человека положении гортани ведет к деградации голо­са. Так было, например, с одной из наших известных певиц: в пе­риод обучения педагог пытался заставить ее опускать гортань во время пения. В результате пение затруднилось, начал изменяться к худшему тембр, ей стало тяжело брать звуки верхнего регистра, крайние звуки диапазона пропали. Пришлось отойти от этого при­ема, перестать вмешиваться в положение гортани; прежняя лег­кость звукообразования, лучшие качества тембра и предельные верхние звуки возвратились. Этот случай показывает, что насилие над природой вредно для развития вокальных данных, что педаго­гическое воздействие должно быть гибким. Прежде всего педагог должен заниматься поисками наилучших качеств звучания.

Что же наиболее кардинально меняется при изменении поло­жения гортани? Меняются только размеры и форма ротоглоточного канала. При повышении гортани канал укорачивается и, следовательно, объем полостей уменьшается, а при опускании — увеличивается в достаточно больших пределах.

Рис. 4. Положение гортани (голосовых складок) у профессио­нальных певцов по отношению к шейным позвонкам, обозна­ченным цифрами 4, 5, 6, 7. Каждая полоска соответствует голо­совым складкам одного из обследованных певцов. Слева (А) — уровень покойного положения, справа (Б) — уровень в пении у тех же певцов. Полоски, подчеркнутые черной линией внизу, условно обозначают драматический, более низкий характер го­лоса. Видно, что если в покое гортани певцов располагаются в области от середины пятого до нижнего края шестого позвонка, причем у женщин несколько выше, чем у мужчин, То в пении диапазон их смещений велик и простирается от середины чет­вертого до нижнего края седьмого позвонков. Все басы и бари­тоны опустили гортань в пении, все легкие сопрано ее подняли или оставили на месте. У теноров и меццо-сопрано наблюда­ется разнобой в положении гортани.

 

Гортань представляет собой орган, отличающийся большой подвижностью. Она может высоко подниматься, как, например, при глотании; при глубоком зевке она сильно опускается вниз. Эти Движения производят мышцы, прикрепляющиеся к гортани и подъязычной кости, идущие от них вверх, к нижней челюсти и ос­нованию черепа, и вниз — к костям верхнего плечевого пояса. Кроме движений вверх и вниз, гортань может наклоняться вперед. Поднимаясь, она обычно целиком несколько подается вперед, вме­сте с подъязычной костью, которая, сильно отходя кпереди, как бы надевается на гортань сверху.

Как показали исследования, диапазон певческих смещений гортани достигает 7—8 см, т. е. каждый певец с помощью опреде­ленных приемов может опустить или поднять ее на 3,5—4 см от положения покоя. Таким образом, ротоглоточный канал может быть укорочен на 3,5—4 см или, в зависимости от манеры, приема, которым пользуется певец в пении, удлинен на такую же примерно величину.

Далее приведены сравнительные величины средних длин голосовых складок у разных типов голосов и данные о типовых длинах надставных трубок в пении профессиональных певцов. В этой таблице закономерность выявлена достаточно отчётливо: чем короче голосовые складки, тем короче надставная трубка. Очевидно, это соотношение между длиной голосовых мышц и надставных трубок в пении создаёт наилучшие условия для выявления голосовых данных певца.

 

Таблица длин голосовых складок и длин надставных трубок в пении в сантиметрах

Тип голоса Сопрано Меццо-сопрано Теноры Баритоны Басы
  Длина голосовых 1,4-1,9 1,8-2,1 1,8-2,2 2,2-2,4 2,4-2,5 складок
  Длина надставных 15,3-18,5 16,7-18,8 19,0-22,0 21,5-24,0 23,3-25,0 трубок в пении  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.