Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Низкая и высокая вокальные форманты




Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Приоритет в открытии певческих формант принадлежит отечественной науке. В 1928 году В. С. Казанский и С. Н. Ржевкин установили, что в спектре хоро­шо поставленного мужского певческого голоса всегда присутствуют усиленные обертоны с частотой в области 517 Гц. Эта форманта получила название низкой певческой форманты. С ее присутствием связано округлое, полное и мягкое звучание пев­ческого голоса. Если эту область "вырезать" из звучания голоса, отфильтровать ее, то звук обеляется, приобретает плоский харак­тер. Позднее, в 1934 году, В. Бартоломью ), работая на более совершенной аппаратуре, обнаружил, что в хорошо поставленном голосе всегда присутствуют группы значительно усиленных обер­тонов в высокочастотной части спектра. Эта область получила на­звание высокой певческой форманты.

Для низких голосов усиленная высокочастотная область равна 2500—2800 Гц, для более высоких она доходит до 3200 Гц. Эта об­ласть, то есть высокая певческая форманта, привносит в звук яр­кость, блеск, металл. От нее зависит "дальнобойность", полетность звука, способность "пробивать" оркестр.

Современная аппаратура позволяет удалить из тембра высокую певческую форманту с помощью специального фильтра, пропускающего все частоты тембра (спектра), за исключением области вы­сокой певческой форманты. Голос, из которого "вырезана" высокая певческая форманта, становится глухим, далеким, теряет блеск, приобретает непевческий характер. Подобные опыты были проде­ланы Е. А. Рудаковым в акустической лаборатории Московской консерватории и В. П. Морозовым в лаборатории Ленинградской консерватории. Интересно, что голос без высокой певческой форманты к тому же значительно уменьшается по силе. "Вырезание" из спектра голоса других областей частот подобного резкого действия на тембр и силу звука не оказывает. Данное яв­ление связано с особенностями восприятия звука ухом человека.

Исследования показали, что у мастеров вокального искусства в области высокой певческой форманты сосредоточено до 30—35% всей звуковой энергии голоса. У неопытных певцов, а также в ре­чи, даже когда она "поставлена", т. е. у дикторов и актеров, высо­кая форманта достигает только 5—7%. Сотрудниками акустической лаборатории Московской консерватории создан электронный при­бор стрелочного типа, показывающий процент содержания в голо­се высокой певческой форманты. Певец может петь в микрофон и видеть на шкале прибора, каков процент содержания высокой форманты в звуке, который он в данный момент извлекает. Поя­вилась возможность контролировать характер тембра не только слухом, но и зрением.

Наличие серебристости тембра, металла всегда служило пока­зателем правильной организации певческого звука. Голос, сфор­мированный в подобном характере, оказывался хорошо слышимым в больших помещениях. Таким образом, были выяснены загадки певческого тембра, и стало понятно, от каких областей усиления обертонов зависит качество блеска и яркости и от каких — объем­ность, "мясистость", округлость.

Если сравнить спектр гласного звука в речи и в пении профес­сионального певца, то во втором случае кроме двух речевых фор­мант будут присутствовать высокая и низкая певческие форманты, которые и сообщают голосу специфически певческий характер зву­чания. Чем интенсивнее звук, тем большую роль в спектре играют певческие форманты и тем меньше выделяются форманты гласных. Поэтому при большой мощности звука гласные становятся хуже различимыми. В таком случае особенно важен начальный момент формирования звука, который в основном и определяет в нашем слуховом представлении характер гласного. Если на магнитной пленке вырезать этот момент становления гласного, трудно узнать, какой гласный звук тянется.

Гласные в пении звучат "ближе друг к другу", более нейтрализованно, чем в речи. Фор­манты гласных в пении нес­колько изменены, так как перед артикуляционным аппаратом стоят задачи не только фор­мирования резонаторных поло­стей, но и образования певчес­кого звука. Для этого полости рта и глотки формируются шире и рот открывается относительно больше, чем в речи.

У владеющего голосом певца все гласные звучат оди­наково, ровно, т. е. в певчес­ком тембре, у неопытного — певческий характер голоса на одних гласных выражен лучше, чем на других: одни гласные звучат хорошо, другие "зава­ливаются" или, наоборот, "обе­ляются". Такая же неровность в тембре у необученных певцов отмечается на разных участках диапазона. Центральная его часть, например, звучит хорошо, а верхняя — перекры­вается, звучит глухо или, на­пример, открыто, бело. Отсут­ствие ровности голоса связано с неумением формировать раз­личные гласные и разные уча­стки диапазона так, чтобы со­хранять постоянно хорошее об­разование высокой и низкой певческих формант.

Для вокальной педагогики существенным является не только установление особенно­стей спектра, вызывающих в голосе певца яркость и мяг­кость певческого тембра, т. е. певческих формант, но и меха­низм и место возникновения этих групп усиленных оберто­нов. Как показал Бартоломью, высокая певческая форманта возникает в гортани человека. Полость, образующаяся между голосовыми складками и вхо­дом в гортань, имеет размеры 2,5—3,0 см и резонирует на ча­стоты порядка 2500—3000 Гц, т. е. как раз в области высокой певческой форманты. Рентгенологические наблю­дения показали, что эта по­лость у квалифицированных певцов во время пения всегда четко отграничена от полости глотки суженным входом в

гортань. Размеры и форма ее, а следовательно, и резонанс, сохраняются на всех гласных и на всем диапазоне, чего в речи у тех же певцов не наблюдается. Очевидно, стабильность формы и размеров надскладочной полости позволяет усилить возникшие в голосовой щели высокочастотные обертоны — образовать высокую певческую форманту.

 

 

При твёрдой атаке, когда фаза смыкания голо­совых складок акцентирована, звук имеет яркий, даже резкий, же­сткий характер, т. к. в нем содержится много высокочастотных обертонов. Если атака вялая, смыкание неплотное, высокочастот­ных обертонов мало, звук "рассыпанный", "несобранный", мягкий. Следовательно, характер смыкания голосовой щели имеет решаю­щее значение в образовании первичного спектра гортани, а значит, и звучания голоса в целом.

Место возникновения низкой певческой форманты указывает­ся предположительно. Некоторые считают, что она образуется в нижней части глотки, что совпадает с практическими приемами педагогов, которые, желая получить более округлый, мясистый звук, требуют хорошего зевка, открытия нижней части глотки. Дру­гие думают, что это связано с резонансом трахеальной трубки. При этом ясно ощущаются вибрации в грудной клетке, передающиеся от резонирующей трахеи через легочную ткань.

Итак, резюмируя, надо сказать, что первичный тембр, возни­кающий в голосовой щели, видоизменяется за счет резонанса че­тырех основных полостей: трахеи, гортани, глотки и рта. В трахее и гортани оформляются певческие форманты, в глотке и во рту — форманты гласных. Певческие форманты постоянно присутствуют в голосе квалифицированного певца, потому и полости, их рождающие (гортани и трахеи), у него неизменны в своем объеме, а позиция гортани у мастера вокала строго фиксирована. Форман­ты гласных, образующиеся в полостях глотки и рта, требуют резо-наторных объемов, потому язык при артикуляции гласных обяза­тельно перемещается из одной позиции в другую.

 

Тема 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 8340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.