КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Низкая и высокая вокальные форманты
Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса. Приоритет в открытии певческих формант принадлежит отечественной науке. В 1928 году В. С. Казанский и С. Н. Ржевкин установили, что в спектре хорошо поставленного мужского певческого голоса всегда присутствуют усиленные обертоны с частотой в области 517 Гц. Эта форманта получила название низкой певческой форманты. С ее присутствием связано округлое, полное и мягкое звучание певческого голоса. Если эту область "вырезать" из звучания голоса, отфильтровать ее, то звук обеляется, приобретает плоский характер. Позднее, в 1934 году, В. Бартоломью ), работая на более совершенной аппаратуре, обнаружил, что в хорошо поставленном голосе всегда присутствуют группы значительно усиленных обертонов в высокочастотной части спектра. Эта область получила название высокой певческой форманты. Для низких голосов усиленная высокочастотная область равна 2500—2800 Гц, для более высоких она доходит до 3200 Гц. Эта область, то есть высокая певческая форманта, привносит в звук яркость, блеск, металл. От нее зависит "дальнобойность", полетность звука, способность "пробивать" оркестр. Современная аппаратура позволяет удалить из тембра высокую певческую форманту с помощью специального фильтра, пропускающего все частоты тембра (спектра), за исключением области высокой певческой форманты. Голос, из которого "вырезана" высокая певческая форманта, становится глухим, далеким, теряет блеск, приобретает непевческий характер. Подобные опыты были проделаны Е. А. Рудаковым в акустической лаборатории Московской консерватории и В. П. Морозовым в лаборатории Ленинградской консерватории. Интересно, что голос без высокой певческой форманты к тому же значительно уменьшается по силе. "Вырезание" из спектра голоса других областей частот подобного резкого действия на тембр и силу звука не оказывает. Данное явление связано с особенностями восприятия звука ухом человека. Исследования показали, что у мастеров вокального искусства в области высокой певческой форманты сосредоточено до 30—35% всей звуковой энергии голоса. У неопытных певцов, а также в речи, даже когда она "поставлена", т. е. у дикторов и актеров, высокая форманта достигает только 5—7%. Сотрудниками акустической лаборатории Московской консерватории создан электронный прибор стрелочного типа, показывающий процент содержания в голосе высокой певческой форманты. Певец может петь в микрофон и видеть на шкале прибора, каков процент содержания высокой форманты в звуке, который он в данный момент извлекает. Появилась возможность контролировать характер тембра не только слухом, но и зрением. Наличие серебристости тембра, металла всегда служило показателем правильной организации певческого звука. Голос, сформированный в подобном характере, оказывался хорошо слышимым в больших помещениях. Таким образом, были выяснены загадки певческого тембра, и стало понятно, от каких областей усиления обертонов зависит качество блеска и яркости и от каких — объемность, "мясистость", округлость. Если сравнить спектр гласного звука в речи и в пении профессионального певца, то во втором случае кроме двух речевых формант будут присутствовать высокая и низкая певческие форманты, которые и сообщают голосу специфически певческий характер звучания. Чем интенсивнее звук, тем большую роль в спектре играют певческие форманты и тем меньше выделяются форманты гласных. Поэтому при большой мощности звука гласные становятся хуже различимыми. В таком случае особенно важен начальный момент формирования звука, который в основном и определяет в нашем слуховом представлении характер гласного. Если на магнитной пленке вырезать этот момент становления гласного, трудно узнать, какой гласный звук тянется. Гласные в пении звучат "ближе друг к другу", более нейтрализованно, чем в речи. Форманты гласных в пении несколько изменены, так как перед артикуляционным аппаратом стоят задачи не только формирования резонаторных полостей, но и образования певческого звука. Для этого полости рта и глотки формируются шире и рот открывается относительно больше, чем в речи. У владеющего голосом певца все гласные звучат одинаково, ровно, т. е. в певческом тембре, у неопытного — певческий характер голоса на одних гласных выражен лучше, чем на других: одни гласные звучат хорошо, другие "заваливаются" или, наоборот, "обеляются". Такая же неровность в тембре у необученных певцов отмечается на разных участках диапазона. Центральная его часть, например, звучит хорошо, а верхняя — перекрывается, звучит глухо или, например, открыто, бело. Отсутствие ровности голоса связано с неумением формировать различные гласные и разные участки диапазона так, чтобы сохранять постоянно хорошее образование высокой и низкой певческих формант. Для вокальной педагогики существенным является не только установление особенностей спектра, вызывающих в голосе певца яркость и мягкость певческого тембра, т. е. певческих формант, но и механизм и место возникновения этих групп усиленных обертонов. Как показал Бартоломью, высокая певческая форманта возникает в гортани человека. Полость, образующаяся между голосовыми складками и входом в гортань, имеет размеры 2,5—3,0 см и резонирует на частоты порядка 2500—3000 Гц, т. е. как раз в области высокой певческой форманты. Рентгенологические наблюдения показали, что эта полость у квалифицированных певцов во время пения всегда четко отграничена от полости глотки суженным входом в гортань. Размеры и форма ее, а следовательно, и резонанс, сохраняются на всех гласных и на всем диапазоне, чего в речи у тех же певцов не наблюдается. Очевидно, стабильность формы и размеров надскладочной полости позволяет усилить возникшие в голосовой щели высокочастотные обертоны — образовать высокую певческую форманту.
При твёрдой атаке, когда фаза смыкания голосовых складок акцентирована, звук имеет яркий, даже резкий, жесткий характер, т. к. в нем содержится много высокочастотных обертонов. Если атака вялая, смыкание неплотное, высокочастотных обертонов мало, звук "рассыпанный", "несобранный", мягкий. Следовательно, характер смыкания голосовой щели имеет решающее значение в образовании первичного спектра гортани, а значит, и звучания голоса в целом. Место возникновения низкой певческой форманты указывается предположительно. Некоторые считают, что она образуется в нижней части глотки, что совпадает с практическими приемами педагогов, которые, желая получить более округлый, мясистый звук, требуют хорошего зевка, открытия нижней части глотки. Другие думают, что это связано с резонансом трахеальной трубки. При этом ясно ощущаются вибрации в грудной клетке, передающиеся от резонирующей трахеи через легочную ткань. Итак, резюмируя, надо сказать, что первичный тембр, возникающий в голосовой щели, видоизменяется за счет резонанса четырех основных полостей: трахеи, гортани, глотки и рта. В трахее и гортани оформляются певческие форманты, в глотке и во рту — форманты гласных. Певческие форманты постоянно присутствуют в голосе квалифицированного певца, потому и полости, их рождающие (гортани и трахеи), у него неизменны в своем объеме, а позиция гортани у мастера вокала строго фиксирована. Форманты гласных, образующиеся в полостях глотки и рта, требуют резо-наторных объемов, потому язык при артикуляции гласных обязательно перемещается из одной позиции в другую.
Тема 5.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 8340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |