Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артикуляционный аппарат




Артикуляционный аппарат. Внутренняя и внешняя артикуляция. Формирование гласных. Роль согласных звуков.

Пение — единственный вид музыкально-исполни­тельского искусства, где музыкальное воплощение органически со­четается с выразительным донесением речевого текста. Перед голо­совым аппаратом ставится задача не только формирования краси­вого певческого тона, умелого сохранения его на всем диапазоне, но и одновременно ясного и четкого произнесения поэтического текста. Дикционная чёткость — столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Артикуляция – членораздельное произношение. Слово «артикуляция» означает «сочленение», «соединение». Это сверхупрощённая оценка комплексной деятельности организма, при которой мысли трансформируются в слова. Дикция – произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации. В практике иногда встречается так называемая «широкая дикция», когда певец произносит текст не твёрдым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщённую часть – корень. Отсюда возникает грубый звук с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло. Певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идёт громкий, но неправильный. Дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи. Произношение согласных вялое, порождает интонационную фальш, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.

Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В артикуляции звуков принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое нёбо, зев, глотка, а также мускулатура, двигающая нижнюю челюсть.

Главным артикуляционным органом является язык. В пении он принимает самые разнообразные положения (уклады). При уложенном языке импеданс меньше, а при поднятом он больше, что, очевидно, выгодней для низких, тяжёлых голосов.

При исполнении того или иного произведения встречаются такие сложные несовпадения текста и музыки, которые требуют усиленного внимания от любого исполнителя.

Большую роль играет умение перенести в вокал элемен­ты речевых интонаций и акцентов, которые делают слово вырази­тельным. Чрезвычайно полезно продекламировать текст без музыки и прислушаться к звучанию отдельных слов, речевых куль­минаций, тембровой окраски, постараться внести в музыку те эле­менты речевой выразительности, которые не нарушали бы раз­вития музыкальной фразы. Конечно, невозможно ни передать ин­тонационные скольжения, ни задержать отдельные слоги с целью их выделения и акцентировки, ни сделать динамические акцен­ты — все регламентировано музыкой, строением музыкальной фразы. Однако характер атаки слога, бесконечное разнообразие тембровых красок в зависимости от эмоций, манеры артикуляции согласных — все это может найти отражение в пении. Естественно, что перенос речевых элементов выразительности в музыкальное произведение должен осуществляться с чувством такта, меры, стиля. Ф. Шаляпин служит в этом смысле замечательным приме­ром.

Наконец, четкое, естественное и выразительное слово в пении должно быть вокальным, т. е. как бы нанизанным на линию ров­ного, гибкого и выразительного звучания голоса. Как мы уже знаем, это — результат единообразной певческой работы гортани, формирующей основные качества правильно поставленного пев­ческого голоса: устойчивое вибрато, постоянная интенсивность образования высокой и низкой певческих формант. Практически в ощущениях певца этому соответствует единство места звучания всех гласных, хорошее отзвучивание их в головном и грудном ре­зонаторах, устойчивый, льющийся характер певческого звука.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.