Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности русской культуры XIV–XV вв




Культура и быт Руси XIV–XV вв.

 

1. Особенности русской культуры XIV–XV вв.

2. Устное народное творчество

3. Письменность

4. Летописание

5. Литература

6. География

7. Архитектура

8. Живопись

9. Быт

1. Монголо-татарское нашест­вие нанесло удар по русской культуре. Погибли города, храмы, уведены в рабство ремесленники. Каменное строи­тельство прекратилось на полвека. Упадок переживало искусство.

2. Однако русская культура сумела выдержать удар. На­чалось медленное её возрождение. Культура остава­лась евро­пейской по типу.

3. Русские земли вхо­дили в различные государства (Московское, Литва, Польшу и т.д.). Это углубляло различия в культуре и языке. Складывались три народности – русская, украин­ская и белорусская.

4. Основной темой в произведениях культуры XIV–XV вв. явля­ется борьба с ордынским игом. Куликов­ская битва вызвала подъём национального самосозна­ния.

5. Русская культура испытывала влияние византийской, сербской и итальянской культур. В Россию переселились выходцы из Византии и Балкан, захва­ченных турками: иконописец Феофан Грек, философ Максим Грек, публицист Пахомий Логофет и др. В Москве работали итальянские архитекторы, строители, врачи, литейщики, ювелиры.

Устное народное творчество. Борьба против ига стала ведущей темой произведений уст­ного народ­ного творчества. Существовали три жанра:

- сказания – о битве на Калке, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Кули­ковской битве, о Невской битве, о Ледовом побоище;

- былины – о новгородских богатырях Василии Буслаеве и Садко; об Илье Муромце и Соловье Разбойнике;

- историче­ские песни – об Авдотье-Рязаночке, Щелкане Дудентье­виче.

Письменность. Во время Батыева нашествия погибло много книж­ных сокровищ. Но традиции письменности и книгописания сохранились. Учителя- «книжники» обучали детей грамоте. Троице-Сер­гиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри имели кни­гописные мастерские и библиотеки. В XIV–XV вв. на смену перга­менту пришла бумага, ввози­мая из Италии и Франции. Изменения про­изошли в графике письма. Уставное письмо смени­лось менее строгим полууставным. В деловых бумагах XV в. утвердилась скоропись.

Летописание. Московское летописание приобре­тало общегосударственный характер. Первые обще­русские летопис­ные своды: Троицкая летопись (нач. XV в., погибла в московском пожаре 1812 г.) и Мос­ковский летопис­ный свод XV в.

Литература. Основные жанры литературы:

Воинские повести – «О битве на реке Калке», «По­весть о разорении Рязани Батыем» – поражение Руси объ­яснялось божьим наказанием за княжеские усобицы; «Повесть об убие­нии князя Михаила Ярославича в Орде» написана в Твери и имеет анти­москов­скую направленность. Победа на Куликовом поле вызвала появление произведений Ку­ликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» (автором «Задонщины», возможно, является Софоний Рязанец).

Житийная литература – жизнеописания свя­тых. Епифаний Премудрый является автором «Жития Сергия Радонежско­го».

«Сказание о князьях владимирских» посвящено разработке официальной теории великокняжеской власти.

«Хроно­граф» Пахомия Логофета – обзор всемирной истории.

«Повесть о Петре и Февронии» посвящена любви и верности муромского князя и крестьянки.

География. Тверской купец Афанасий Никитин, автор путевого дневника «Хожение за три моря», в 1466–1472 гг. достиг Индии и восточной Африки за 30 лет до Васко да Гама. Известны также «Хожения» новгородца Стефана и «смолянина» Игнатия в Царьград. Московский посол Григорий Истома в 1496 г., направляясь в Данию из Северной Двины, открыл морской путь в Европу, проплыв вокруг Кольского и Скандинавского полуостровов.

Архитектура. Центром зодчества вначале был Новгород, избе­жавший монгольского разрушения. Здесь были построены небольшие одноглавые церкви: Николы на Липне, Фёдора Стратилата на Фёдоровом ручье (1361 г.), Спаса на Ковалёве (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.). В Пскове – церковь Василия на Горке.

В Москве строились каменные храмы по об­разцу владимирских: Спасский собор Андроникова мона­стыря (1422 г.), Троицкий собор (1422 г.) и Духовскáя цер­ковь (1476 г.) Троице-Сергиева мона­стыря. Юрий Звенигородский построилсобор Успения Богоматери (1399–1400 гг.), собор Рождества Богородицы Саввино-Сто­рожевского монастыря (1405 г.) в Звенигороде. Московские зодчие создали устремлён­ную ввысь компози­цию храма за счёт ступенча­того расположе­ния сводов и кокошников (полукруглых завер­шений стен). При Василии I в Москве появились башенные часы с курантами (1404 г.).

На рубеже XV–XVI вв. был перестроен Мос­ковский Кремль. Псковские мастера Кривцов и Мышкин начали строить Успенский собор, но он рухнул. По приглашению Ивана III и Софии Палеолог в Москву приехали итальян­ские зодчие. Аристотель Фиораванти в 1475–1479 гг. построил новый Успен­ский собор, взяв за образец Успенский собор во Вла­димире. Собор являлся кафедральным храмом митрополита всея Руси, здесь венчали на царство, собирались Земские соборы.

Итальянские мастера – инженер из Милана Пьетро Антонио Солáри, Рýффо (Марк Фрязин), Алеви́з Фря­зин Миланец построили в 1485–1516 гг. краснокирпичные стены и башни Московского Кремля на белокаменном фундаменте (18 башен, длина стен 2,25 км, толщина – 3,5-6,5 м, высота – до 19 м). В 1487–1491 гг. Руффо и Солари построили Грановитую палату (её стены украшены «гранями») – тронный зал площадью 500 кв. м., своды которого опираются на четырёхгранный столб. В 1505–1509 гг. Алевиз Фрязин Новый возвёл Архан­гельский собор – усы­паль­ницу 46 москов­ских князей и царей, а Бон Фрязин начал строительство колокольни Ивана Великого (1505–1508 гг.). В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещен­ский собор – великокняжескую домóвую церковь.

Деревянные города часто страдали от пожаров. В XIV в. полно­стью выгорели г. Владимир, Кострома, Новгород, Рязань. В 1493 г. пожар спалил всю Москву, сгорели все деревянные постройки Кремля, погибло 200 человек. Иван III лично участвовал в тушении пожара.

Живопись. ВXV в. в русской живописи почти одновременно с западноевро­пейской начинается Предвозрождение (Предренессанс). Он характе­ризуется повышенным ин­те­ресом к личности, к идеа­лам гуманизма. Но развитие русского Предре­нессанса было остановлено церковью.

В храмах с XIV в. появились иконо­стасы. Выходец из Ви­зантии живописец Феофáн Грек продолжал визан­тийские тра­диции и́конописи, используя тёмные приглушённые краски. Феофана Грека привлекали трагические сюжеты Библии (сошествие в ад, распятие). Его фре­ски в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отли­чаются драматической выразительностью.

Гармоничное сочетание тонов творений иконописца Андрея Рублёва (ок. 1375/80–1428) создаёт впечатление умиротворённости. Вместе с Феофа­ном Греком и Прохором из Городца Рублёв расписал Благовещен­ский собор Москов­ского Кремля. Совместно с Даниилом Чёрным он соз­дал фрески Успенского собора г. Владимира («Шествие правед­ников в рай»). Самая известная работа Андрея Рублёва – икона «Троица» (1425–1427 гг.). На иконе изображены трое юношей-ангелов, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы гармонична, лица и фигуры спокойны и одухотворены.

Мастер Дионисий (1440–1505) с учениками создал в 1502–1503 гг. утончённые фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой, а также жи­тийную икону «Митрополит Алексий».

Певческое искусство. В 1479 г. при Иване III был основан Хор государевых пев­чих дь я ков (впоследствии Капелла).

Быт. С 1492 г. началом года становится 1 сентября, а не 1 марта.

Питание. Питались хлебом, кашами (гречневой, овсяной, пшённой), овощами – репой, капустой, огурцами, луком. Мясо использовали редко, чаще – рыбу. В 1478 г. на Руси возникло винокурение (изготовление водки). Водку применяли как лекарство и продавали в аптеках.

Жилище. В богатых княжеских и боярских двух-трёхэтажных теремах со множеством парадных палат и светлиц использовались восточные ковры, золотая и серебряная посуда, свечи.

Одежда. Знатные люди носили длинные, тяжёлые шубы с серебряным и золотым шитьём, высокие цилиндрические меховые (горлатные) шапки. Женщины без меры белили ли­ца и красили щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови.

Баня. В богатых домах устраивали чис­тые «мыленки» с «водоводами» – насосами, работавшими на ручной или конной тяге.

Развлечения. В городах праздники со­провождались таким видом развлечения, как кулачные бои. Бойцы сходились стенка на стенку, по­рой бились до смерти, но чаще – до первой крови.

Таким образом, развитие культуры XIV–XV вв. было обусловлено харак­терными для этой эпохи чертами: раздробленностью и ордынским игом. С первым их них связано появление многих местных центров культуры, со вторым – страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху нацио­нального подъёма – во времена Куликовской битвы и образования единой России.

 

 

**

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.