Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Закон возрастания потребностей




Экономические потребности общества, их сущность, структура, классификация

ТЕМА 2. Экономические потребности и производственные возможности общества. Экономические интересы.

2.1 Экономические потребности общества, их сущность, структура, классификация.

2.2 Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Закон возрастания потребностей.

2.3 Экономические интересы, их классификация и роль в развитии производства.

 

Природу человека можно рассматривать не только с позиций отношений собственности, но и как совокупность его потребностей и устремлений. Выдающиеся мыслители прошлого и современности (Гобсон, Гельвеций, Гегель, Маркс, Вебер, Хайек и др.) видели в потребностях выражение природы человека, относили их к ключевым экономическим категориям. Потребности, их структура, способы удовлетворения являются продуктом истории.

Потребности – категория, отражающая отношение людей к условиям их жизнедеятельности. В структуре потребностей общества можно выделить несколько типов отношений, характеризующих связь людей с условиями жизнедеятельности: отношение к природе (потребность в общении с природой, охрана ее), отношение к существующим средствам жизни – потребности в средствах производства, предметах потребления; отношение к себе и другим людям, к труду, досугу. Исходя из структуры общественных отношений, различают экономические, социальные, правовые, культурные, национальные и др. потребности.

Среди различных классификаций широко распространена так называемая «пирамида потребностей» американского ученого А. Маслоу (рис. 1).

Экономические потребности – это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Следовательно, потребности имеют субъективно-объективный характер. «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом отражаются в голове, осознаются)…[1]»

Разнообразные потребности можно классифицировать по субъектам и объектам.

По субъектам потребности подразделяются на:

а) индивидуальные, коллективные, общественные;

б) потребности домохозяйств, предприятий и государства как особых субъектов экономики.

Как собственники экономических ресурсов домохозяйства имеют потребность в том, чтобы выгоднее распорядиться (продать, сдать в аренду или использовать самостоятельно) хозяйством; как потребители они имеют потребности в материальных и нематериальных благах и услугах.

Предприниматели имеют потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции, снижении издержек производства, увеличении прибылей. У государства есть потребности увеличения поступлений в бюджет, в неприкосновенности государственных границ.

По объектам потребности классифицируются на:

а) порожденные существованием человека как биологического существа (еда, одежда, пища, жилье) и порожденные существованием человека как социального (общественного) существа (социальные потребности – в общении, в общественном признании и статусе, информации, образовании, медицинском обслуживании).

 

Рис. 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

 

б) материальные – потребности в материальных благах и услугах, духовные – потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере);

в) первоочередные – потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья) и непервоочередные (удовлетворение предметами роскоши).

Эта классификация достаточно условна. То, что является предметом роскоши при одном уровне производства и благосостояния общества, становится предметом первой необходимости при более высоком уровне развития экономики.

По степени реализации потребности можно классифицировать на абсолютные, действительные и платежеспособные.

Действительные потребности отвечают уровню развития экономики определенной страны.

Абсолютные потребности порождены современным уровнем развития мировой экономики.

Платежеспособные потребности, которые человек может удовлетворить в соответствии со своими доходами и уровнем цен.

Потреблять, удовлетворяя потребности, можно лишь то, что произведено, и лишь то, что можно оплатить. В зависимости от этих двух факторов структура платежеспособного спроса может отвечать действительным потребностям или не отвечать им. Противоречия между потребностями и производством приобретают форму несбалансированного спроса и предложения на товары и услуги.

Одно из фундаментальных положений экономической теории состоит в том, что материальные потребности общества являются безграничными, а экономические ресурсы, необходимые для удовлетворения этих потребностей, ограничены.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов порождают действие двух законов общественного развития – закона возрастания потребностей и закона экономии труда. Эти законы взаимосвязаны и отражают две стороны общеэкономического закона роста социально-экономической эффективности. На уровне общества действие этого закона выражается в том, что в условиях безграничности потребностей общество, стремящееся обеспечить их наиболее полное удовлетворение, т.е. максимально приблизиться к цели, должно стремиться к всесторонней экономии труда, т.е. эффективности использования экономических ресурсов, их рациональному соединению и распределению между производством различных благ и на этой основе – созданию условий для удовлетворения одних потребностей и продвижению к другим потребностям более высокого уровня.

На индивидуальном уровне действие закона проявляется в том, что каждый человек, с одной стороны, стремится максимально удовлетворить свои потребности и всегда старается сохранить свой труд – рационально распределять его между различными видами деятельности, облегчить, сделать более эффективным с помощью разных средств труда, экономично использовать предметы труда, а с другой, - облегчить рациональное ограничение потребностей, жесткую очередность их удовлетворения, поиск наиболее эффективных комбинаций.

Закон возрастания потребностей является законом общественного прогресса. Он характеризует не рост, т.е. появление все новых и новых потребностей, а изменение их структуры, что свидетельствует о продвижении как человека, так и общества в целом от биологической ко все более разносторонней, богатой жизни. На примере экономически развитых стран в ХХ в. можно выделить три этапа развития потребностей.

1 этап – до середины 50-х гг., когда доминировали материально-вещественные потребности. В США, например, уже в 20-е гг. рабочая неделя была ограничена 40 часами.

2 этап начался с середины 50-х гг., с переходом к «экономике потребления», когда формируются такие социальные потребности, как бытовое обслуживание, образование, спорт, отдых, развлечения.

Действие закона возрастания потребностей на протяжении ХХ в. подтверждает динамика стоимости рабочей силы. В 1970 г. по сравнению с 1910 г. реальное содержание заработной платы в США и ФРГ выросло более чем в 8 раз, в Великобритании, Франции – в 3-4 раза, существенно опережая рост стоимости постоянного капитала, приходящегося на одного работника.

3 этап начал формироваться в 80-е гг. Он завершил фундаментальные сдвиги в сторону гуманитарных потребностей, связанных с творчеством, духовным развитием личности. Интенсивное развитие этих потребностей требует как изменения характера труда, так и роста продолжительности свободного времени.

В структуре потребностей происходят следующие принципиальные изменения: переход от доминирования экономических к доминированию социальных, к удовлетворению потребностей на основе индивидуализированного производства; от вещественной структуры потребления к преобладанию в ней услуг, в т.ч. услуг гуманитарного характера, направленных на развитие личности.

 

Закон возрастания потребностей выражает внутренне необходимые, устойчивые существенные связи между развитием производительных сил, общественным производством и количественно-качественным ростом и совершенствованием потребностей общества.

О действии этого закона свидетельствует тот факт, что в развитых странах каждые 10 лет происходит удвоение количества различных видов потребительских товаров и услуг. Действие закона обусловлено прогрессом производительных сил, прежде всего человека, технологического способа производства, эволюцией отношений собственности, развитием чувства собственного достоинства работника. Внутренними противоречиями этого закона являются: противоречия между возрастанием потребностей и возможностью их удовлетворения прежними средствами производства; между производством и потреблением, прежде всего личным, между потребностями и увлечениями индивидов.

Потребности рождаются, в первую очередь, в производстве и связаны с процессом труда, возможностью работать. Поэтому добровольная творческая трудовая деятельность – высшее наслаждение для человека.

В целом, материально-вещественной основой действия закона возрастания потребностей является развитие технологического способа производства. Каждый шаг в развитии общества – это одновременно удовлетворение потребностей на новом, более высоком уровне. Высокая эффективность производства дает возможность удовлетворять социальные потребности при постоянно снижающихся затратах рабочего времени. Высшие потребности (духовные) должны рассматриваться как главное богатство общества, главный фактор его экономического и социального прогресса.

Взаимосвязь потребностей и производства характеризуется прежде всего влиянием производства на потребности, состоящее в том, что во-первых, производство создает новые потребности, превращает их из единичных в массовые, т.е. обеспечивает расширенное воспроизводство потребностей; во-вторых, производство создает потребительские блага, следовательно, обеспечивает удовлетворение потребностей.

Влияние потребностей на производство состоит в том, что:

во-первых, удовлетворение потребностей характеризует естественную направленность производства; хотя общество может исказить естественную направленность производства и подчинить его развитию самого себя: «производство ради производства» – СССР.

Во-вторых, потребности стимулируют развитие производства. Именно появление новых потребностей приводит к появлению новых отраслей, строительству новых предприятий, реконструкции старых.

В-третьих, уровень развития потребностей, их богатство, разнообразие и место тех или иных потребностей в структуре человеческих ценностей характеризуют уровень развития общества в целом и каждого отдельного человека.

Безграничность потребностей имеет различные формы проявления:

1) в том, что потребности постоянно воспроизводятся (нельзя, раз поев, удовлетворить потребность в еде навсегда);

2) развитие общества и производства порождает все новые потребности;

3) не имеет границ процесс совершенствования структуры потребностей, их облагораживания, как не имеет границ и процесс совершенствования человеческой личности.

Широкому распространению потребностей способствуют современные коммуникации, развитая реклама.

Если рассматривать потребность в конкретном потребительском благе, то мы увидим действие закона убывающей предельной полезности. Значение этого закона состоит в том, что он влияет на спрос, следовательно, на поведение потребителя.

Маржиналисты разработали теорию потребительского поведения, сущность которой в следующем:

1) в условиях стабильной экономики каждый человек стремится вести себя рационально, т.е. оптимизировать свое благосостояние – максимально удовлетворять свои потребности;

2) чтобы достичь этой цели, покупатель исключительно субъективно оценивает неотложность той или иной потребности. В соответствии с этими оценками он распределяет свой доход между различными потребительскими благами;

3) для определения субъективных оценок используется явление убывающей предельной полезности потребляемого блага, т.е. субъективная оценка покупаемого блага формируется на уровне его предельной полезности.

Правило, по которому можно оптимизировать удовлетворение потребностей, состоит в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя, например, гривна, потраченная на приобретение каждого вида продукта, приносила бы одинаковую дополнительную полезность (закон Госсена), или:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.