КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная экономическая политика. Предпосылки эффективности и действенности государственной политики находятся, прежде всего, в экономической сфере
Предпосылки эффективности и действенности государственной политики находятся, прежде всего, в экономической сфере - и должны обеспечивать способность государства достигать развития с учётом национальных интересов; - соблюдать определённые приоритеты; - нейтрализовать угрозы невыполнения поставленных задач. Переход к стратегии государства-реформатора, обеспечение экономического роста и построение рыночной экономики требует однозначного выбора в пользу приоритетного развития отечественного товаропроизводства и национального капитала. Приоритетная задача государственной политики на данном этапе: - создание экономической основы дееспособности государства; - укрепление и рост доходов предприятий и населения; - защита отечественного рынка, увеличение его ёмкости, восстановление системы оптовой торговли. Объективная необходимость перехода к рыночным отношениям: необходимость перехода от командно-административной экономики к современной рыночной обусловлена негибкостью, медленной ее адаптацией вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы, нараставшей недееспособностью экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Командно-административная система хозяйствования функционирует как единое целое на основе всеобщего огосударствления экономики и на базе централизованного планирования всей социально-экономической жизни страны. На первых этапах это позволило сконцентрировать ресурсы, быстро увеличить потенциал страны, осуществить индустриализацию, обеспечить развитие новых территорий и отдельных республик. Но уже в 60-е гг. резко обозначились противоречия между планированием из единого центра и необходимостью решать сложные экономические задачи в условиях развития НТР при отсутствии самодеятельности предприятия. Неудачные попытки развивать хозрасчет, провести экономическую реформу в 1965 г., перейти к новым методам управления экономикой в 1979 г. показали, что всеобщая централизация и огосударствление, несмотря на изменение их формы, вступают в постоянное противоречие с эффективностью и инициативой производителей, формируют формальную систему товарных отношений, иждивенчество, дефицитность, бюрократически-номенклатурную систему управления, закрытость экономики.. Главные черты эволюционного перехода к рыночной экономике: 1) процесс экономической трансформации трактуется как поступательная смена ресурсных потоков, которые свободно приспосабливаются к новой институциональной среде и влияют на смену параметров производства, потребления инвестиций; 2) реформирование экономики предусматривает: а. установление динамичного равновесия на потребительском рынке путем легализации и развития частного сектора; б. расширение рыночных механизмов сначала на производство и сбыт потребительских товаров, а потом и на инвестиции; в. либерализация цен с сохранением государственного контроля за ними; г. формирование двухсекторной модели экономики, где преобладают частные структуры в потребительских отраслях экономики, а государственные и находящиеся под контролем государства – в производстве инвестиционных товаров; д. спад производства, обусловленный не сменой его технологической и социально-экономической структуры, а политикой либерализации; е. гиперинфляция как следствие либерализации; ж. глубокое расслоение по доходам разных слоев населения. Результаты либерализации переходных экономик постсоциалистических стран можно представить в виде таблицы (табл.1): Таблица 1
Основными направлениями обеспечения институциональных изменений в переходной экономике являются: - разгосударствление и приватизация – формы, которые обеспечивают критическую массу институциональных изменений, что проявляется в замене ведущей роли госсектора экономики частным сектором; - формирование двухуровневой банковской системы с четким размежеванием функций центрального банка и коммерческих банков, которые взаимодействуют с предприятиями, организациями на рыночных началах; - формирование небанковских институтов (инвестиционные, пенсионные фонды, страховые компании); - организация новой системы оптовой торговли путем создания системы товарных фондов, валютных бирж и бирж труда. Переходная экономика большинства постсоциалистических стран характеризуется застойностью, виртуальностью и бартеризацией. Застойность имеет следующие черты: - отсталость технологической структуры гражданского сектора; - необычайно затратная структура социальных гарантий, что создает барьеры для ухода с рынка неэффективных производств; - высокая затратность производства товаров и услуг; - влияние внутренних источников на уровень прибыльности и убыточности значительно слабее, чем внешних факторов (инфляция, обменный курс); - бартеризация обменных процессов. Бартер в застойной экономике имеет свои особенности. Трансформационные процессы в постсоциалистических странах сопровождаются виртуализацией, которая имеет особые формы своего проявления. Формы проявления мировой виртуализации: - утрата связи финансового сектора с реальным сектором экономики; - курсы акций перестают зависеть от финансового состояния их эмитентов, а также от экономической и политической ситуации страны; - курсы валют утрачивают зависимость от объемов производства, сбалансированности бюджета и часто от соотношения спроса и предложения на валюту; - усиление значимости производных от акций и облигаций ценных бумаг – финансовых фьючерсов, опционов и др. Фьючерсные сделки – сделки по купле-продаже сырьевых товаров, золота по ценам, действующим в момент сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем, разница между ценой контракта в день его заключения и исполнения. Чаще всего фьючерсные сделки заключаются не с целью окончательной покупки или продажи товаров, а с целью страхования будущей сделки для перепродажи в будущем.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |