созидательную деятельность людей. Именно этому элементу правового регулирования в российском обществе в современ- ных условиях придается все большее значение.
Юридические дозволения, как и дозволения вообще, имеют, если можно так сказать, предоставительное предназначение: они призваны дать простор, возможность для «собственного», преимущественно по усмотрению, по интересу, поведения учас- тников общественных отношений. С юридической стороны они выражаются поэтому в субъективных правах на собственное активное поведение.
Следовательно, дозволение в праве — это (поскольку речь не идет об общих дозволениях) субъективное юридическое право, и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного «юридического плю- са»; момент усмотрения; мера юридических возможностей). В то же время для юридического дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного4 поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможнос- ти выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес.
Конечно, субъективное право, которое сводится только к одному праву требования (что характерно для относительных правоотношений типа обязательств в гражданском праве), тоже выражает своего рода дозволение, и оно тоже научно интер- претируется через понятие «дозволенное поведение». Но пра- во требования ограничено лишь юридической областью, оно, пожалуй, в большей мере связано с позитивными обязывания- ми, представляя собой необходимый элемент в юридических механизмах, обеспечивающих их надлежащее исполнение. И вообще здесь мало того, что выражено в богатом по содержа- нию понятии дозволения. Глубокий социальный смысл дозво- лений в социальном регулировании состоит в том, что они дают возможности, открывают простор для свободного, активного по- ведения самому носителю дозволения.
Юридические дозволения должны быть выражены в законе, в других нормативных актах. При этом они опосредуются дей- ствующим правом по-разному. Чаще всего они прямо форму- лируются в тексте нормативного акта в виде особой разновид- ности регулятивных норм — управомочивающих. Вместе с тем наличие юридического дозволения может вытекать из комплек- са юридических норм (таково, например, дозволение на за-
ключение любых сделок между гражданами, поскольку эти сделки не запрещены, соблюдаются все условия совершения сделок и они не противоречат принципам права, его началам,
духу).
А могут ли помочь в установлении юридических дозволений нормативные положения об ответственности? Если существо- вание ответственности, как мы увидим дальше, в большинстве случаев свидетельствует о наличии в данной ситуации юриди- ческого запрета.то нет ли оснований и для обратного вывода: о том, что отсутствие установленной юридической ответствен- ности за определенные действия означает их дозволенность? Вряд ли это так. Если бы указанное предположение было пра- вильным, то исчез бы смысл юридически закреплять в норма- тивных актах дозволение.
Необходимо еще раз подчеркнуть главное — дозволения при- обретают юридический характер и становятся юридическими дозволениями тогда, когда они выражены в действующем пра- ве — в особых управомочивающих нормах или же в комплек- се юридических норм. Указанный момент представляется в вы- сшей степени важным потому, что таким путем — и это опре- деляющая особенность именно юридических дозволений — их содержание очерчивается четкими границами, рамками, отде- ляющими юридическое дозволение от произвольных действий.
И еще один момент. Дозволение, если оно выражено в праве и вследствие этого получило строгие границы, все равно явля- ется самой общей юридической формой: оно свидетельствует лишь о разрешенное™, допустимости соответствующего пове- дения. Диапазон же социальной значимости поведения, охва- тываемого этой формулой, довольно велик — от допущения в смысле ненаказуемости (когда закон, так сказать, «скрепя сер- дце» мирится с соответствующими поступками, например с систематическим употреблением некоторыми людьми алкоголь- ных напитков) до одобрения, высокой социальной оценки и потому поощрения поведения (когда в законе предусматрива- ются особые меры для того, чтобы вызвать к жизни, поддер- жать, расширить границы поведения подобного рода, напри- мер акты милосердия, помощь инвалидам). Для того чтобы бо- лее конкретно рассмотреть дозволения в их единстве с запре- тами, и нужно обратиться к правовому регулированию в це- лом, а отсюда — к тем общественным отношениям, которые опосредуются с помощью правовых средств.»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление