1. Глубинные элементы механизма правового регулирова- ния, в особенности взятые в единстве дозволения и запреты, дают возможность увидеть два основных типа регулирования — общедозволительный и разрешительный.
Уже давно в юридической литературе, да и вообще в юри- дическом обиходе распространены две формулы, имеющие от- ношение к особенностям права: первая — дозволено все, кро- ме запрещенного; вторая — запрещено все, кроме дозволенно- го.
Воспринимаемые порой как своего рода словесные юриди- ческие построения, обладающие оттенком некоторой экстрава- гантности, эти формулы стали привлекать все большее внима- ние науки (и не только науки), так как оказалось, что они не- сут немалую смысловую нагрузку, связаны с пониманием на- учных и практически значимых вопросов общественной жиз- ни.
Если же присмотреться к указанным формулам под углом зрения способов правового регулирования, и прежде всего соотношения дозволений и запретов, то обнаруживается нема- лый теоретический потенциал содержащихся в них положе- ний: становится ясным, что четкость, зримая диалектичность
Глава восьмая
приведенных формул вовсе не некие искусные словесные пос- -троения, а выражение.глубинных закономерностей права, от- носящихся в первую очередь к дозволениям и запретам обще- го характера.
Теперь, после того как в предшествующем разделе главы освещены общие дозволения и общие запреты и отмечен ряд моментов, характеризующих их значение в праве, есть доста- точные данные для того, чтобы понять юридическое существо тех явлений, которые отражены в приведенных формулах. С точки зрения субстанции перед нами две пары крепко сцеп- ленных дозволений и запретов, одна из которых возглавляет- ся общим дозволением, а другая — общим запретом. Именно то, что в каждой паре есть общее (либо дозволение, либо за- прет) и вместе с тем очерчивающее рамки общего, т. е. исклю- чаемое из этого общего, и показывает их роль в праве. Каждая из этих пар выражает существование двух главных типов (по- рядков) правового регулирования.
Тип правового регулирования — наиболее важное построе- ние в социальной и юридической специфике правового регу- лирования. Если способы, при освещении которых называются дозволения, запреты, позитивные обязывания, выражают пути правового воздействия на общественные отношения, обобщен- но рассматриваемые средства воздействия, то типы регулиро- вания затрагивают более глубокий слой права, юридического воздействия — порядок воздействия и его направленность. Здесь дается ответ на один из коренных с юридической точки зрения вопросов: на что нацелено регулирование — на предо- ставление общего дозволения или же на введение общего запре- та на поведение субъектов общественных отношений, причем так, что это общее очерчивается соответственно либо конкретными запретами, либо конкретными дозволениями (в различных ва- риантах и модификациях того или другого). Очевидно, что все это весьма существенно как для адекватного выражения соци- ально-политической и нравственной природы права, так и для решения конкретных юридических дел, для юридической прак- тики1.
1 Знаменательно, что одним из первых политико-юридических докумен- тов, выразивших это начало, была Декларация прав человека и гражданина 1789 г., принятая в революционной Франции. В ст. 5 Декларации провозглаша- лось: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписанному законом».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление