IV. Реализация и применение права. Правосудие. новых отношений, которые хотя и охватываются правом, но в деталях не могли быть предусмотрены законодателем
новых отношений, которые хотя и охватываются правом, но в деталях не могли быть предусмотрены законодателем.
В связи со всем этим в правовой системе предусматривает- ся возможность восполнения пробелов в законодательстве, причем не путем правотворчества, а путем использования осо- бых институтов в процессе применения права. Право как ста- билизирующий фактор социальной жизни призвано решать долгосрочные задачи — регламентировать общественные от- ношения вперед на единых общих началах. Вместе с тем пра- во — не только стабильная, структурно сложная, функциональ- ная, но и динамическая, в известной степени саморегулирую- щаяся, самонастраивающаяся система. Конечно, изменение, развитие правовой системы, ее приспособление к новым усло- виям происходит главным образом в результате правотвор- ческой работы компетентных органов. Однако и в самом праве выработаны такие внутренние механизмы, которые дают воз- можность как бы смягчить в том или ином конкретном случае просчеты законодателя, обеспечить действие юридических норм в соответствии с требованиями развивающихся общественных отношений. Этим и достигается саморегулирование, самона- стройка правовой системы, ее эффективное функционирова- ние в условиях изменчивой, развивающейся среды, причем таким образом, что право сохраняет все время качество ста- бильной нормативно-правовой системы общественного регули- рования. В право как бы закладывается особая программа на случай появления пробелов, предусматриваются приемы их восполнения в процессе применения права. При этом не имеет решительно никакого значения, что в условиях совершенной, развитой нормативно-законодательной системы некоторые при- емы восполнения пробелов в законодательстве, например ана- логия права, на практике используются крайне редко. Глав- ное — надлежащая оснащенность правовой системы необхо- димым набором юридических средств, при помощи которых восполняются пробелы. И все эти средства независимо от час- тоты их использования при решении юридических дел долж- ны находиться в «боевой готовности».
6. Правоприменительная деятельность — это организацион- ное выражение применения права, представляющее собой сис- тему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного характера, выраженных в правопримени- тельных актах.
Глава восьмая
Уместно отметить, что при теоретическом осмыслении пра- воприменительных актов следует учитывать смысловые раз- личия, которые существуют между понятиями «решение юри- дического дела», «индивидуальное государственно-властное предписание» и «акт применения». Если первое из указанных понятий охватывает завершающее правоприменительное дей- ствие, второе указывает на результат правоприменения, то третье выражает результат решения юридического дела, рас- сматриваемый в единстве с его внешней, документальной фор- мой, т. е. является актом-документом.
Достойно особого внимания то, что соотношение между поня- тиями1 «решение юридического дела», «индивидуальное государ- ственно-властное предписание», «акт применения» в принципе такое же, как и соотношение между понятиями «правотворчес- кое решение», «юридическая норма» и «нормативный юриди- ческий акт».
Характер зависимости, «сцепления» между правотворчес- ким решением, юридической нормой, нормативным актом, с одной стороны, и между решением юридического дела, инди- видуальным государственно-властным велением и актом при- менения — с другой, является практически одинаковым. Не свидетельствует ли это о том, что и тому и другому ряду пра- вовых явлений присущи некоторые общие закономерности? Положительный ответ на этот вопрос, думается, связан с тем, что в обоих случаях (и только в этих случаях) перед нами выражение активной государственной деятельности в сфере правового регулирования, направленной, в частности, на пра- вовое (в одном случае — нормативное, а в другом — индиви- дуальное) регулирование общественных отношений и объек- тивируемой в праве как институционном образовании.
7. В сфере реализации права, особенно частного, граждан- ского, приобретает значение самостоятельной юридической категории понятие «правовая активность». Оно в определен- ной мере является однопорядковым с понятием «применение права», может быть охарактеризовано в качестве его альтер- нативы для случаев, когда участники общественных отноше- ний обладают правомочиями на индивидуальное автономное регулирование и в то же время не обладают статусом органов, наделенных властными полномочиями. И то и другое понятие отражает активную инициативную деятельность лиц, которая влияет на функционирование механизма правового регулирова-
IV. Реализация и применение права. Правосудие
ния. И именно потому, что чрезвычайно существенно обосо- бить в процессе реализации права деятельность органов, наде- ленных государственно-властными полномочиями (с этой целью и ограничивается в смысловом отношении понятие «примене- ние права»), и в то же время осветить юридически значимую деятельность всех иных участников общественных отношений, прежде всего по частно-правовым, цивильным вопросам, по- нятие «правовая активность» в указанном выше специально- юридическом значении достойно занять весьма заметное мес- то в понятийном аппарате общей теории права.
Конечно, известный познавательный эффект может быть достигнут и при прямом наложении категории «социальная активность» в ее философском, общесоциологическом значе- нии на правовые явления. С этой точки зрения, например, воз- можно говорить об активности правоприменительных органов. Но и в том и в другом случаях мы все же имеем дело с соци- альной активностью в философском, общесоциологическом, а не в специально-правовом значении. Не случайно поэтому ини- циативная работа, например, правоприменительных органов может быть хорошо освещена и при помощи других понятий, таких, как качество, эффективность и др.
В сфере же реализации права понятие «правовая актив- ность» в специально-юридическом значении не перекрывается никаким другим и занимает свою свободную «клеточку» в по- нятийном аппарате науки.
Надо заметить также, что при указанном подходе к рас- сматриваемым понятиям отпадают какие-либо основания для такого смыслового расширения научных представлений о при- менении права, когда под последними понимаются все актив- ные формы участия субъектов в процессе правового регулиро- вания: каждое из указанных выше понятий, дополняя друг друга, «работает» на своем участке теоретического освоения правовой действительности.
В ряде отраслей права, в частности гражданском, трудовом, в целом в сфере частного права, правовая активность субъек- тов, связанная с использованием права, может достигнуть весь- ма значительной степени интенсивности, глубины воздействия на правовое регулирование, на функционирование его меха- низма (например, гражданско-правовые договоры являются не только юридическим фактом, но и средством автономного ин- дивидуального регулирования). В указанных случаях деятель- ность субъектов, обладающая известной юридической энергией,
Глава восьмая
хотя и отличается по своей природе от правоприменителыюй деятельности, в то же время значительно приближается к ней.
Отсюда возможен особый подход к вопросам реализаций права в рамках конкретных отраслей, входящих в сферу част- ного права, подход, при котором целесообразно объединенное рассмотрение всех активных форм реализации, что не долж- но, однако, нивелировать качественные различия между при- менением права и правовой активностью.
8. Применение права связано с юридической практикой, среди которой особое место занимает судебная практика, что связано со значением правосудия. По основным своим харак- теристикам с правовой стороны судебная практика представ- ляет собой объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности судов, складывающийся в результате примене- ния права при решении юридических дел.
Судебная практика так или иначе объективирована. Это зна- чит, что наряду с юридическими нормами существует внешне объективированная, весьма специфическая, подвижная и гиб- кая сфера правовой реальности — элемент правовой системы, участвующий в-правовом регулировании1. Эта сфера в норма- тивно-законодательных системах хотя и относится не к пра- вотворчеству, а к применению права, тем не менее вплотную примыкает к нормативной основе механизма правового регу- лирования. Значительно меньшую с юридической стороны роль играют иные (несудебные) разновидности юридической прак- тики; их значение, как правило, сводится к функциям обыча- ев, деловых обыкновений, к сигнальным функциям по цепи «обратной связи», свидетельствующим об эффективности дей- ствия нормативных юридических актов.
Предельно четкое размежевание между правотворчеством и индивидуально-правовой деятельностью и соответственно между нормативной основой правового регулирования и су- дебной (юридической) практикой — характерная черта норма- тивно-законодательных правовых систем2.
1 С. Н. Братусь и А. Б. Венгеров в свое время в книге «Судебная практика в советской правовой системе» (М, 1975) правильно указали на то, что судебная практика выступает относительно самостоятельным объективным явлением, специфической областью проявления общих закономерностей, обусловливаю- щих практическую деятельность.
2 В нормативно-судебных системах решения судебных органов приобрета- ют функции прецедентов — первичных источников юридических норм, и по-
IV. Реализация и применение права. Правосудие
Социальное значение юридической практики состоит пре- жде всего в том, чтобы обеспечить более тесную связь права с жизнью, с практической деятельностью и ее последствиями. В известном отношении практика выполняет ту же функцию, что и аналогия в праве, обеспечивает вместе и в единстве с институтами применения права по аналогии динамизм пра- ва — такое положение, при котором право как система ста- бильных норм, не изменяясь по содержанию, способно в опре- деленной степени учитывать изменяющиеся условия общес- твенной жизни.
А это возможно потому, что именно в юридической практи- ке сразу же, зримо, в адекватном для юриспруденции виде выявляются недостатки, несовершенства, возможные пути раз- вития действующих юридических норм. Притом юридическая практика служит здесь не только своего рода сигналом для законодателя, обеспечивающим обратную связь между правом и жизнью, но и механизмом, способным еще до законодатель- ных нововведений в какой-то мере смягчить негативный эф- фект от несовершенного закона.
Посредством судебной практики в ткань правовой действи- тельности может включаться новый элемент — правоположе- ние. Дело в том, что каждый акт суда, связанный с применени- ем права к конкретному жизненному случаю,— это крупицы опыта, из суммы которых складывается практика. Со време- нем в отношении однотипных, повторяющихся ситуаций, тех или иных категорий дел этот опыт проверяется жизнью, обо- 'гащается, становится устойчивым, обобщается в актах выше- стоящих судебных и иных юридических органов. Но все же основа его — первичный живой опыт применения закона, со- держащийся в актах повседневной, текущей практики.
Суть этого опыта состоит в том, что в актах суда, содержа- щих решение юридического дела, выражено то или иное пра- вовое понимание данной юридической ситуации, воплощено конкретизированно усвоенное применительно к ситуации со- держание юридических норм. Словом, фиксируется суждение
тому объективированный опыт судебных органов, как только он получает нор- мативное значение, сразу же вливается в нормативную основу механизма правового регулирования. В связи с этим в таких системах в принципе отсут- ствует почва для существования судебной практики (кроме текущей) как осо- бой юридической реальности, т. е. чего-то отличного от действующей системы правовых норм.
Глава восьмая
правоприменительного органа, так или иначе конкретизирую- щее содержание закона по отношению к данным фактическим обстоятельствам. Если бы это суждение не было результатом судебной деятельности, то оно вообще не выходило бы за преде- лы правосознания. Но оно объективировано в правопримени- тельном акте, воплощено в самом решении дела и потому пред- ставляет собой нечто большее и юридически более значимое, чем просто явление правосознания, а именно объективирован- ное правокошсретизирующее суждение. Это и есть правополо- жение.
Под рассматриваемым углом зрения правоположения пред- ставляют собой как бы оторвавшиеся от самого правосознания его уплотненные, активные сгустки — специфические право- вые явления из сферы правоприменения, находящиеся на гра- ни правосознания и таких объективированных форм правовой деятельности, как правовые предписания — нормативные и индивидуальные. Причем степень отрыва правоположений от правосознания и приближения к предписаниям различна в зависимости от формы юридической практики; степень такого приближения, например, наиболее значительна в актах руко- водящей практики, исходящих от судов высшей юрисдикции (Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбит- ражного Суда).
Правоположения нераздельно связаны с действующими юридическими нормами, со смыслом, духом действующего за- конодательства, носят подзаконный, поднормативный харак- тер. Они не входят в нормативную основу механизма правово- го регулирования, не могут служить самостоятельным основа- нием возникновения прав и обязанностей, критерием право- мерного поведения. Во всех случаях они остаются явлениями, относящимися к области правосудия. Но будучи объективиро- ванным результатом судебной, иной индивидуально-правовой деятельности судов, правоположения, не сливаясь с действу- ющими нормами, представляют собой относительно самостоя- тельные правовые явления, специфическую разновидность правовой реальности.
Вместе с тем нужно учитывать и другое. Поскольку судеб- ная практика выражена в положениях, которые весьма близки к юридическим нормам и к тому же нередко формулируются в качестве нормативных, эти положения при известных обстоя- тельствах (при формировании правовой системы, при значи-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление