IV. Реализация и применение права. Правосудие. ся в своей деятельности основополагающими принципами пра- ва, выраженными в действующем законодательстве (особенно в сложных жизненных случаях
ся в своей деятельности основополагающими принципами пра- ва, выраженными в действующем законодательстве (особенно в сложных жизненных случаях, в коллизионных ситуациях). Другое существенное основание деятельности органов пра- восудия — права человека.
4. В демократическом обществе, в котором утверждается верховенство права, принципы и идеалы правового общества, фундаментальные прирожденные права человека приобре- тают непосредственно юридическое значение. В настоящее время такое значение прав человека прямо закреплено в Кон- ституции России, где они объявлены (как и в ряде демокра- тических стран, например в Германии) непосредственно действующими.
Но что это означает практически? А то, что определенные действия, акции, основанные на правах человека, обретают юри- дически обязательную силу через решения органов правосу- дия.
К сожалению, ни по существующим законодательным уста- новлениям, ни по сложившейся юридической практике такое юридически обязательное действие прав человека не получи- ло признания в российском обществе.
Правда, до недавнего времени (до распада СССР и пре- кращения действий союзных органов) такого рода непосред- ственное действие прав человека, притом закрепленных в международно-правовых документах, достигалось через акты Комитета конституционного надзора: он был управомочен на принятие решений (заключений) с опорой на эти документы. Ныне же, когда признана международная юрисдикция по во- просам прав человека (путем присоединения к Факультатив- ному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах) и в действующей Конституции содер- жится положение об их прямой юридической силе, непосред- ственно-юридическое действие прав человека должно быть рас- пространено на все случаи, когда они попадают в орбиту ком- петентной деятельности всех органов правосудия, на всех субъ- ектов общественных отношений.
5. Одним из ярких показателей глубоко юридического, консти- тутивного с правовой стороны характера деятельности органов правосудия в процессе применения права является восполнение таи в процессе применения права пробелов в законодательстве.
Суть вопроса вот в чем: важйейшая черта нормативно-зако- нодательных систем заключается в том, что нормативные акты (законодательство) являются, в сущности, единственным ис- точником права. Они построены на следующем принципе: все входящее в сферу правового регулирования основывается на законе, других нормативных юридических актах. Жизненные случаи, не охватываемые законодательно-нормативной регла- ментацией, находятся вне права, юридически не урегулирова- ны и потому не могут быть предметом рассмотрения судов, иных правоприменительных органов. Само понятие «примене- ние права» опирается именно на такое построение норматив-1 но-законодательных систем.
Но здесь возникают сложные вопросы. Таков, в частности,! вопрос о неполных пробелах в законодательстве, при которых! данный жизненный случай хотя и находится в сфере правово-1 го регулирования, не предусматривается, однако, конкретным! нормативным положением. При подобных пробелах, вызван-1 ных неполным или неточным изложением содержания нормы, недостаточным использованием средств юридической техни-1 ки, судебные органы обладают (правда, за рядом исключений)! весьма значительными возможностями, относящимися к самой! нормативной основе правового регулирования. Они уполномо-! чены законом на то, чтобы, используя особые юридические! институты (институты аналогии), ликвидировать «брешь» в! нормативной основе, восполнить пробел и таким путем решить! юридическое дело, касающееся данного случая. В настоящее! время возможность применения права по аналогии в развер-1 нутом виде регламентирована в части первой Гражданского \ кодекса Российской Федерации (ст. 6).
Необходимость правоисполнительной деятельности компе- тентных государственных органов (судов) вытекает из особен- ностей права как динамической регулятивной системы, носит закономерный, естественный характер.
Следует заметить, что пробел — не всегда просчет законода- теля. Ведь наряду с первоначальной пробельностыо, обусловлен- ной тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта все жизненные случаи, требующие право- вого регулирования, допустил просчеты в использовании юри- дической техники, в частности юридических конструкций, су- ществует последующая пробельность, вызванная появлением
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление