Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция, и ее виды




Механизма

Основные условия эффективного функционирования рыночного

Независимо от специфики типов и моделей экономических систем существует ряд общих условий эффективного функционирования рыночного механизма. Основными из них являются:

1. Максимальная свобода хозяйственной деятельности для всех экономических субъектов, т.е. наличие свободных товаропроизводителей. Это достигается за счет законодательного утверждения совокупности свобод и прав субъектов (в выборе вида хозяйственной деятельности, ее планировании; в определении и использовании источников финансирования; в доступе к ресурсам и т.д.)

2. Наличие разнообразных форм и видов собственности и обеспечение права собственности на средства производства, продукт, доход т.д.

3. Полная ответственность экономического субъекта, вступившего в рыночные отношения и, прежде всего ответственность имущественная. Должна быть разработана процедура банкротства предприятий.

4. Необходим конкурентный режим хозяйствования, который обеспечивается разработкой и применением антимонопольного законодательства.

5. Относительно свободное ценообразование, цены должны формироваться под влиянием спроса и предложения.

6. Государство должно отказаться от прямого участия в хозяйственной деятельности. Регулирующее воздействие государства должно осуществляться экономическими методами и с использованием правовых норм.

7. Открытость экономики для мирового хозяйства: интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности, доступ иностранного капитала в экономику страны.

8. Любая модель рыночной экономики предполагает формирование социальной гарантий для определенных слоев общества (социальные программы для пенсионеров, студентов, малообеспеченных семей, инвалидов и т.п.)

9. Должно быть обеспечено нормальное функционирование нерыночного сектора экономики (культура, образование, здравоохранение).

10. Наличие четких законодательных и морально-этических норм, обеспечивающих развитие субъектов рыночных отношений.

Конкуренция является формой функционирования рыночных отношений, необходимым условием существования рынка. Термин "конкуренция" возник от латинского слова concurere (сталкиваться) и в настоящее время понимается, как борьба за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товаров. При этом участниками ее могут быть как продавцы, так и покупатели.

По методам конкуренция может быть ценовой и неценовой. Механизм ценовой конкуренции упрощенно выглядит следующим образом: все продавцы стремятся реализовать свой товар по более высокой цене, но побеждает тот, кто сбывает товар дешевле, стимулируя покупательский спрос и выигрывая за счет увеличения объема реализации. В условиях данной конкуренции иногда применяется демпинг - продажа товара по чрезвычайно низким ("бросовым") ценам.

В соперничестве среди покупателей, старающихся приобрести товар по более низкой цене, напротив, побеждает тот, кто предложит более высокую цену.

Участие в ценовой конкуренции вынуждает предприятия снижать себестоимость продукции, внедряя на производстве новинки техники и технологии, находить элективные формы организации производства, экономно использовать ресурсы. Но при этом фирмы несут существенные потери в виде значительного снижения прибыли.

Предприятия могут конкурировать и с помощью неценовых методов: повышение качества товаров, улучшение внешнего вида и упаковки, предоставление дополнительных услуг (транспортировка, гарантийное обслуживание) и, наконец, реклама. Иногда используются и незаконные средства, такие как: антиреклама конкурентов, лишение их рынков сырья и сбыта, промышленный шпионаж и т.п.

В зависимости от типа конкуренция может быть совершенной или несовершенной. Под совершенной конкуренцией понимается такая ситуация, когда на рынке присутствует множество продавцов и покупателей, и ни один из них не может оказать существенного влияния на уровень цен из-за их незначительной доли в объеме покупок или продаж. На практике такое положение фактически не встречается.

Конкуренция, вынуждая предприятия снижать издержки, подталкивает их к концентрации и централизации производства, а крупным фирмам проще объединиться в союзы, чем продолжать разорительную конкурентную борьбу. Тем самым конкуренция сама порождает свою противоположность - монополию.

Термин "монополия" возник из двух греческих слов: “моно” - один, “полио" - продаю. Это предприятие или объединение предприятий, определяющее условия производства и реализации товаров или услуг. Такой монополизированный рынок и называется рынком несовершенной конкуренции

Однако абсолютной монополии существовать не может, так как конкуренцию ей могут составить импортные товары, либо товары-заменители.

Возникновению монополий предшествовали так называемые сговоры в коммерческой области, когда заключались договоры о минимальных ценах, рынках сбыта. Такие соглашения впоследствии получили названия картелей. Позднее монопольные объединения превратились в синдикаты, тресты, концерны и т.д. Теоретическое изучение монополий началось с момента их массового появления в конце XIX - начале XX века. Большой вклад в их критический анализ внесли социалисты К. Каутский, Р. Гильфердинг, В.И. Ленин. Значительная заслуга в исследовании различных видов рынка несовершенной конкуренции принадлежит таким экономистам, как Э. Чемберлин, Дж. Робинсон и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.