Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое учение Дж. Ст. Милля




 

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – сподвижник Бентама, занявший видное место среди утилитаристов, один из выдающихся теоретиков либерально – правовой мысли, влияние которого испытывали многие последующие мыслители этого направления. Получив с помощью отца великолепное образование, Милль долгое время служил чиновником Вест – Индской компании (1823 – 1858), а впоследствии (1865 – 1868) – был членом палаты общин английского парламента. По сравнению с Бентамом, он был более терпим, гибок и открыт для других идей – так, в своем творчестве он опирался на ряд идей сен – симонистов и О.Конта, консерваторов Кольриджа и Водсворта (под их влиянием он пережил т.н. «торийский период», хотя к партии тори так и не примкнул). Важнейшие политические сочинения Милля – трактаты «О свободе», «Представительное правление» (1861) и «Мысли о парламентской реформе» (1859).

По сравнению с доктриной Бентама в учении Милля появляются три принципиально новых момента:

1) Народный суверенитет должен быть ограничен неприкосновенностью неотъемлемых прав личности (на жизнь, свободу и собственность), которые не являются отвлеченными понятиями, и воплощаются в реальной жизни;

2) Нравственность не может состоять лишь в удовлетворении корыстного интереса каждого конкретного человека, но предполагает «желание единения с нашими ближними»;

3) Помимо естественной конкуренции между индивидами (прежде всего в экономике), необходимо согласование их интересов во имя общих целей общества (безопасность, стабильность, внешняя защита) – т.о., общество видится ему не суммой обособленных индивидов, а общественный интерес не сводится к механической сумме индивидуальных интересов.

Ключевое положение политико-правового учения Милля – свобода отдельного индивида. Основные его моменты сводятся к следующему:

1) Свобода человека обозначает его автономию (т.е. право действовать по собственному разумению) во всем, что не причиняет вреда обществу и не вынуждает применять против него защитные меры (санкции);

2) Основными формами свободы являются свобода мысли и мнения, свобода совести, свобода действовать сообща с другими индивидами (т.е. свобода ассоциаций) и свобода самостоятельно устраивать свою судьбу – они являются гарантиями от произвола и одновременно условиями нормального развития личности;

3) Угроза автономии отдельного индивида исходит не только от институтов государства («правительственная тирания»), но и со стороны всевластного и бесконтрольного большинства («тирании господствующего в обществе мнения» или «тирании большинства») – поскольку массы могут быть не готовы к представительному правлению («чем меньше народ продвинулся в своем развитии, тем менее… пригодна для него представительная форма правления»), и объективно тяготеют к «исключительному праву рабов» и «классовому законодательству». В то же время Милль полагал, что предоставление женщинам и рабочим избирательного права – необходимое средство для повышения их политической культуры и «обучения» демократии;

4) Свобода человека первична по отношению к интересам государства и его эффективного функционирования – принуждение и санкции с ее стороны в отношении индивида возможны лишь в случая наличия с его стороны угрозы обществу (порядок, основанный на свободе);

5) Государственный порядок должен основываться на свободе, а главным условием его обеспечения является правильное и хорошо организованное устройство государства – представительное правление, в котором институты власти формируются при участии и поддержке народа, и существует разделение властей;

6) Законодательная власть должна выражать мнение народа и принимать законы, а исполнительная – следить за их соблюдением и обеспечивать управление;

7) Парламент должен формироваться путем пропорциональных (голосование за список) и открытых выборов, на основе имущественного ценза, и иметь однопалатный характер;

8) Вмешательство правительства в частную жизнь людей должно быть целесообразным и не ущемлять права и свободы отдельных людей (понимает, что однозначные рамки государственных полномочий определить трудно).

Т.о., главная угроза демократии, согласно Миллю, состоит в снижении качества (эффективности и ответственности) власти и тирании большинства.

При этом, наряду с приверженностью к традиционным либеральным принципам, в социально – экономической области Милль высказывал ряд идей, позволивших некоторым исследователям оценить его взгляды как «полусоциалистические» (английский историк Дж. Тревельян). Отмечая существующее в современном ему обществе деление на господствующий и угнетенный классы, и критикуя систему частной собственности и наемного труда, он говорит о необходимости социальных реформ с целью избежать масштабных потрясений («Принципы политической экономии», 1848). При этом Милль считал неприемлемым опираться на насилие в решении социально – экономических вопросов (отказ от него он считал главным отличием английского социал-реформизма от революционного французского социализма). Сам социализм виделся ему далеким идеалом в виде основанного на принципах сотрудничества бесклассового общества, где собственность не упразднена, а равномерно распределена между людьми. Задачу же ближайшего будущего мыслитель видел «в смягчении неравенства, во внедрении в законах и обычаях противоположных тенденций»). Одновременно Милль выступал за предоставление рабочим социальных гарантий, ограничение права собственности, не приобретенной собственным трудом человека (т.е. в форме дара и наследства), а также против крупных земельных владений – т.е. за национализацию всех хозяйственных земель, помимо мелких «трудовых» участков.

Таким образом, Милль понимал социализм не как насильственную ликвидацию классового строя, но как постепенное реформирование общества в интересах большинства граждан – т.е. в духе социал-реформистских программ современной демократии. В то же время экономический либерализм представлялся ему не в виде безудержной кокуренции частных хозяев (laisser – fair), но как основанный на сочетании частной инициативы и разумного государственного регулирования. Таким образом, в своей модели общества он пытался сочетать лучшие черты либерализма и социализма, и поэтому может рассматриваться в качестве идейного предтечи современного социал – либерализма.

 

Французский либерализм связан с осмыслением трагического опыта Великой Французской революции (вместо свободы, равенства и братства получились неслыханная тирания и террор), деспотии Наполеона, а также с протекавшей в течение всей первой половины 19 в. борьбой между старой феодальной знатью и промышленной и торговой буржуазией. В силу этого, для него свойственен более умеренный и компромиссный характер, стремление и найти сочетание сильной власти (как гаранта порядка) со свободой личности. В силу этой двойственности, после дарованной Людовиком 18 Хартии 1814 г. (вкупе с обещанием царствовать, но не править), французские либералы раскололись. Из них П.- П.Руайе – Коллар (лидер консервативного крыла либеральной партии), Ф.Гизо и К.Жордан полностью поддержал режим Реставрации как «строй, к которому стремилась Франция с начала революции». В то же время такие деятели, как Лафайет, аббат Сийес, Б.Констан и А.Барро изначально поддерживали политику Бурбонов как «соединившую легитимность со свободой», но затем перешли в оппозицию к королевской власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.