Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение И.Канта о государстве и праве




 

Иммануил Кант (1724 – 1804) – выдающийся мыслитель, представитель немецкой классической философии, профессор Кенигсбергского университета. Всю свою жизнь он провел в одноименном городе, вел весьма академичный и регулярный образ жизни. Значение Канта как мыслителя состоит в том, что он первым в Германии попытался дать полноценное философское обоснование идеям либерализма с точки зрения утверждавшегося тогда в общественной жизни страны класса буржуазии. Политико-правовая концепция Канта (которую он считал наиболее разработанной частью своего учения) содержатся преимущественно в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве».

Основные моменты его философского и политико-правового учения таковы:

1) Человек представляет собой автономного индивида (он свободен, поскольку его сознание относится к миру «вещей в себе»), обладающего совершенным достоинством и абсолютной ценностью, и не может быть орудием осуществления любых внешних целей («общего блага») и планов по переустройству общества;

2) Человек выступает как субъект нравственного сознания, возвышающийся над природой, и в своем поведении должен руководствоваться требованиями нравственного закона, данного свыше и не зависящего от конкретных обстоятельств;

3) Этот нравственный закон (или категорический императив) требует от человека поступать так, чтобы его поведение было образцом для других людей («максимой, которая бы стала всеобщим законом»), и подчинялось правилу «относиться к человеку всегда как к цели, и никогда – как к средству»;

4) Нравственный закон, подкрепляемый практическим разумом, лежит в основании как этики, так и правовых норм (законодательства) – т.е. в разуме человека изначально заложена способность и воля их создавать. При этом внутренне следование человека требованиям закона есть «моральность», а внешнее следование – законность (легальность);

5) Необходимость в законах связана с тем, что далеко не каждый индивид использует данную ему нравственную свободу для воплощения «нравственного закона» (категорического императива), и творит произвол;

6) Право изначально основано на отношениях людей как свободных существ, равных друг другу: «Другие не могут обязать кого - либо к большему, чем то, к чему он со своей стороны может обязать их»;

7) Назначение права – создать условия для реализации в общественной жизни моральных норм и свободы индивида, не давая последней перерасти в произвол – для этого оно должно обладать принудительным характером (необходимость обеспечить императивный характер права – единственное оправдание существования государства);

8) Государство возникает в результате общественного договора, и образующие его индивиды отказываются от абсолютной свободы с целью получить надежные правовые гарантии частичной свободы (т.е. гражданских прав в обмен на выполнение гражданского долга);

9) Целью государства является не удовлетворение материальных потребностей людей и достижение счастья (они могут быть достигнуты в естественном состоянии либо при деспотическом правлении), а приведение его устройства и режима правления в максимальное соответствие с нормами права (“Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом”);

10) Для сохранения доверия к себе со стороны граждан государству необходимо опираться в своей деятельности на нормы права, (своеобразный общественный договор), и не пытаться установить над ними опеку («отеческое правление»). Ибо чрезмерное попечение государства о благе граждан лишает их свободы, самостоятельности и ответственности, разрушает гражданские добродетели и порождает в итоге «величайший деспотизм» – таким образом, Кант выступает здесь в качестве одного из идейных предтеч либеральной идеи «минимального государства»;

11) В рамках государства люди сохраняют правовое равноправие и гражданскую свободу, которая выражается в праве критиковать власть и принимать конституцию, но не обладают правом требовать ответственности правителя за его действия (т.е. речь в данном случае идет о народном суверенитете);

12) Право подраздеяется Кантом на естественное (основывается на априорных или врожденных нравственных принципах), положительное (источником которого является воля законодателя), и справедивость – т.е. стремления людей, не подкрепленные законом;

13) Естественное право подразделяется на частное, регулирующее отношение индивидов как собственников, и публичное, регулирующее взаимоотношение граждан с государством;

14) Всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежит суверенной «коллективной воле народа»), исполнительную (сосредоточенную в руках верховного правителя) и судебную (назначаемую исполнительной). Форма правления при этом не важна, поскольку все дело – в конкретных методах осуществления власти.

При этом Кант, делая уступку прусской монархии, отрицает право народа обсуждать объем властных полномочий правителя – который, по его мнению, имеет права, но не обязанности.

Идеи Канта об автономном индивиде, сознательно вступающим в правовые отношения (гражданское общество), и его требование к государства огтказаться от любых форм вмешательства в частную жизнь, помимо обеспечения действия законов – ключевые моменты современной идеологии либерализма. Другая его идея – об обязанности государства строго следовать в своей деятельности нормам права – предвосхищение концепции правового государства. При этом сам Кант не употреблял еще термина «правовое государство», но использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние», и т.п. Само понятие «правого государства» было сформулировано находившимися под его влиянием немецкими юристами 2 - ой половины 19 в. (Р.фон Моль, К.Т.Велькер, Ф.Ю.Шталь, Р.фон Гнейст). Идея же Канта о «вечном мире», установленном соглашением государств с либерально – правовым строем, оказала большое влияние на формирование современной либеральной концепции международного права и международных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.