Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительная деятельность прокуратуры




Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе;

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе;

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе;

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе;

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе;

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе;

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе;

Отдел контрольно-ревизионной работы;

Протокольный отдел (на правах управления);

Управление по рассмотрению обращений и приему граждан;

Управление документационного и методического обеспечения;

Управление делами;

Первый отдел (на правах управления);

Управление взаимодействия со средствами массовой информации;

Правовое управление;

Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

Управление по надзору за расследованием особо важных дел;

Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;

Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;

Система и структура прокуратуры Российской Федерации

 

Система органов прокуратуры в Российской Федерации сложная и разветвленная, но при этом образует единую систему и структуру.

В структуру прокуратуры входят:

1. территориальные прокуратуры, система которых построена по территориальному принципу;

2. военные прокуратуры, система которых построена по функциональному принципу;

3. специализированные прокуратуры, построенные по территориально-функциональному принципу;

4. научные и образовательные учреждения.

В каждых из указанных структур образуются свои подсистемы.

Создание и деятельность на территории РФ иных органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Во главе единой централизованной системы прокуратуры РФ стоит Генеральная прокуратура РФ.Вопросы ее организации и деятельности регламентируются Федеральным Законом «О прокуратуре», и также Регламентом Генпрокуратуры, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 17 апреля 2008 г. № 67.

Генпрокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ и ч. 1 ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ 5 лет. Он может быть назначен на должность на два срока подряд. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образуются коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия является совещательным органом и правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора и расследования уголовных дел, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.

По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и коллегий правоохранительных, иных федеральных органов исполнительной власти.

Решения коллегии Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствовавших на заседании членов коллегии. Они реализуются приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления, Первый отдел (на правах управления), а также управления и отделы в составе главных управлений и управлений. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме старших помощников и помощников Генеральный прокурор РФ имеет советников и старших помощников по особо важным поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации на сегодняшний день входят следующие структурные подразделения:

1. Главное организационно-инспекторское управление:

- Организационное управление;

- Аппарат Генерального прокурора РФ;

- Управление правовой статистики;

- Отдел дежурств;

2. Управление кадров:

- Управление кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры;

- Управление штатов, методического обеспечения и подготовки кадров;

- Инспекторское управление;

- Отдел пенсионного обеспечения;

3. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства:

- Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;

- Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики;

- Управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества;

- Организационно-методический отдел;

- Отдел документационного обеспечения;

5. Главное управление по надзору за следствием:

- Управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета РФ;

- Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России;

- Организационно-методический отдел;

- Отдел документационного обеспечения;

10. Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами:

- Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда РФ;

- Управление по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства;

- Управление по поддержанию государственного обвинения;

- Организационно-аналитический отдел;

- Отдел документационного обеспечения;

14. Главное управление международно-правового сотрудничества:

- Управление экстрадиции;

- Управление правовой помощи;

- Управление международного права;

- Отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления);

- Отдел документационного обеспечения;

29. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

Управления Генеральной прокуратуры по федеральным округам не подменяют в своей деятельности прокуратуры субъектов, но решают свои, специфические задачи. Так, управления прокуратуры по федеральным округам:

1. координируют деятельность по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа;

2. осуществляют надзор за исполнением законов, а также соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

3. в пределах федерального округа осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами Следственного комитета при МВД России.

Кроме указанных подразделений, в Генеральной прокуратуре РФ на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора - Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором.

Территориальные прокуратуры, как следует из названия, организованны в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Во всех субъектах РФ созданы соответствующие прокуратуры субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемых субъектами РФ. Несмотря на это, прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны только Генеральному прокурору РФ и только им, без согласования с органами государственной власти субъектов РФ, освобождаются от должности. Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

На данные прокуратуры возложены следующие полномочия:

1. надзор за исполнением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых этими органами и должностными лицами правовых актов;

2. надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб МВД РФ, ФСБ РФ, органов Федеральной таможенной службы РФ, органов юстиции субъектов РФ, МЧС РФ при производстве предварительного следствия, дознания, осуществлении ОРД, а также при исполнении наказания и применении назначаемых судом мер принудительного характера в местах содержания задержанных и заключенных под стражу;

3. надзор за исполнением законов при реализации судебными приставами органов Федеральной службы судебных приставов Минюста РФ своих функций, связанных с защитой установленного порядка осуществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и организаций;

4. уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

Прокуратуры городов и районов создаются в городах, городских и сельских районах; могут также создаваться и межрайонные прокуратуры. Они возглавляются соответствующими городскими, районными, межрайонными прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ и только ему подчинены и подотчетны. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций, которые обычно осуществляют территориальные прокуратуры, может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.

Органы военной прокуратуры создаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формирования и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами организации Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота.

Возглавляет систему военных прокуратур уже упомянутая ранее Главная военная прокуратура. Ее руководитель – Главный военный прокурор – является заместителем Генерального прокурора, и, как и иные его заместители, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов.

Подсистему военных прокуратур составляют прокуратуры, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов, и, соответственно - к прокуратурам города или района. К первым относятся:

1. Московская городская военная прокуратура.

2. Военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения.

3. Прокуратуры военных округов:

- Западного;

- Центрально;

- Южного;

- Восточного.

4. Военные прокуратуры флотов:

- Балтийского флота;

- Северного флота;

- Тихоокеанского флота.

 

К прокуратурам, приравненным к прокуратурам города или района, относятся военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры. Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, ФСО РФ, Службу внешней разведки, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ РФ, а также воинские формирования других министерств и ведомств.

 

Специализированные прокуратуры создаются в соответствии с отраслевой принадлежностью той сферы деятельности, контроль над которой осуществляют те или иные прокуратуры. Большинство специализированных прокуратур (за исключением межрегиональных) подчиняются прокуратурам субъектов на правах прокуратур города или района.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. Эти прокуратуры, как следует из названия, создаются на закрытых территориях и режимных объектах и в специальных воинских формированиях. Структура оборонного промышленного комплекса в силу его общефедерального характера не соответствует административно-территориальному делению страны, что предопределяет необходимость создания и функционирования соответствующих специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и полиции, поднадзорные прокуратуре. При организации прокуратур на закрытых территориях и режимных объектах учитывается также, что управление оборонным комплексом и обслуживающими его структурами ФСБ, МВД, воинских частей строится по принципам, не совпадающим с принципом административно-территориального деления.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ названные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями на закрытых территориях и режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. В ведение транспортных прокуратур входит расследование дел о преступлениях, отнесенных к подследственности органов прокуратуры, совершенных непосредственно на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками транспортных объектов, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

К транспортным прокуратурам относится также Прокуратура Московского метрополитена.

Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. При этом природоохранные могут создаваться как на правах прокуратур субъектов, так и на правах прокуратур города или района. Во многих субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных (Межрайонная природоохранная прокуратура города Москвы; Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, Ленинградской области и т.д.).

С 1991 г. на правах прокуратуры субъекта функционирует Волжская межрегиональная (центральный аппарат которой расположен в г. Тверь) природоохранная прокуратура, в состав которой входит 15 межрайонных прокуратур. Они осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы на территории всего Волжского бассейна.

Перечень объектов, поднадзорных Волжской природоохранной прокуратуре, определяется Волжским природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами республик и областей.

 

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы[38]. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре РФ». Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируются Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

Требования к лицам, желающим поступить на службу в органы и учреждения прокуратуры, определяются федеральным законодательством. На службу в органы и учреждения прокуратуры принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, не имеющие и не имевшие судимости (за любое преступление). Исключение составляют должности помощников прокуроров городов, районов (и приравненных к ним). В исключительных случаях на них могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуратур назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора принимает Присягу, текст которой приведен в ст. 40-4 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно устанавливаются классные чины. Классный чин — это специальный служебный разряд, персональное звание прокурорского работника как государственного служащего, который присваивается с учетом занимаемой должности, стажа (выслуги), знаний и опыта, а также результатов работы по укреплению законности и правопорядка. Классные чины присваиваются прокурорам, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ. Должности, по которым прокурорам присваиваются классные чины, перечислены в ст. 14, 15, 16 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Генеральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах, утверждаемых Президентом РФ. Военным прокурорам присваиваются воинские звания с добавлением слова «юстиции».

Установлены следующие классные чины и воинские звания:

- младший юрист, младший лейтенант юстиции;

- юрист 3 класса, лейтенант юстиции;

- юрист 2 класса, старший лейтенант юстиции;

- юрист 1 класса, капитан юстиции;

- младший советник юстиции, майор юстиции;

- советник юстиции, подполковник юстиции;

- старший советник юстиции, полковник юстиции;

- государственный советник юстиции 3 класса, генерал-майор юстиции;

- государственный советник юстиции 2 класса, генерал-лейтенант юстиции;

- государственный советник юстиции 1 класса, генерал-полковник юстиции;

- действительный государственный советник юстиции.

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивается Генеральному прокурору РФ Президентом РФ. Классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование.

 

Цели и задачи прокурорской деятельности сформулированы в ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет цели прокуратуры. Так, согласно ст. 1 этого ФЗ, прокуратуры РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ осуществляет свою деятельность в целях:

1. обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности;

2. защиты прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

 

Исходя из вышеуказанных задач, существует восемь основных направлений деятельности прокуратуры РФ.

Первое и главное направление деятельности прокуратуры – это прокурорский надзор, который подробнее будет рассмотрен чуть позже.

Второе направление – это уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Следует иметь в виду, что в рамках этого направления прокурор вправе принимать решение о прекращении любого уголовного дела независимо от его подследственности, поручить следователю любого следственного подразделения расследование любого преступления. Именно в этом и состоит особенность уголовного преследования, осуществляемого органами прокуратуры.

Третье направление - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В рамках этого направления Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенных и иных правоохранительных органов. Полномочия прокурора в этой области определяются с Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (ред. от 25.11.2003). Кроме того, ч. 2 ст. 24 принятого 6 марта 2006 года ФЗ «О противодействии терроризму», дает Генеральному прокурору РФ или подчиненному ему прокурору право обратиться в суд с заявлением о признании какой-либо организации террористической, что автоматически влечет за собой совершение правоохранительными органами иных предусмотренных законом действий.

Четвертое направление деятельности прокуратуры – это участие прокурора в рассмотрении дел судами.

Одной из важнейших задач прокурора в уголовном процессе является поддержания государственного обвинения. Но, кроме данной задачи, рассматриваемое направление деятельности предполагает широкий круг прав и обязанностей прокурора, затрагивающих все этапы рассмотрения судом уголовного дела.

Так, прокурор обязан участвовать в предварительном слушании уголовного дела, поскольку, если на стадии назначения судебного заседания судья устанавливает, что при подготовке уголовного дела именно были допущены формальные, но существенные нарушения уголовно-процессуального закона, то именно на прокурора возлагаются обязанности устранить данные нарушения. Кроме того, на стадии предварительного слушания прокурор может изменить обвинение либо полностью от него отказаться (ст. 236, ч.ч. 7 и 8 ст. 246 УПК РФ).

В соответствии с положениями ст. 354 УПК РФ, судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы любым прокурором в кассационном порядке в пределах своей компетенции, для чего в вышестоящий суд приносится кассационное представление. Надзорные представления приносятся только прокурорами субъектов РФ либо вышестоящими прокурорами.

Участие прокурора в гражданском процессе предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. Так, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов физических лиц, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.. При этом заявление в защиту гражданина может быть подано только в том случае, если гражданин в силу каких-либо объективных причин (возраст, состояние здоровья, недееспособность и т.д.) не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется случаи, когда заявление прокурора основано на обращении к нему граждан о защите:

- нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальной защиты, включая социальное обеспечение;

- обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

- охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

- обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

- образования.

В арбитражном процессе в предусмотренных законом случаях (ст. 52 АПК РФ) прокурор, во-первых, может выступать в роли истца (например, при подаче заявления об оспаривании нормативного акта, затрагивающего права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности), а во-вторых - наделен правом вступать в дело с процессуальным статусом участника процесса (истца или ответчика) на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности.

Права и обязанности прокурора в административном процессе предусмотрены ст. 25.11 КоАП РФ. Так, прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении и участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по процессуальным вопросам, а также, независимо от участия в деле, приносить протест на постановлении по делу об административном правонарушении.

Пятое направление деятельности прокуратуры - участие в правотворческой деятельности. Следует иметь в виду, что право прокурора участвовать в правотворческой деятельности не равнозначно праву законодательной инициативы. В отличие от предложений, поступающих в порядке законодательной инициативы, обращения Генерального прокурора РФ с соответствующими предложениями по поводу законодательства рассматриваются в обычном порядке.

В рамках этого направления прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Эти предложения рассматриваются и выносятся в порядке законодательной инициативы уже указанными органами.

Шестое направление деятельности прокуратуры - участие прокуроров в предупредительно-профилактической работе. Прокуратура, как универсальный орган правозащиты, в первую очередь осуществляет профилактику и предупреждение преступлений и правонарушений путем осуществления прокурорского надзора. Для выявления нарушений закона прокурором осуществляются проверки (целевые, комплексные, сквозные, контрольные и т.д.). Особое значение для данного направления деятельности прокуратуры имеет надзор и контроль соблюдения установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. В принципе, любое из направлений деятельности прокуратуры так или иначе затрагивает связано с деятельностью по предупреждению и профилактике преступлений и административных правонарушений.

Седьмое направление деятельности прокуратуры – работа с письмами, жалобами и обращениями граждан. Эта работа осуществляется в соответствии Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального от 17 декабря 2007 № 200 (ред. от 31.05.2011).

Восьмое направление деятельности прокуратуры – международное сотрудничество. В настоящее время международное сотрудничество в области уголовного правосудия осуществляется по разным направлениям и на нескольких уровнях. Так, существуют универсальный уровень (сотрудничество в рамках ООН), на региональном уровне (в рамках Совета Европы, например), на уровне двусторонних договоров. Само сотрудничество может осуществляться в сфере оперативно-розыскной деятельности, уголовного правосудия, в борьбе с «отмыванием» доходов от преступной деятельности и т.д.

При организации взаимодействия на международном уровне, при оказании правовой помощи по уголовным делам Генеральная прокуратура РФ оказывает содействие компетентным органам иностранного государства в получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий на территориях, относящихся к юрисдикции Российской Федерации.

Девятое направление - проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

 

Как уже было сказано выше, основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор. Он осуществляется по следующим направлениям:

1. Надзор за исполнением законов. Данный вид надзора, в свою очередь, осуществляется по двум направлениям:

- надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами;

В нормативно-правовых актах советского периода эта отрасль надзора официально называлась общим надзором. Встречается такое наименование и в современной научной и учебной литературе. Поэтому для краткости этим термином будем пользоваться и мы, хотя в ФЗ «О прокуратуре РФ» этот термин не употребляется.

Поднадзорными прокуратуре в данной отрасли надзора являются, прежде всего, федеральные органы исполнительной власти. Из них надзору прокуратуры не подлежит только Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы законодательной власти и издаваемые ими правовые акты. Кроме того, прокуратуре РФ не поднадзорны суды. В ч. 3 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» отмечено, что в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ), конституционность нормативных актов Правительства правомочен проверять Конституционный Суд РФ (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ), а признание недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, входит в компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 10 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Поднадзорны прокуратуре органы военного управления (например, военные комиссариаты субъектов РФ, городов и районов, командование воинских частей и т. д.). В предмет общего надзора прокуратуры входит и исполнение законов органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых этими органами и лицами правовых актов.

Единого понятия и классификации органов контроля в РФ в настоящее время не существует. К таким органам, видимо, следует отнести органы надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органы рыбоохраны, органы санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионные подразделения Министерства финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных актов (ст. 2 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.). Органы военного управления и органы контроля, по существу, также представляют собой органы исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ прокуратуре поднадзорны не только органы исполнительной власти (например, правительства республик, администрации областей и т. д.), но и представительные (законодательные) органы субъектов РФ (например, парламенты республик, областные Думы, Собрания и т. д.). В предмет общего надзора прокуратуры входит также исполнение законов органами местного самоуправления, как представительными, так и исполнительными, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами, которые поднадзорны прокурору в сфере общего надзора.

Этот надзор также осуществляются по двум направлениям:

1. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственного управления и органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2. надзор за соответствием правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами, Конституции РФ и законам РФ.

Прокурорский надзор в данной сфере охватывает весь комплекс прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации. Сфера надзора распространяется на следующие категории физических лиц:

1. граждане России,

2. граждане, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство),

3. иностранные граждане,

4. лица без гражданства.

Что касается полномочий прокурора в этой области, то в основной своей части они идентичны полномочиям прокурора по осуществлению общего надзору.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Это направление надзора регламентируется федеральным законодательством, в первую очередь, ФЗ от 5 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», а также следующими приказами Генерального прокурора:

1. Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (ред. от 28.12.2007);

2. Приказ Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»;

3. Приказ Генерального прокурора РФ 02 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 05 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

Предметом надзора в данной отрасли надзора является:

1. соблюдение прав и свобод человека;

2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

3. выполнение ОРМ и проведение предварительного расследования;

4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора в данной отрасли надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Руководители органов, осуществляющих ОРД, по требованию прокурора представляют ему оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ (ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами. Основная задача данного вида прокурорского надзора - выявление, пресечение и устранение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, восстановление нарушенных прав граждан, а также привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершивших правонарушения.

К направлениям прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов относятся:

- надзор за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций;

- надзор за соблюдением требований законов о возбуждении исполнительного производства;

- участие прокурора в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов.

5. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Органы и учреждения, исполняющие наказание, определены ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» (ред. от 01.04.2012). К ним относятся исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и др.), территориальные и центральный орган Федеральной службы исполнения наказаний(ФСИН) Министерства юстиции РФ.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом, в частности, лицам, совершившим деяния, предусмотренные УК РФ, в состоянии невменяемости, и лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания (ст. 97 УК РФ). Такие лица могут проходить принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 101 УК РФ). Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов администрацией таких психиатрических стационаров.

Местами содержания задержанных являются изоляторы временного содержания (ИВС) в системе органов внутренних дел, в системе органов Федеральной пограничной службы (ФПС), гауптвахты в Вооруженных Силах и других войсках РФ. В них содержатся лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 108 УПК РФ. Местами содержания заключенных под стражу являются следственные изоляторы (СИЗО) в системе Министерства юстиции РФ и ФСБ. В них содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, которым избрана мера пресечения – заключение под стражу в порядке ст. 100 УПК РФ (в отношении подозреваемых) или ст. 97 УПК РФ (в отношении обвиняемых).

Предметом надзора в этой отрасли является:

1. законность нахождения лиц в указанных учреждениях;

2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, содержащихся в этих учреждениях;

3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

6. Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних. Это направление надзора осуществляется в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». Данное направление прокурорского надзора можно назвать междисциплинарным. Значительная его часть представляет собой надзор за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др.

Этот надзор осуществляется по следующим направлениям:

1 надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних,

2. надзор за деятельностью по выявлении беспризорных и безнадзорных детей, а также семей, находящихся в социально опасном положении;

3. надзор за соблюдением жилищных и имущественных прав несовершеннолетних;

4. надзор за исполнением законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних;

5. проверка законность правовых актов, издаваемых учреждениями, предприятиями и организациями в отношении несовершеннолетних;

6. проверка исполнение законов о несовершеннолетних (об образовании, трудоустройстве и трудовой занятости несовершеннолетних и т.д.);

7. проверка деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

8. проверка законность административного задержания несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения, а также - соблюдения законных прав несовершеннолетних органами дознания и предварительного следствия;

9. иные полномочия.

 

Каждое выявленное нарушение закона требует определенной реакции со стороны прокурора. Законом предусмотрены следующие формы прокурорского реагирования:

1. Протест прокурора – это документ, который приносится (составляется) на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в установленные сроки.

2. Представление прокурора представляет собойтребование устранения нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушение, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

3. Постановление прокурора представляет собой мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона предполагает, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляют в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Кроме того, прокурор, как уже говорилось ранее, вправе подать иск в суд - например, о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения законов организациями либо учреждениями, а также имеет права требовать привлечения лица к иной предусмотренной законом ответственности (например, дисциплинарной)[39].

Литература раздела:

Основная:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ 2009. № 4. Ст. 445,

2. Федеральный закон от 17 января 1992 года «О прокуратуре РФ». (ред. от 21.11.2011, с изм. и доп., вступ. в силу 08.02.2012).// Ведомости РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878.

3. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (ред. 25.11.2003)//СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // «Законность». № 2. 2008.

5. Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (ред. от 28.12.2007) // «Законность». № 11. 2007.

6. Приказ Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. № 200 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (ред. от 31.05.2011) // «Законность». № 4. 2008.

7. Приказ Генерального прокурора РФ от 17 апреля 2008 г. № 67 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации». // «Законность». № 7. 2008.

8. Приказ Генерального прокурора РФ 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // «Законность». № 5. 2011 г.

9. Приказ Генерального прокурора РФ 02 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // [Правовая система ГАРАНТ]

10. Приказ Генерального прокурора РФ от 05 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // [Правовая система ГАРАНТ]

Дополнительная:

 

1. Приказ Генеральной прокуратуры № 69 от 27 ноября 1997 г., МВД РФ № 777 от 27 ноября 1997 г., ФСБ РФ № 425 от 27 ноября 1997 г., ГТК РФ № 700 от 27 ноября 1997 г. «Об утверждении инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России» // «Таможенные ведомости». № 2. 1998.

2. Гельдибаев М.Х., Огородников А.А. Прокурорский надзор. СПб.: Питер, 2002.

3. Гельдибаев М. Х., Огородников А. А. Прокурорский надзор: Создание и развитие прокуратуры России. Система органов прокуратуры: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2002.

4. Деришев Ю. В. Прокуратура Российской Федерации: Учебное пособие. Омск, 2003.

5. Додонов В. Н., Крутских В. Е. Прокуратура в России и за рубежом: Сравнительное исследование / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2001.

6. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

7. Капинус О.С., Кардашова И.Б., Рябцов В.П. Прокуратура в системе национальной безопасности России. Из-во: Юнити-Дана, Закон и право, 2012.

8. Божьев В. Правоохранительные органы России: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. Изд-во: Юрайт, 2010.

9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Зерцало-М, 2010.

10.Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы: Курс лекция в схемах и комментариях. Изд-во Wolters Kluwer. 2010.

11. Мирзоев Г., Григорьев В. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2010.

12. Правоохранительные органы: Учебник / Под. ред. Ю.К. Орлова. Изд-во: Проспект, 2011.

13. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008.

14. Прокурорский надзор. Учебник / Под ред. О. Галустьян, А.Ендольцева. Из-во: Юнити-Дана, Закон и право. 2007.

15. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор для студентов вузов. Изд-во «Феникс». 2010.

16. Суд и правоохранительные органы РФ. Учебник / Под ред. В.В. Ершова. Изд-во: Юриспруденция, 2010.

17. Судоустройство и правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Ю. Орлова. Изд-во: Проспект, 2012.

18. Чашин А.Н. Судоустройство и правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Дело и Сервис, 2012.

19. Черников В.В. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во: Проспект, 2011.

20. Чернявский А.Г., Кузнецов С.И. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

21. Якушев А. Правоохранительные органы: конспект лекций. М.: Из-во Приор, 2010.

22. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. А.Я. Сухарева – М.: НОРМА, 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.