Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы юстиции и деятельность по исполнению судебных решений




Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации

Полиция в Российской Федерации

 

Как уже говорилось в первой теме, органы, призванные обеспечивать порядок в государстве, возникли одновременно с образованием государства. В самых разных источниках можно найти информацию о том, что и в древнейшие времена существовали должностные лица, на которых была возложена указанная функции – фактически, правоохранительная деятельность. Есть свидетельства о существовании специальных органов охраны правопорядка в Древнем Египте, Персии. В литературе, посвященной правоохранительной деятельности, нередко можно встретить ссылки на книги Ветхого и Нового завета. Наиболее известная из них - на Книгу «Песни песней Соломоновых»: «Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня, изранили меня; стерегущие стены сняли с меня покрывало». Интересно, что в одном из первых памятников японской литературы – «Повести о прекрасной Отикубо»[46] - можно найти очень похожий эпизод. Герой повести, спешащий на свидание пешком и в сопровождении всего одного слуги (что недопустимо для знатного человека!), сталкивается со стражниками, которые останавливают его, заподозрив в юноше и его оруженосце воров-домушников[47]. Спустя чуть более ста лет в известных «Записках у изголовья» Сей-Сёнагон с сожалением напишет: «Отвратительно видеть, как красивые молодые люди из знатных семейств поступают на службу в управу благочиния на должность начальника блюстителей порядка. Мне жалко, что эту должность исполнял в дни своей юности нынешний принц-тюдзё. Как это не подходит к нему!…»[48]. И, хотя утонченной хэйанской[49] придворной дело «охраны благочиния» кажется отвратительным, стоит обратить внимание, что руководил данной управой ни кто-нибудь, а член императорской фамилии - то есть дело охраны правопорядка в Японии X-XI рассматривалось как важная и серьезная задача.

Само слово «полиция» - греческого происхождения, оно обязано своему возникновению термину, который использовал Аристотель для государственного управления – «полития». В средние века в Германии этот термин «возродился» и начал использоваться для обозначения деятельности государства (отдельных феодалов) в сфере внутреннего управления – в отличие от внешнего управления, то есть политики. Именно поэтому средневековые немецкие города считают родиной полиции как учреждения[50], хотя делом именно государства, а не отдельных феодалов, внутреннее управление становится с конца XV века.

В России становление полицейских учреждений проходило по тому же сценарию, что и в Западной Европе. С начала XVIII века идет активное заимствование и попытки приспособить к российским условиям немецкого опыта и научных идей в сфере государственного управления. Поступательное, эволюционное развитие полиции (как и всего государства) было прервано в 1917 году. Для подхода к любым юридическим вопросам в советский период было характерно доминирование политического подхода над юридическим, и интересы государства всегда превалировали над интересом права. Это в полной мере наблюдалось и в процессе формирования милиции. Термин «полиция» не использовался, более того, он во многом оказался скомпрометирован, хотя определении милиции из закона РФ «О милиции» отражает все сущностные признаки полиции:

«Милиция в РФ - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О милиции»).

Термин «полиция» был реабилитирован с принятием Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», и с этого момента можно официального говорить о возрождении отечественной полицеистики.

В современной науке выделяют следующие особенности (признаки) полиции [51].

1. Полиция – это орган охраны, оберегающий определенные объекты, имеющие особую ценность в плане безопасности общества и государства.

2. Полномочия полиции имеют надведомственный характер – то есть распространяются на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных субъектам полицейской деятельности. Это выражается в следующем:

- в обязательности к исполнению всеми гражданами и организациями решений, принимаемых органами полиции в пределах своей компетенции;

- в праве надзора за всеми объектами по вопросам, отнесенным к компетенции полиции;

- в праве требовать от других ведомств согласования своих действий с органами полиции по вопросам их компетенции.

3. Полиция вправе применять меры принудительного воздействия.

4. Большинство органов полиции функционируют непрерывно, круглосуточно.

Необходимо отметить, что в теории современной полицеистики термин «полиция» используется в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле «полиция» - это любой орган исполнительной власти, подпадающий под названные выше признаки. Например, К.С. Бельский говорит об общей полиции (ОВД) и специализированной полиции, к которой он относит таможенную полицию (органы ФТС), полицию по контролю оборота наркотиков, полицию по чрезвычайным ситуациям, и даже санитарную полицию, промышленную полицию (органы надзора в промышленности), судебную полицию (судебных приставов) и ведомственную полицию (ведомственную охрану). Узкий подход относит к собственно полиции ту составную часть органа внутренних дел, которая непосредственно осуществляет полицейскую правоохранительную деятельность.

 

В отличие от закона РФ «О милиции», в действующем законе «О полиции» определения полиции не существует. В соответствии со ст. 1 ФЗ «О полиции», полиция предназначена для:

1. защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

2. противодействия преступности;

3. охраны общественного порядка;

4. охраны собственности;

5. обеспечения общественной безопасности.

 

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» устанавливает, что в состав полиции должны входить подразделения, организации и службы, на которые возлагается осуществление следующих видов деятельности:1. прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;2. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;3. выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;4. обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;5. обеспечение безопасности дорожного движения;6. производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;7. осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;8. противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;9. обеспечение собственной безопасности;10. осуществление лицензионно-разрешительной работы;11. осуществление экспертно-криминалистической деятельности;12. государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;13. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;14. сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;15. содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ;16. контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;17. подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;18. обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Действующий закон «О полиции» большое внимание уделает принципам деятельности полиции, которым посвящена вторая глава названного ФЗ. К этим принципам относятся следующие:

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5). Данный принцип предполагает, что:

- полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;

- деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан;

- сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание;

4. при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

- назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

- в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

5. сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса;

6. полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7. полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

2. Законность (ст. 6). Он предполагает, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Беспристрастность (ст. 7). Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Открытость и публичность (ст. 8). Этот принцип предполагает, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

5. Общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9). Суть этого принципа в том, что:

- полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан;

- действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан;

- в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод;

- федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества;

- общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

- при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля деятельности полиции.

6. Взаимодействие и сотрудничество (ст. 10). Этот принцип предполагает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами РФ.

7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11). Согласно этому принципу, полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

 

 

Внутренние войска МВД РФ не относятся к органам внутренних дел, но входят в систему МВД РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Организация и деятельность ВВ МВД РФ регулируются ФЗ от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках МВД РФ» (ред. от 05.04.2011). В ст. 2 указанного закона перечислены задачи внутренних войск. К ним относятся:

1. участие совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

2. охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

3. участие в территориальной обороне РФ;

4. оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы РФ.

Иные задачи могут быть возложены на ВВ только федеральными законами.

Структуру внутренних войск МВД России образуют:

1. соединения и воинские части (ВЧ) оперативного назначения;

2. специальные моторизованные соединения и воинские части;

3. соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

4. авиационные ВЧ;

5. морские ВЧ;

6. разведывательные ВЧ (подразделения);

7. ВЧ (подразделения) специального назначения;

8. НИИ и учебные учреждения;

9. ВЧ обеспечения деятельности ВВ (учебные, связи и др.);

10. органы управления ВВ.

Систему внутренних войск образуют:

1. Главное командование ВВ;

2. Округа внутренних войск;

3. Соединения и ВЧ, дислоцированные на территории округа.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления (ст. 3 ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ»).

В соответствии со ст. 24 ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» военнослужащим ВВ при несении боевой службы предоставляется ряд прав. Они, в частности, вправе:

1. пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск МВД РФ служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

2. проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

3. составлять протоколы об административном правонарушении и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;

4. осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в полицию;

5. задерживать и доставлять в полицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности.

При несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения, вводимого Президентом РФ при обстоятельствах и в порядке, которые предусмотрены федеральным конституционным законом, военнослужащим ВВ представляются некоторые дополнительные права.

Военнослужащим ВВ при исполнении своих служебных обязанностей предоставлено право применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники в случаях и в порядке, предусмотренных ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ». Так, например, боевая и специальная техника, состоящая на вооружении ВВ МВД РФ, применяется для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, сооружений на коммуникациях и военной техники; защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, когда пресечь это действие иным способом не представляется возможным; остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих ВВ МВД РФ; отражения группового или вооруженного нападения на военные городки, воинские эшелоны, транспортные колоны, охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, жилые помещения граждан, помещения, занимаемые органами государственной власти, иными организациями; подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих ВВ МВД РФ о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия и военной техники (ст. 29 ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ»)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.