Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический опыт антиалкогольного воспитания в России




Глобальный характер проблемы требует тщательного анализа историче­ского опыта борьбы с пьянством в нашей стране. Без знания прошлого трудно ориентироваться в настоящем, невозможно заглянуть в будущее. Изучение про­шлого помогает избавиться от многих алкогольных мифов и заблуждений, в ча­стности, от широко распространенного в общественном сознании представле­ния о традиционности русских питейных "обычаев".

Анализ истории антиалкоголизма, в том числе и школьной среде, важен для правильного решения теоретических и практических задач в области антиалкогольного воспитания и противонаркотической пропаганды.

Учитель к прошлому должен возвращаться для того, чтобы лучше пони­мать настоящее и будущее. Преемственность поколений в том и состоит, что передовое и прогрессивное не умирает, а служит почвой для активного антиал­когольного воспитания подрастающего поколения. Собриологии и социальной педагогике чуждо игнорирование прошлого, но хранить наследие это не значит им ограничиваться. Понятно, что слепое перенятие прошлого, без поправок на историю и при отсутствии логического анализа, не будет отражать сущности проблемы.

Вопросам истории антиалкогольного воспитания, в России посвящено большое количество работ, вышедших как до Октябрьской революции так и в первые годы Советской власти. В наши дни вопросам истории антиалкоголь­ного движения посвящены работы исследователей И. В. Виноградова, П. П. Дудочкина, А. Н. Якушева, Х. И. Идельчик, Е. И. Лотовой, А. В. Павлучкова, Л. К. Фортовой, А. А. Константинова, А. Л. Афанасьева и других.

Известно, что восточные славяне потребляли алкогольные изделия, такие как мед, брага, пиво. Солод для варки пива славяне умели приготовлять с V-VI века, хмель же был известен им с Х века: о нем упоминается у Нестора. В XV и XVI веках потребление хмельного пива на Руси было уже настолько распро­странено, что царь вынужден был его ограничивать. С XVII века крестьянам дозволялось варить пиво, брагу и мед для домашнего потребления только 4 раза в год, на праздники (рождество, пасха, Дмитриевская суббота и масленица), а также по поводу крестин и свадеб, почему и пирушки в эти праздники называ­лись особым пивцом. Но право такое давалось только отдельным крестьянам, которые повиновались богатым, выполняли оброк и барщину и обыкновенно на срок варки отводилось только 3 дня. По окончании этого времени кабацкий голова приходил и опечатывал оставшееся алкогольное питье до следующего праздника.

В домостроевских нормах Сильвестра (XVI) рекомендуется сыну и невест­ке не напиваться допьяна и следить за домочадцами. Митрополит Фотий в 1410 году запретил населению пить пиво до обеда. Исследователи отмечают, что пьянства как явления, разъедающего общественный организм, в домосковской Руси не было.

При царе Иване III право изготовлять спиртные изделия принадлежало казне, которая организовывала питейные заведения-корчмы. Содержание такой корчмы считалось вознаграждением царских вельмож, которые назначались в города в качестве воевод. Насаждение корчмы в городе обычно вызывало всплеск пьянства. Иван III издал правительственный Указ, запрещающий "гнусное пьянство". Согласно этому указу низшие слои населения могли пить только 4 раза в год. Запрещалось боярам и дворянам исполнять служебные обя­занности в состоянии опьянения или подпития. В свободное же от службы вре­мя им пить спиртное разрешалось.

Иван IV (Грозный) поставил в Москве в 1552 году первый кабак. Увидев от этого нововведения большую прибыль для царской казны, царь Иван IV предписывает наместникам областей ликвидировать частную виноторговлю (корчмы) и создавать повсеместно царевы кабаки. Царь за хорошую службу не­сколько позже раздает кабаки боярам. В конце ХVI века кабаки были созданы практически во всех городах, что и послужило большой материальной основой роста пьянства в Русском государстве. Само слово "Кабак" татарское, но в от­личие от татарских постоялых дворов, в кабаках продавалась только водка. Ка­баки содержались "на вере", то есть управлялись казной или отдавались на от­куп "как государевой казне прибыльнее".

Быстрое распространение кабаков вызывало протесты и жалобы духовен­ства и народа, а иногда кабаки либо закрывались, либо уничтожались.

С 1649 года казенная продажа алкоголя в России постепенно заменялась откупной системой. Откупщики получали монополию на торговлю спиртными изделиями и спаивали население в целях получения все большей и большей прибыли.

Во время царствования Алексея Михайловича по совету патриарха Никона в 1652 году на специально собранном церковном соборе о кабаках были введе­ны некоторые ограничения в торговле спиртным, но объективно и эта мера способствовала спаиванию народа.

Народ приучался к кабаку не только экономическими мерами, но и физи­ческими. Спутником кабака был так называемый правеж, то есть порка. Непо­средственно перед казной отвечали дворяне и бояре (откупщики), но в случае долга они на порку выставляли вместо себя крестьян. Уже тогда царь решил бороться более жестоко с домашним производством спиртных изделий. У на­рушителей предписывалось "сечь руки и ссылать в Сибирь".

Иные историки показывают Петра I борцом с пьянством. Другие утвер­ждают, что царь всегда оставался царем, приверженцем своего класса и что он никогда не думал о народной трезвости. Петр I учредил орден служения Бахусу, первая заповедь которого была - напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвым. Петр I добился того, что борцов с пьянством стали называть еретиками.

Основываясь на большом историческом материале один из первых русских исследователей этой проблемы И. Прыжов в книге "История кабаков в России" утверждал, что пьянство пришло на русскую землю "извне". Да и само слово "корчма" иноязычного происхождения (польское). В 1740 году откупщиков уже называли компанейщиками (или ещё их звали компанейцами), так как питей­ные сборы стали отдаваться "в компанию охочим людям". В 1740 году вокруг Москвы, чтобы ее жители пили только в царевых кабаках казенную водку, был построен земляной вал, на котором дежурили нанимаемые компанейщиками солдаты. Тех, кто пытался переходить вал, солдаты пороли плетьми и нагайка­ми. Этот камер-коллежский вал сохранился до сих пор и находится теперь в центре столицы. Алкоголь в руках купцов, промышленников и царских чинов­ников становился орудием обмана, ограбления и угнетения народов. В одном из памятников старинной русской культуры "Притче о хмеле" описывается вред от пьянства.

Особенно же активно русский народ стал спиваться в конце XVIII-начале XIX веков. Развитие капитализма повлекло за собой развитие пьянства. Литера­тура того времени предостерегает лишь против злоупотребления алкоголем, и только позднее выдающиеся писатели и публицисты осознают, что истина ус­пеха в том, чтобы вовсе не употреблять спиртного.

Господствующие классы России поощряли массовое употребление в наро­де алкоголя как средства отвлечения трудящихся от протеста и борьбы за чело­веческие условия труда и жизни.

Первое трезвенническое движение в России, началось летом 1858 года, с движения против откупщиков в ответ на повышение ими цен на водку. Первые общества трезвости появились в Ковенской губернии, затем в Виленской, Гродненской и других. Началось небывалое трезвенное движение народа, которое было частью стихийной революционной борьбы.

Многие видные люди XIX века, такие как Н. А. Добролюбов, В. Г. Белин­ский, Н. И. Пирогов, И. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, И. М. Сеченов и другие активно пробуждали в русском обществе интерес к проблемам воспитания де­тей и подростков, ратовали за здоровье и нравственное совершенствование подрастающего поколения. За вопросы воспитания детей и подростков в то время взялись не только педагоги, но биологи и медики. В 1857 году начинают выходить "Журнал воспитания" и "Русский педагогический вестник", с 1860 го­да – "Учитель", с 1861 года – "Ясная поляна", с 1864 года – "Педагогический сбор­ник", а с 1866 года – "Детский сад". В этих журналах частично ставились и во­просы антиалкогольного воспитания юношества.

5 декабря 1866 года в России были учреждены приюты для "малолетних преступников". А в 1894 году Петербургское юридическое общество создало особую комиссию по вопросам малолетних правонарушителей. Ещё в 1863 го­ду Главным управлением военно-учебных заведений России уже был разрабо­тан план создания специальной сети школ для трудных детей, который стал реализовываться с 1867-68 годов. Первые специальные гимназии появились в 1868 году в Саратове и в г. Вольске Саратовской губернии, а позднее в Иркут­ске и других городах. В 1871 году в Петербурге была создана земледельческая воспитательная колония для малолетних правонарушителей, где основным принципом перевоспитания было уважение к личности подростка,

Несмотря на жестокие репрессии, в России вновь стали организовываться общества трезвости. Первое из них было учреж­дено в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской губернии. Через некоторое время, в 1882 году, было создано "согласие, трезвости" в селе Татищего Смолен­ской губернии, в 1874 году было организовано Украинское общество трезво­сти. В 1887 году Л. Н. Толстой вместе с Н. Н. Миклухо-Маклаем, П. И. Бирю­ковым, Н. Н. Ге (младшим) и другими подписал "Согласие против пьянства" и создал у себя в имении общество трезвости. Подобные общества привлекли внимание правительственных учреждений и духовенства. В 1889 году Священ­ный Синод предложил духовенству заняться созданием трезвеннических организаций. В 1890 году было основано Петербургское общество трезвости, в 1891 - Одесское, в 1892 - Казанское, в 1893 - Рыбинское, а в 1895 - Московское об­щество трезвости.

Особенно активно работало Казанское общество трезвости, председателем которого являлся А. Г. Соловьев. За два года общество издало много брошюр и книг. В 1891 году было создано Нижне-Тагильское общество трезвости, а в 1893 году: Подольское, Рыбинское, Сарапульское, Тобольское и другие. В 1896 году в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости. В 1898 году созданы общества трезвости в Туле и Астрахани.

В то время в России стали издаваться трезвеннические журналы: с 1894 года в С-Петербурге "Вестник трезвости", с 1896 г. в Казани – "Деятель", а с 1898 года –"Народная трезвость", приложение к журналу "Наше хозяйство" и другие.

В состав указанных обществ входили, главным образом, рабочие фабрик, ремесленники и крестьяне. В учреждении и работе обществ трезвости активное участие принимали видные русские врачи (А. М. Коровин, Н. И. Григорьев), а также другая прогрессивная русская интеллигенция.

Наряду с введением винной монополии в 1895 году Витте провел ряд миниреформ в частности учредил попечительства о народной трезвости. Спиртное стали продавать исключительно в запечатанной посуде и мелкой расфасовке. Вторая мера привела к тому, что, во-первых, "пьянство основательно завоевало семью"; во-вторых, у магазинов появились стаканщики. Мелкая расфасовка способствовала доступности спиртного. Что же касается попечительств о на­родной трезвости, то достаточно вспомнить, что состав этих учреждений, был насквозь бюрократический и главенствующую власть в них почти всегда зани­мали одни и те же люди, которые правой рукой насаждали пьянство, а левой пробовали поставить его в рамки приличия.

В России в конце XIX века просветитель С. А. Рачинский объезжал школы и об­ращался к учащимся с горячими увещеваниями бороться за трезвость. Он же создал первые русские школьные общества трезвости.

На рубеже 19 и 20 веков в России происходит подъем в антиалкогольном воспитании и обучении трезвости подрастающего поколения. В 1905-1908 годах в Петербурге стало выходить бесплатное приложение к журналу "Трезвая жизнь", "Листок трезвости для школьников", а в 1909 году листок трезвой жизни для младших детей "Зорька".

Ещё в 1897 году при обществе Охранения Народного здравия была органи­зована комиссия по борьбе с алкоголизмом, при которой была создана, подко­миссия по вопросам преподавания "антиалкоголизма" в школе. Специалисты на границе веков предлагали расширить круг наук по антиалкоголизму в университетах, была разработана развернутая тематика "нормальных антиалкогольных курсов", объявлена премия за лучшую "противоалкогольную хрестоматию" для школ с иллюстрациями, доступными для детей и подростков. Инспектор на­родных училищ Г. Ф. Марков в 1912 году написал "Проект методики преподава­ния "Науки трезвости". Им же в 1911 году было переведено с французского язы­ка "Практическое руководство для преподавания науки трезвости", которое он использовал в работе Московского "Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом". В 1913 году в Санкт-Петербурге вышел переведенный с фран­цузского языка А. Л. Мендельсоном "Учебник трезвости для начальной и сред­ней школы" Ж. Дени. В этом же году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге он удостоен малой золотой медали. В 1914 году в Москве вышел популярный учебник трезвости для начальных училищ "Школа трезвости" С. Е. Успенского, а в 1915 году первая отечественная противоалкогольная хре­стоматия Н. В. Васильева "Трезвая жизнь", в которой были использованы про­изведения Г. Успенского, А. П. Чехова, Н. А. Некрасова, Г. Мопассана и др.

Анализ литературы, вышедшей в России с начала 90-х годов XIX века по 1914 год по проблемам алкоголизации детей и подростков, свидетельствует, что исследования велись в основном по трем направлениям. Одни работы по­священы конкретным исследованиям распространенности и факторов, способ­ствующие алкоголизации среди учащихся, вторые - посвящены влиянию алкоголя на детский и юношеский организм, третьи - роли школы в профилактике алкогольных бед среди учащихся и задачах школы в борьбе за трезвость.

Представляет интерес деятельность детских обществ трезвости второго десятилетия ХХ века в России. Правда деятельность их не всегда соответст­вовала Уставу. Вначале общества боролись за полутрезвость, то есть разрешалось потреблять пиво, сидр, вино. Отрицалась только водка и самогон. Ясно, что эти противоречия в детских обществах трезвости не могли привести к положитель­ным результатам отрезвления подростков.

В 1912 году в Москве вышла книжка М. Рязанова "Противоалкогольный детский праздник", с 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью "Будущее принадлежит трезвым нациям", а в 1914 году издана книжка В. Ф. Смирнова "Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками". Много внимания стало уделяться в периодической пе­чати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. В Казани выходил журнал "Праздник трезвости", в Серпухове Московской губернии "Воскресный листок", в Острове Псковской губернии "Друг трезвости", Воро­неже - "Заря трезвости", Одессе - "Зеленый змий", Уфе - "Уфимское попечительство о народной трезвости", Царицыне - "Царицынский трезвенник" и другие. Несколько журналов в защиту трезвости выходило в Москве, причем все они назывались "В борьбе за трезвость". В Петербурге выходили журналы "Листок трезвости", "Народная трезвость", "Отрезвление", "Сеятель трезвости", "Сила трезвости", "Трезвая жизнь", "Трезвость и бережливость", "Трезвые всходы" и другие.

Голод, последствия эпидемий, пагубное влияние империалистической, гражданской войн, иностранной интервенции, разлагающее влияние мелкобур­жуазной стихии, а также разрешение торговли вином в августе 1921 года спо­собствовало росту беспризорных детей к концу 1921 года до 7 млн. человек. С первых шагов Советской власти правительство уделяло пристальное внимание детям, в том числе и беспризорным. В ноябре 1917 года была опубликована декларация Наркомпроса по дошкольному воспитанию, а в 1920 году в Совет­ской России функционировало около 5 тысяч дошкольных учреждений. В 1919 году по инициативе Н. К. Крупской была организована Академия коммунисти­ческого воспитания. С 1920 года стали создаваться трудовые коммуны - особый вид учебно-воспитательных учреждений. В результате этих мер к концу 1924 года число беспризорных детей снизилось до 300 тысяч.

Декретом СНК РСФСР от 25 сентября 1926 года "О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом" в программе школ всех ступеней было введено антиалкогольное просвещение.

В двадцатые годы были проведены сотни антиалкогольных демонстраций, митингов, маевок. Например, с 1923 по 1931 год в СССР проводился так называемый "детский поход на взрослых". К работе по воспитанию трезвого человека наши предшественники 20-х годов не подходили формально, использовалась оригинальность, прямота, страстность и непреклонность, свойственные молодым. Детский поход против пьянства имел, конечно, двоякое значение он воздействовал на взрослых и вместе с тем спо­собствовал подготовке нового трезвого поколения. Были и неувязки. Так члены противоалкогольного общества резко критиковали широко известную в ту пору общественную организацию "Друг детей", которая использовала денежную прибыль от продажи вина и пива на оказание помощи детям.

При обществе борьбы с алкоголизмом была сформирована юношеско-школьная секция. В 1928 году были созданы Всероссийское и Всеукраинское общества борьбы с алкоголизмом», которые 29-30 ноября объединились во Все­союзный Совет Противоалкогольных обществ (ВСПО).

Главполитпросветом в программу работы всех школ при клубах и домах культуры было введено преподавание основ антиалкогольной пропаганды. Во­просом изучения алкоголизма занялись многие научные учреждения, в том числе институт социальной гигиены и институт невропсихиатрической профи­лактики в Москве, паталого-неврологический институт, институт психиатрии и гигиены, институт гигиены и труда в Харькове, паталого-неврологический институт в Киеве, имеющий специальное отделение по противоалкоголизму, и другие. В Харьковском институте народного хозяйства - профессор Ф. А. Несмелов в течение 1928-1929 года прочитал курс лекций по противоалкоголизму.

Примечательно постановление коллегии Наркомпроса РСФСР от 23 апре­ля 1929 года, которое предусматривало к новому учебному году закончить от­работку плана и программы преподавания противоалкоголизма в школах пер­вой и второй ступени, в педагогических и медицинских вузах, а также во всех техникумах и на специальных курсах. Решено было переиздать соответствую­щие учебники с добавлением основных сведений о вреде алкоголя. В планы пе­реподготовки учителей начальных школ на летних курсах были включены во­просы воспитания трезвости. 15 августа 1929 года состоялась московская кон­ференция пионеров вместе с Обществом борьбы с алкоголизмом, которая в своих решениях потребовала от своих старших товарищей и руководителей - комсомольцев - отказа от выпивки. Бороться с алкоголизмом родителей путем демонстраций. Добиваться противоалкогольного преподавания в школе.

К сожалению, с 1932 года трезвенническое движение в СССР практически прекратило свою деятельность. В 1937-39 гг. были уничтожены почти все педа­гоги-инициаторы трезвеннического движения среди школьников (митинги, де­монстрации, манифестации трезвости). Закрыто было в 1931 году общество борьбы с алкоголизмом и Всесоюзный совет противоалкогольных обществ. Прекратили свою деятельность и журналы: "Трезвость и культура" (Москва), "За трезвость" (Харьков) и другие. В 1939-1940 годах прекратили свою деятель­ность общества трезвости им. Мотеюса Воланчюса в Литве и "Северное сияние" в Латвии.

Перед войной исследования по детской и подростковой алкоголизации бы­ли сведены к нулю и возобновились только в 60-х годах. В основном это были клинические исследования, в которых либо представлялись отдельные случаи алкоголизма у детей и подростков, либо описывались особенности течения, формирования и проявления алкоголизма в детском или подростковом возрасте.

Первые отряды "Юных друзей милиции" и "Юных дзержинцев" были созданы в 1963 г. в г. Волгограде. Позднее, в апреле 1978 г., Секретариат ЦК ВЛКСМ, Министерство внутренних дел СССР, Ми­нистерство просвещения СССР и Государственный комитет СССР по профтехобразованию утвердили совместное постановление об этих отрядах и приняли положение об их деятельности. В состав отрядов "Юных друзей милиции" входили учащиеся V-VIII классов, а в отряды "Юных дзержинцев" - школьники IX-Х классов и учащиеся ПТУ в возрасте от 14 до 18 лет.

В содержание работы отрядов входили: создание и оформление комнаты, стенда, посвященных борьбе с пьянством, деятельности правоохранительных органов; сбор и изучение материалов о жизни и деятельности ветеранов советской милиции; изучение основ трезвос­ти; изучение советского законодательства; проведение диспутов, лекций, бесед, вечеров, помощь администрации школы в поддержа­нии порядка; участие в трудовых десантах и операциях, выпуск пра­вовых и антиалкогольных газет; шефство над подростками с откло­няющимся поведением; дежурство в микрорайоне школы, рейды.

Антиалкогольная проблема не просто узкобытовая, медицинская или правовая. Она по своему положению - проблема комплексная, затрагивающая вопросы экономики, политики, медицины, права, пе­дагогики, социологии и т. п., а поэтому и решать ее нужно комплек­сно, с учетом всех отмеченных особенностей.

А раз так, то работа советской школы по формированию позитив­ных знаний, убеждений, т. е. по формированию трезвеннического сознания и поведения, готовности к трезвому образу жизни у школь­ников, является составной частью решения алкогольной проблемы.

Определенное влияние на постановку антиалкогольного воспита­ния учащихся оказали рекомендации Министерства просвещения РСФСР "Об антиалкогольной пропаганде в системе просвещения" (1974 г.) и методические рекомендации Министерства здравоохране­ния РСФСР "По организации антиалкогольного просвещения в шко­ле" (1978 г.).

В 70-х и 80-х годах проблемами отклоняющегося поведения детей и подростков занялись видные медики и публицисты, социологи и педагоги, психологи и биологи. Среди них следует назвать: медиков П. И. Сидорова, Ф. Г. Углова, Г. М. Энтина, И. В. Стрельчука, Н. Я. Копыта, И. Д. Муратову, В. А. Ря­занцева, Г. Я. Юзефовича и других; публицистов И. П. Дудочкина, Н. П. Машцова; социологов: В. Н. Лужбина, И. А. Красноносова; юристов Р. Лирмяна, Г. В. Антонова-Романовского; педагогов И. А. Невского, Д. В. Колесова; психологов В. Ольшанского и В. С. Братуся; биолога Г. А. Шичко; истори­ков А. Н. Якушева и А. Л. Афанасьева и многих других.

Изучение истории трезвеннических движений и трезвеннического воспи­тания в России показывает, что она, во-первых, достаточно длительна и само­бытна, имеет волнообразный характер (спады, подъемы), включает в себя мно­гие аспекты (социально-нравственный, медицинский, политический, правовой и просветительно-педагогический). В отечественных исследованиях и публика­циях по данной проблеме содержатся богатые возможности для разработки це­лостной концепции трезвеннического воспитания молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

Маюров А. Н. Памятные даты русского, советского, международного трезвеннического движения (1987-1990 годы) – М.: ВДОБТ, 1987. – 45 с.

Маюров А. Н. Памятные даты… / Клубы – школы ВДОБТ. – Горький: ВДОБТ, 1988, с. 25-45.

Фицула М. И. Антиалкогольная воспитательная работа в школе. – К.: Рад. школа, 1984. – 104 с.

Хмелев А. И. и др. Антиалкогольное воспитание учащихся школ, ПТУ, техникумов и студентов ВУЗов. - Ульяновск: ОДСП, 1986. - 32 с.

Частоколенко Л. В. Алкоголь с точки зрения генетики. - М.: ЦС ВДОБТ, 1990. - 8 с.


Глава IV




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.