Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные исследования в собриологии




НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТРЕЗВЕННИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ - изу­чение процессов, предметов и явлений, имеющих отношение к формирова­нию трезвеннической культуры человека, готовности к позитивным для здоро­вья стилям жизни с целью получения новых положений и выводов или выяв­ления новых данных о ранее изучаемом вопросе, имеющих показательный, обоснованный характер.

Из этого определения следует, что научное исследование в области трезвеннического воспитания призвано дать научно-обоснованный ответ на во­прос теоретического или практического характера, позволяющий совершенст­вовать организационную и методическую работу. Научное исследование в трезвенническом воспитании, как и любое другое исследование, представляет собой систему специфических элементов, кото­рые рассматриваются в качестве исходных предпосылок научного исследования и позволяют осуществлять целенаправленный познавательный процесс. Среди этих элементов принято выделять следующие: научная проблема, цель исследования, задачи, методы.

Каждый из элементов научного исследования необходим для системати­ческого изучения объектов и, следовательно, присутствует на каждом кон­кретном этапе исследования: планирования и подготовки, собственно прове­дения научного исследования, практического внедрения результатов иссле­дования.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой основной вопрос, тре­бующий разрешения, который позволяет выработать конкретные целевые установки предстоящего исследования.

Выбор научной проблемы в области трезвеннического воспитания обу­словлен конкретными задачами по совершенствованию его организации, со­держания и методики.

ЦЕЛЬ - составной элемент научного исследования в трезвенническом вос­питании, представляющий собой установку на достижение того или иного ко­нечного результата, способствующего положительным изменениям в уровне трезвеннической культуры, стилях жизни в отношении здоровья, потенциале и балансе здорового индивида, группы социальной общности.

Научные исследования в области трезвеннического воспитания могут быть нацелены на выявление закономерностей формирования и развития трезвеннической культуры во взаимосвязи с состоянием здоровья той или иной группы населения, разработку организации, содержания и методики трезвеннического воспитания, методов оценки его эффективности, научных основ подготовки и совершенствования кадров, международного сотрудниче­ства и т. д.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА - составной элемент научного исследования в трез­венническом воспитании, представляющий собой научное предположение, которое выдвигается для объяснения каких-либо процессов и явлений, свя­занных с трезвеннической культурой, стилями жизни в отношении здоровья, с трезвенническим воспитанием, и достоверность которого нуждается в науч­ном доказательстве.

Гипотеза строится на основе определения научной проблемы с целью ее решения. Выдвижение рабочей гипотезы основано на изучении имеющихся знаний в данной предметной области, на поиске и обосновании новых на­правлений ее развития. Рабочая гипотеза в научных исследованиях по трезвенническому воспитанию формулируется в виде предположения об эффек­тивности тех или иных методов, форм и средств в повышении уровня трез­веннической культуры человека, формирования сознательного отношения к здоровью и трезвости, о положительных изменениях в состоянии здоровья групп лиц в результата комплексного воспитательного и оздоровительного воздействия и т. д.

ПРЕДМЕТ - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой конкретную часть объекта с присущими данному объекту характеристиками. Так, если объектом изучения в трезвен­ническом воспитании является трезвенническая культура человека, то пред­метами научных исследований могут быть знания, умения, ценностные ори­ентации человека в отношении трезвости и здоровья. Выбор и обоснование предмета исследования зависит прежде всего от характера научной проблемы и исходной гипотезы. Предмет исследования может включать в себя наи­более существенные с точки зрения гипотезы свойства и признаки объекта, которые являются общими для других предметов, составляющих класс данно­го объекта. В этом случае выявленные закономерности, свойственные пред­мету исследований могут быть перенесены на весь класс объекта. С другой стороны, основанием для выбора предмета исследования могут являться его специфические признаки, подлежащие изучению в соответствии с выдвигае­мой гипотезой. Результаты таких исследований имеют немаловажное практи­ческое значение в трезвенническом воспитании, т. к. позволяют осуществлять его с учетом конкретных характеристик, свойственных предмету исследова­ний.

ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - составной элемент научного ис­следования в трезвенническом воспитании, представляющий собой различ­ные познавательные действия в отношении предмета исследования, которые необходимы для осуществления целей исследований.

Выделяются следующие виды познавательных задач: эмпирические, тео­ретические, конструктивные (проектирование, конструирование, использова­ние разнообразных материальных средств познания).

В исследовании по трезвенническому воспитанию присутствуют задачи всех перечисленных видов. Так, например, к эмпирическим задачам относят­ся установление и уточнение фактов, связанных с изучаемым предметом (например, фоновых данных о различных компонентах трезвеннической куль­туры у той или иной группы населения), их качественная и количественная оценка, установление зависимостей между различными явлениями в процес­се наблюдения (например, между количественными показателями трезвенни­ческой культуры и частотой заболеваемости), опытная проверка гипотез, мо­делей (например, эффективности тех или иных форм и средств трезвенниче­ского воспитания).

Теоретические задачи могут быть направлены, например, на выявление и обоснование причин наблюдаемых на практике явлений, связанных с трез­веннической культурой, поведением в отношении здоровья; формулирование и обоснование гипотез, принципов разработки программ трезвеннического воспитания различных целевых групп, новых направлений исследований, способствующих, с одной стороны, расширению теоретического познания об объектах, изучению трезвеннического воспитания, с другой - совершенство­ванию практической деятельности в этой области.

Конструктивные задачи в трезвенническом воспитании могут быть связаны с поисками наиболее эффективных форм и средств антинаркотического воз­действия.

ЛИТЕРАТУРА

Жданов В. Г. Трезвость - наше оружие. - М.: ЦС ВДОБТ, 1987. - 19 с.

Жданов С. И. и др. О составе алкогольных напитков, свойствах алкоголя и его воздействии на организм человека. - М.: ЦС ВДОБТ, 1990. - 18 с.

Живолуп Р. П., Сирак Д. Л., Сухомлинов А. К. Антиалкогольное воспитание в семье и школе. - Харьков: Мин. нар. обр. УССР. 1989. – 18 с.

Замотаев А. И., Фролов А. Ф. Трезво о пьянстве. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 24 с.

Илларионова Н. В., Илларионов Н. С. Разум против спиртного. - Кишинев: Картя Молд., 1986. - 96 с.

Искаков Б. И. Без иллюзий. - Обнинск, 1989. - 15 с.

Калинин М. А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников. - Архангельск: АГПИ, 1987. - 18 с.

Каруле А. Рекомендации об антиалкогольном воспитании учащихся 1-11 кл. - Рига: Минира, 1986. - 46 с.

Маюров А. Н. Формирование здорового образа жизни (Программа спецкурса для студентов всех специальностей). - Н. Новгород: IVES, MАФР, 1997 - 24 с.

Маюров А. Н. Профилактика алкоголизма среди молодежи. / Хрестоматия по соци­альной педагогике. ч. II - Владимир: ВГПУ, 1997 – с. 316-373.

Маюров А. Н. Сексуальное воспитание детей как социально-педагогическая проблема. / Хрестоматия по социальной педагогике. ч. II - Владимир: ВГПУ. 1997 - с. 233-315.

Маюров А. Н. Современные основы специальной психологии и педагогики. - Н. Новгород: НГПУ, 1997 - 67 с.


Глава IX




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.