Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами




Организация индивидуальной работы психолога-консультанта

 

Под организацией индивидуальной работы психолога-консультанта понимается то, как он организует свой личный профессиональный труд. Прежде всего имеется в виду режим работы, обеспечивающий психологу-консультанту выполнение его профессиональных обязанностей на высоком уровне, поддержание его профессионального мастерства и повышение квалификации.

Время, затрачиваемое на разные виды деятельности, может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Если за единицу отсчета взять месяц, то можно будет примерно определить, сколько времени на разные виды работ будет затрачивать в среднем психолог-консультант, чтобы достаточно успешно решать возложенные на него задачи.

Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц, можно месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно следующим образом (в абсолютном и относительном часовом выражении в процентах от месячной нормы времени; приводятся округленные, приблизительные цифровые данные):

1) подготовка к проведению психологического консультирования - 18 ч (10%);

2) работа непосредственно с клиентами – 90 ч (50%);

3) обработка и анализ результатов консультирования – 26 ч (15%);

4) оформление необходимой документации – 14 ч (5%);

5) повышение психологом-консультантом собственной профессиональной квалификации – 34 ч (20%).

Эти данные не только приблизительные, но и условные. Они могут изменяться в зависимости от вида психологического консультирования, времени года (весной и летом в психологическую консультацию обычно обращается меньше людей, чем осенью и зимой), индивидуального опыта консультанта (опытный психолог-консультант обычно теряет гораздо меньше времени на виды работ, отмеченные выше в п. 1, 3, 4, чем малоопытный) и ряда других обстоятельств.

 

В практике психологического консультирования довольно часто возникает необходимость профессионального общения, взаимодействия, обмена информацией между психологом-консультантом и другими специалистами, к числу которых можно отнести коллег-психологов, врачей, педагогов, медиков, юристов, а также людей, входящих в обслуживающий персонал психологической консультации. Можно выделить следующие типичные жизненные случаи, обусловливающие необходимость такого общения:

1. Психолог-консультант, работая с клиентом, сталкивается с проблемой, которую он не должен и не может решать самостоятельно. Это касается, например, проведения медико-психологической, судебно-психологической экспертизы. В данном случае психолог-консультант решает проблему клиента совместно со специалистами из соответствующих областей.

2. Психолог-консультант сталкивается с проблемой, которую он может и должен решать самостоятельно, однако для правильного

решения в данный момент времени ему не хватает знаний из других областей.

3. Психолог-консультант вместе с другими специалистами принимает участие в работе многопрофильной экспертной комиссии, например психолого-педагогической, где, взаимодействуя с соответствующими специалистами, он разбирается в сложных комплексных проблемах.

4. Когда психолог начинает работать консультантом в той области, в которой он недостаточно хорошо разбирается, но она все же относится к существующей практике психологического консультирования. К примеру, школьный психолог может приступить к консультированию в области экономики или политики.

5. Когда к психологу-консультанту в связи с проблемами, обозначенными выше в п. 1, 2, 3, обращаются специалисты иного профиля – те, кому самим необходимо хотя бы немного владеть психологическими знаниями.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее, чтобы точнее определить, как следует в каждом из них поступать на практике психологу-консультанту.

Случай 1. Первый, типичный вариант этого случая в процессе психологического консультирования возникает довольно часто, так как к психологу-консультанту нередко обращаются люди, которым помимо собственно психологической помощи требуется иная специализированная помощь, например, медицинская, юридическая, педагогическая. Медицинская поддержка клиента обычно желательна тогда, когда психологическая проблема, по поводу которой в консультацию обратился клиент, связана с общим состоянием его здоровья. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо правильно поставить медицинский диагноз, назначить и провести курс лечения. Юридическая поддержка бывает необходима в том случае, если решение проблемы клиента так или иначе связано с правовыми вопросами.

Второй типичный вариант данного случая – это проведение экспертизы, когда принимаемое решение должно быть обеспечено определенной правовой базой.

Во всех подобных случаях задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту получить соответствующую поддержку или защитить его законные права. Это в свою очередь может быть сделано разными способами.

Первый способ состоит в том, что с согласия самого клиента психолог-консультант общается со специалистами-непсихологами и сообщает клиенту о результатах работы с ними. Второй способ заключается в том, что консультант-психолог с согласия клиента приглашает иного специалиста для проведения совместно с ним консультирования клиента. Третий возможный способ решения данной задачи предполагает направление клиента к соответствующему специалисту, и клиент сам консультируется у него в отсутствие психолога.

Случай 2. Он имеет место тогда, когда, опираясь на свой личный опыт, психолог-консультант осознает, что он нуждается в дополнительных знаниях и умениях для оказания квалифицированной помощи клиенту. Затем он же предпринимает действия, направленные на повышение своей профессиональной квалификации в соответствующей области знаний.

Желательно, чтобы вновь приобретаемые психологом-консультантом знания и умения в новой для него профессиональной области мог квалифицированно оценить хороший специалист в данной области еще до того, как психолог начнет самостоятельно ими пользоваться в работе с клиентами. Это обязательно необходимо сделать для того, чтобы свести к минимуму возможные ошибки психолога-консультанта в новой для него области. Оптимальной следует признать ситуацию, когда консультант-психолог, пройдя повышение квалификации в новой сфере практической консультационной работы, получит официальный документ – сертификат, подтверждающий уровень его профессионального мастерства.

Случай 3. В данном случае психологу-консультанту нет необходимости пытаться самостоятельно разобраться в проблемах, фактически выходящих за пределы его собственной профессии, но тем не менее желательно, чтобы, взаимодействуя со специалистами иного профиля, он хорошо их понимал. Если психологу-консультанту приходится довольно много работать в составе смешанных профессиональных комиссий, то взаимопонимание с коллегами приходит достаточно быстро с накоплением опыта взаимодействия с ними. Можно, однако, ускорить этот процесс за счет целенаправленного, систематического взаимного просвещения, информирования членами комиссии друг друга по вопросам своей профессиональной компетенции, прежде всего – таким, по которым часто приходится принимать решения. В этих целях целесообразно, чтобы каждый из членов комиссии, принимая свое самостоятельное решение, подробно его объяснял коллегам по работе.

Случай 4. В этой ситуации для психолога-консультанта есть единственный разумный и приемлемый выход – стать компетентным в той области, в которой часто приходится консультировать клиентов. Сделать это можно двумя путями. Первый заключается в том, чтобы попробовать получить дополнительное, профессиональное образование в новой для себя области знаний и практики. Та

кой путь разумен и, в конечном счете, вполне может обеспечить высокий уровень профессионализма в соответствующей области. Однако он весьма долгий и трудоемкий. Второй путь состоит в том, чтобы самостоятельно попытаться повысить свою квалификацию через, например, чтение соответствующей литературы, через участие в работе групп профессионалов соответствующего профиля, через наблюдение за их деятельностью и подражание им.

Последний путь решения проблемы в большинстве случаев предпочтительнее, чем первый, так как позволяет быстрее приступить к самостоятельной работе и в целом требует значительно меньших усилий и затрат времени, чем первый.

Случай 5. Обстоятельства здесь складываются так, что психологу-консультанту приходится выступать не столько в роли консультанта как такового, сколько в роли преподавателя психологии для других специалистов-непсихологов. Здесь особенно важно точно определить, каких знаний и умений не хватает специалисту иного профиля, а также выбрать оптимальный способ обучения этого специалиста с учетом сложившейся ситуации, его индивидуальных особенностей, места и времени работы с ним.

Иногда в практике психологического консультирования возникает необходимость взаимодействия между собой не отдельных специалистов, а целых профессиональных групп и организаций, например психологической консультации с медицинскими, юридическими и иными учреждениями.

Общие правила общения специалистов здесь такие же, как и в описанных выше случаях, однако взаимодействие на уровне учреждений организационно сложнее, чем взаимодействие отдельных специалистов. Разумнее, если оно будет осуществляться по определенному, заранее в деталях продуманному плану.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.