КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неспособность клиента быть лидером
Существует два разных теоретических объяснения способности или неспособности человека быть лидером для других людей: харизматическое и ситуационное. Харизматическое объяснение лидерства основано на убеждении, что лидером среди людей может стать далеко не каждый человек, а только тот, кто обладает особенными, данными ему от природы, психологическими качествами лидера. Суть второго объяснения – ситуационного – составляет идея о том, что для того, чтобы стать лидером, не обязательно обладать какими-либо особенными качествами. Для этого вполне достаточно оказаться в подходящей жизненной ситуации, в обстановке, благоприятной для проявления обычных положительных качеств, которые имеются у данного человека. Это должны быть качества личности, нужные для других людей. И та и другая точки зрения являются отчасти правильными, так как для лидера важны и особенные качества, и подходящая для их проявления жизненная ситуация. Но, взятая в отдельности, каждая из этих точек зрения ограничена как в теоретическом, так и в практическом плане. Из признания этого мы и будем исходить, предлагая различные решения проблемы лидерства. Прежде всего выясним, кто и когда обращается по этому поводу в психологическую консультацию. Проблема неспособности быть лидером не является актуальной для человека до тех пор, пока ему наделе не приходится исполнять роль лидера. До подросткового возраста проблема лидерства обычно не возникает, и младший школьник редко переживает по данному поводу. Люди старшего возраста могут обращаться в психологическую консультацию по этому вопросу тогда, когда они фактически уже выступают в роли лидеров-организаторов какого-либо дела или руководителей определенного коллектива. Поводом для их обращения в психологическую консультацию обычно служат трудности, возникающие в процессе руководства людьми. В любом из этих случаев человек, имея выраженную потребность быть лидером, вместе с тем ощущает свою неспособность успешно справляться с этой ролью. Ему кажется, что у него не все получается, но он не в состоянии точно и определенно сказать, почему это происходит. Среди всех возможных случаев обращения в психологическую консультацию по поводу лидерства (руководства) можно, как типичные, выделить следующие: Случай 1. Человеку еще никогда не приходилось, но предстоит выступить в роли лидера. Он, однако, опасается, что у него не все получится так, как надо, и одновременно не знает точно, как себя следует вести в этом случае. Он обращается в психологическую консультацию для того, чтобы получить от психолога-консультанта дельные советы по данному поводу. Случай 2. Человек однажды уже побывал в роли лидера, но это был для него не вполне удачный опыт жизни. В данный момент времени человек находится в состоянии растерянности. Он не знает, почему у него не все получается, и плохо представляет себе, что делать дальше, как исправить сложившееся положение дел. Случай 3. Человек уже имеет достаточно большой опыт исполнения роли лидера в различных коллективах. Когда он только еще приступал к исполнению роли лидера, ему казалось, что все будет хорошо. И, действительно, сначала все шло прекрасно. Однако со временем он начал понимать, что далеко не все у него идет так гладко, как хотелось бы и как казалось раньше. Он пытался самостоятельно анализировать свой опыт и ошибки. Но не на все вопросы нашел удовлетворяющие его ответы. В связи с этим он и обратился в психологическую консультацию. Случай 4. Человек уже имеет большой и в общем достаточно удачный опыт лидерства. Во многих, связанных с этим, проблемах он разобрался вполне самостоятельно. Однако некоторые вопросы, касающиеся повышения эффективности лидерства, у него все же остались, и для их решения он обратился к психологу-консультанту. Он хотел бы обсудить их с консультантом, рассчитывая на его профессиональную помощь. Рассмотрим, как должен вести себя психолог-консультант, какие рекомендации он может дать клиенту в каждом из этих случаев в отдельности. В первом случае в результате более глубокого изучения проблемы, с которой столкнулся клиент, нередко обнаруживается, что его опасения по поводу того, что с лидерством у него не все получается, не полностью являются обоснованными. Реальное включение клиента в процесс исполнения роли лидера, получение им первого опыта лидерства убеждает как его самого, так и психолога-консультанта в том, что многие из личностных качеств и форм поведения, необходимые хорошему лидеру, у него имеются. Поэтому задача консультанта в данном случае сводится к тому, чтобы убедить с фактами в руках клиента в том, что у него уже есть многое из того, что необходимо хорошему лидеру. Но этого недостаточно. Важно еще подсказать клиенту, как избежать возможных ошибок, связанных с лидерством, в будущем и выработать у себя личностные качества, освоить формы поведения, которых ему в данный момент недостает. Отметим в этой связи типичные ошибки, которые может совершать начинающий лидер и о которых психологу-консультанту следует его заранее предупредить. Первая такая ошибка состоит в том, что начинающий лидер или берет на себя слишком много, несвойственных ему по лидерской роли, обязанностей, или, напротив, все передает другим, в том числе и свои прямые, лидерские обязанности. Он или начинает сам делать то, что должны делать подчиненные, или только командует, полностью отстранившись от дел, только требуя, но реально не помогая своим подчиненным. В действительности роль хорошего лидера заключается в том, чтобы максимум того, что и без него могут делать подчиненные, передавать им, оставляя за собой только те функции, с которыми они сами не в состоянии справиться. Кроме того, хороший лидер в любом деле и в любой момент времени должен быть готов придти на помощь своим подчиненным, в том числе в той работе, которой они непосредственно заняты. А для этого он должен быть компетентным практически во всех вопросах, которые могут возникнуть в работе его подчиненных. Вторая типичная ошибка, которую нередко совершают начинающие лидеры, заключается в том, что они устанавливают или слишком тесные, почти запанибратские, отношения со своими подчиненными, или, напротив, совершенно отстраняются от них, устанавливая между ними и собой большую психологическую дистанцию, непроходимый психологический барьер, вообще не вступая с ними ни в какие другие отношения, кроме деловых. Ни та, ни другая крайности во взаимоотношениях лидера и подчиненных не являются разумными и оправданными. С одной стороны, лидер действительно не должен настолько сближаться со своими подчиненными, чтобы оказаться не в состоянии повлиять на них мерами данной ему власти. С другой стороны, хороший лидер не должен настолько психологически отдаляться от руководимых им людей, чтобы между ним и подчиненными возник психологический барьер непонимания и отчуждения. Третья типичная ошибка, совершаемая начинающими лидерами, это такое исполнение своей роли, при которой человек, став лидером, как бы перестает быть самим собой, начинает вести себя неестественно, в несвойственной ему манере. Хороший лидер тот, кто, став лидером, остается самим собой и не меняет ни своей психологии, ни своего поведения, ни своего отношения к людям. Во втором из обсуждаемых случаев ощущение неудачности первого опыта исполнения роли лидера чаще всего лишь частично является оправданным. Изначально переживая по поводу своей возможной неудачи в будущем, предвосхищая ее в эмоционально отрицательных переживаниях и соответствующих ожиданиях, человек болезненно и обостренно воспринимает все, происходящее с ним и вокруг него, замечая и явно преувеличивая мелкие свои ошибки. Он в своем восприятии происходящего выделяет в основном то, что ему не удается, и не обращает должного внимание на то, что у него на самом деле хорошо получается. Поэтому первая задача психолога-консультанта в этом случае состоит в том, чтобы успокоить клиента, и далее вместе с ним спокойно разобраться в том, что происходит или уже произошло. Данная задача считается решенной тогда, когда клиент признает не только свои ошибки, но и очевидные удачи. Далее консультанту-психологу вместе с клиентом можно будет непосредственно приступить к поиску путей исправления допущенных ошибок, к разумной и взвешенной коррекции своего лидерского поведения. В третьем из обсуждаемых случаев реальная проблема, возникшая у клиента, состоит в том, что он бессознательно совершает такие ошибки, смысл которых им самим недостаточно осознается. В этой связи клиенту требуется помощь от психолога-консультанта, и эта помощь необходима прежде всего для правильной постановки диагноза возникшей проблемы. Для этого желательно получить от клиента нужную информацию, задав ему, например, следующую серию вопросов: • Что конкретно вас беспокоит в вашей работе, когда вы выступаете в роли руководителя (лидера)? • Когда, при каких условиях и в каких обстоятельствах у вас чаще всего возникают те проблемы, о которых вы только что говорили? • Каковы, на ваш взгляд, причины возникновения этих проблем? • Каким образом вы пытались практически решать свои проблемы? • Каковы были результаты ваших попыток самостоятельного решения этих проблем? • Как сами вы объясняете ваши прошлые неудачи в решении этих проблем? Получив от клиента развернутые ответы на все эти вопросы (их содержание, смысл и количество определяются консультантом и могут меняться в ходе его беседы с клиентом), консультант-психолог вместе с клиентом намечает пути устранения допущенных ранее ошибок, вырабатывает план и программу реализации соответствующих рекомендаций. В четвертом из обсуждаемых случаев роль психолога-консультанта является в основном пассивной и сводится к четкому и своевременному реагированию на действия клиента. Сам клиент здесь предлагает возможные решения своей проблемы, а консультант-психолог лишь высказывает мнение по поводу того, что предлагает клиент. Разговор консультанта и клиента ведется на равных, и от себя лично психолог-консультант что-то предлагает клиенту лишь в том случае, если клиент просит его об этом.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |