КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть Первая 1 страница
Читателю на заметку 1. Цитируется по предисловию переводчика к изданию Life and Death by G. Fechner, trans. H. Wernekke, written 1835, Chicago: Open Court Publishing, 1945. На обложке этой книги написано «Жизнь после Смерти»; на титульной странице написано «О Жизни после Смерти»; я использую название, указанно на обложке (по той простой причине, что сначала я увидел именно его). 2. A. Zweig. Gustav Theodor Fechner, в издании Р. Edwards (ed.) The Encyclopedia of Philosophy, vol. 3. 3. Fechner. Life After Death, pp. 16-17. 4. Fechner. Life After Death, p. 18. 5. A. Zweig. Gustav Theodor Fechner, vol. 3. 6. Этот учебник имеет несколько названий: System, Self, and Structure (Система, самость и структура); Patterns and Process in Consciousness (Паттерны и процессы в сознании); и The 1-2-3 of Consciousness Studies (1-2-3 исследований сознания). Настоящее издание, «Интегральная психология» (Integral Psychology), представляет собой краткую версию этого еще не изданного двухтомника. 1. Обсуждение важности ориентирующих обобщений и того, как я их использую, см. во Введении к моей книге Sex, Ecology, Spirituality (Пол, экология, духовность) [CW6]; и в Предисловии Джека Криттендена к моей книге The Eye of Spirit (Око Духа) [CW7]. Глава 1. Базовые Уровни или Волны 1. Как будет видно далее, у меня много убедительных критических замечаний в адрес традиционалистов, однако их работы незаменимы в качестве отправной точки; см. работы Ф. Шуона (F. Schuon), М. Палли (М. Pallis), А. Кумарасвами (A. Coomaraswamy), X. Корбина (Н. Corbin), С. Насры (S. Nasra). См. также Кен Уилбер, «Око Духа»; Хьюстон Смит, «Религии мира»; Роджер Уолш, «Дух шаманизма». 2. В зависимости от того, что и как считать «уровнем», я перечислил от шестнадцати (главных) базовых структур до тридцати (считая подуровни); в качестве функциональных групп я обычно привожу девять или десять (т. е. сенсомоторную, эмоционально-сексуальную, репрезентирующий ум, конкретно-операционную, формально-операционную, зрительно-логическую, психическую, тонкую, каузальную, недвойственную). Что все это означает — и почему все эти разные системы подсчета правомерны — будет становиться более очевидно по мере дальнейшего изложения. Я должен сказать, что то, что мы считаем этапом, зависит, прежде всего, от эмпирических и феноменологических данных, и по мере накопления этих данных наши концепции этапов становятся более четкими (обсуждение смысла «этапов» и свидетельств в пользу их существования см. во Введении к книге Transformations of Consciousness (Трансформации сознания)). Представленные в таблицах шестнадцать базовых структур/этапов основаны на текстах, описывающих примерно три тысячи лет медитативного опыта духовных традиций, в сочетании с данными современных психологических исследований; но они всегда открыты для пересмотра и уточнения. 3. См. более подробное обсуждение холонов в моей книге Sex, Ecology, Spirituality (Пол, экология, духовность) [CW6]. Как указывает Хьюстон Смит в своей книге Forgotten Truth (Забытая истина), в великих традициях иногда проводилось различие между уровнями сознания (или уровнями самости) и уровнями реальности; я тоже провожу подобное различение (см. прим. 1.5, 1.9. 1.10, 8.1, 8.39, 12.12). Тем не менее, для многих целей их можно рассматривать совместно, как аспекты бытия и сознания каждого из уровней Великого Гнезда. Иными словами, б азовые структуры познания (уровни сознания/самости) и базовые структуры бытия (планы/сферы реальности) тесно взаимосвязаны, и если не оговорено обратное, и те, и другие обозначаются термином базовые структуры или базовые уровни Великого Гнезда. (Хьюстон Смит показывает это, используя одну и ту же фигуру из концентрических кругов для изображения как уровней реальности, так и уровней самости.) Но причина, по которой между ними необходимо проводить различие, состоит в том, что — как мы увидим в последующих обсуждениях — данный уровень самости может сталкиваться с другим уровнем реальности, и потому их нужно сохранять в качестве двух независимых переменных. Тем не менее, как я покажу в дальнейшем, есть определенные преимущества в том, чтобы в современном дискурсе больше выделять эпистемологический компонент, нежели онтологический. См. примечания 1.5, 1.9, 1.10,8.1,8.39, 12.12. 4. См. более подробное обсуждение этой темы в книге «Пол, экология, духовность» [CW6] и во Введении к CW2. 5. Это похоже на существующее в буддизме махаяны понятие «алайя-виджняна», или «коллективное сознание-хранилище», которое есть в каждом человеке и которое считается складом следов памяти (васана) всего прошлого опыта, как личного, так и опыта других людей (т. е. не просто коллективным, а надличностным, включающим с себя опыт всех чувствующих существ; в моей системе это уровни от высшего тонкого до низшего каузального). Говорят, что, на более высоких стадиях медитации, можно вступать вконтакт с этим надличностным сознанием, что помогает освободиться от узкого и ограниченного отождествления с индивидуальной самостью. Таким образом, согласно учению буддизма махаяны, алайя-виджняна представляет собой: (1) реальную надличностную сферу, актуальность, существующую во всех людях; (2) однако, с ней редко соприкасаются сознательно, так что для большинства людей такой сознательный контакт является лишь потенциалъной возможностью; (3) будучи хранилищем коллективного сознания, она эволюционирует и меняется по мере коллективного накопления новых васан; (4) поэтому ее действительные очертания постоянно эволюционируют вместе с коллективным опытом человечества — она определенно не является изначально данной и неизменной формой или вечным архетипом; (5) несмотря на то, что она постоянно эволюционирует, любой человек в любое время, путем непосредственного переживания этой сферы, может освободиться от ограничений индивидуальности; (6) таким образом, то, что эта тонкая сфера эволюционирует и меняется, не означает, что она не может быть источником надличностного освобождения в любое данное время. Конечно, окончательное освобождение, как говорят, выходит за пределы даже тонких форм или васан, в бесформенную или каузальную сферу (а затем в недвойственную сферу). Каузальная сфера — это единственный базовый «уровень», который не изменяется и не эволюционирует, поскольку он представляется собой чистую бесформенность. Но даже недвойственная сфера частично эволюционирует, поскольку она представляет собой единство каузальной пустоты (которая не эволюционирует) и всего проявленного мира (который эволюционирует). На мой взгляд, эта концепция (представляющая собой реконструкцию буддийских воззрений) более адекватна, чем концепция вечных и неизменных архетипических форм (см. более подробное обсуждение этой темы во Введении к CW2; некоторые аспекты Космоса все равно должны считаться архетипическими, но их гораздо меньше, чем обычно думали представители вечной философии). По моему мнению, все холоны Бытия (включая базовые структуры) являются, отчасти, такими следами памяти или навыками эволюции. И в данном контексте следует помнить, что более высокие уровни сами по-прежнему эволюционируют, и потому представляют собой великие потенциальные возможности, а не изначально заданные абсолюты, однако это не мешает им быть способными освобождать нас от ограничений более низких уровней. 6. См. Elliot Deutch, Advaita Vedanta. Кстати, я использую термин «тонкая сфера» в двух смыслах (широком и узком). В широком смысле я следую ваджраяне и веданте: материя — это грубая сфера, непроявленное — каузальная сфера, и все что между ними — тонкая сфера (т. е. прана-майя-коша, мано-майя-коша и виджняна-майя-коша, или витальная сфера, ментальная сфера и начальная надментальная сфера). В узком смысле я использую слово «тонкий» только для обозначения высочайших пределов всей тонкой сферы. 7. Все школы психологии и социологии используют понятие структуры в общем смысле, а не просто в узком смысле, который придают ему различные школы структурализма. Oxford Dictionary of Sociology определяет «структуру» как: «термин, которым обозначаются любые повторяющиеся паттерны». Penguin Dictionary of Psychology определяет «структуру» как: «организованную, относительно устойчивую конфигурацию». Я определяю «структуру» как холистический паттерн, и в этом смысле слово «структура» синонимично слову «холон». О моей косвенной связи с одной из школ структурализма см. Введение к CW2. Я выделяю следующие шесть типов структур: линии/уровни, устойчивые/переходные и глубинные/поверхностные. Первые два типа я уже объяснил в тексте (это структуры, обнаруживающиеся в базовых уровнях и линиях развития). Устойчивые структуры — это такие структуры, которые, раз возникнув, продолжают существовать, будучи полностью функционирующими, но погруженными в более высокие структуры (к этой разновидности принадлежит большинство когнитивных структур). С другой стороны, переходные структуры, как правило, сменяются следующими стадиями (таковы, например стадии развития эго и морального развития). Базовые структуры, по большей части, представляют собой устойчивые структуры; а большинство линий развития состоит, главным образом, из переходных структур. Все эти четыре типа структур имеют глубинные (универсальные) и поверхностные (локальные) структуры (хотя теперь я обычно называю их «глубинными чертами» и «поверхностными чертами» для того чтобы избежать сходства с формулировками Хомски (Chomsky); кроме того, «глубинное» и «поверхностное» — это скользящая шкала: глубинными могут быть те черты, что являются общими для группы, семьи, племени, клана, сообщества, нации, всего человечества, всех видов, всех существ. Таким образом, «глубинное» не обязательно значит «универсальное»; оно значит «разделяемое другими», и затем исследование определяет, насколько широка данная группа — от нескольких людей до подлинно всеобщего масштаба. Большинство исследований подтверждает, что все базовые структуры, и большинство линий развития, которые приведены в таблицах, обладают некоторыми универсальными глубинные чертами). Комментаторы моих работ часто путали глубинные структуры с базовыми структурами, а переходные структуры с поверхностными структуры, безусловно, отчасти из-за недостаточной ясности моего изложения. Но шесть классов структур (уровни/линии, устойчивые/переходные, глубинные/поверхностные) представляют собой отчетливые (хотя и взаимопересекающиеся) категории. 8. См., в частности, превосходное исследование состояний в работе Чарльза Тарта (Tart) States of Consciousness; см. также В. Wolman, Handbook of States of Consciousness. 9. Относительно природы «недвойственного» состояния см. прим. 9.18. Если мы оперируем примерно двадцатью базовыми структурами и четырьмя основными состояниями, то получаем до восьмидесяти различных типов духовного опыта, и даже это еще очень грубое приближение, поскольку существует множество различных видов (и подвидов) состояний. Конечно, базовые структуры, доступные для данного конкретного индивида, зависят от его/ее собственного уровня развития (некто, находящийся на магическом уровне развития, может испытывать пиковые переживание психической, тонкой, каузальной или недвойственной сферы, но будет интерпретировать их с архаической или магической точки зрения, но не с мифической, рациональной или кентаврической точки зрения). Что касается состояний, то индивид может испытывать пиковое переживание любого более высокого состояния, которое еще не стало устойчивой структурой его психики — напр., если индивид разовьется до психического уровня, у него больше не будет пиковых переживаний психической сферы, поскольку психическая сфера доступна ему постоянно (но у него могут быть пиковые переживания тонкой, каузальной и недвойственной сфер). См. более подробное обсуждение структур и состояний в моей статье «Пути за пределы эго в ближайшее десятилетие» (в CW4 и в сборнике «Пути за пределы эго» под редакцией Уолша и Воген); также см. многочисленные примечания в книгах Sex, Ecology, Spirituality, 2nd ed., напр., прим. 17 к главе 14; A Sociable God; The Eye of Spirit, прим. 9 к главе 6; и прим. 1.3, 1.5, 1.10, 8.1, 8.39, 12.12. 10. Почти на любой стадии развития человек может спонтанно, в пиковом переживании (или естественно, в цикле сна) испытать опыт психического, тонкого, каузального или недвойственного состояний; однако опыт этих состояний/сфер должен быть перенесен на его собственный уровень развития и интерпретироваться в рамках этого уровня. Даже хотя само пиковое переживание представляет «чистый отблеск» одной из этих надличностных сфер, оно сразу же или вскоре включается и облачается в субъективные и интерсубъективные структуры индивида (то есть, оно передается в дооперационной, конкретно-операционной, формально-операционной или зрительно-логической структуре). В результате, полные контуры надличностной сферы фильтруются, разбавляются и порой искажаются ограничениями более низкой структуры (например, до-операционной: нарциссизмом, эгоцентризмом и неспособностью принимать на себя роль других; конкретно-операционной: конкретно-буквальным фундаменталистским и этноцентристским умом; формально-операционной: тенденцией к рациональному дистанцированию от природы и мира). Лишь когда человек окончательно развивается до психического уровня (то есть, обладает постоянной психической базовой структурой), психическая сфера более не подвергается неизбежному искажению при ее переживании (то же справедливо и в отношении тонкого, каузального и недвойственного уровней: они могут быть полностью доступными в опыте только если становятся базовыми структурами, или реализовавшимися паттернами в сознании). Человек, постоянно пробужденный к психическому уровню, более не испытывает пиковых переживаний психической сферы — ведь мы не можем сказать о взрослом человеке, что он «испытывает пиковое переживание вербальной сферы», поскольку он полностью адаптирован к вербальной сфере. Точно так же, все высшие сферы могут становиться столь же постоянными реализациями. Конечно, человек, находящийся на психическом уровне, по-прежнему может испытывать пиковые переживание более высоких сфер — тонкой, каузальной и недвойственной — но они также будут до некоторой степени ограниченными и искаженными (до тех пор, пока не произойдет необратимого развития до этих более высоких уровней). Человек, находящийся на тонком уровне (где тонкая сфера стала не преходящим пиковым переживанием, а постоянной базовой структурой или реализовавшимся паттерном в полном сознании) может иметь пиковые переживания каузального и недвойственного. И так далее — вплоть до «постоянства субъекта», которое представляет собой постоянную и устойчивую реализацию того, что является свидетелем грубой, тонкой и каузальной сфер, и на этом этапе все более высокие сферы — прежде доступные сознанию только в качестве преходящих пиковых переживаний и неординарных состояний — уже стали постоянно доступными характеристиками и структурами. Просветленное существо по-прежнему имеет доступ к тонкому и каузальному уровням (поскольку он или она по-прежнему спит и видит сны), и именно поэтому на данном этапе тонкое и каузальное правильно называются устойчивыми базовыми структурами, но они постоянно свидетельствуются, даже хотя они продолжают возникать. См. прим. 1.3, 1.5, 1.9, 8.1, 8.2, 8.38,8.39,12.12. 11. Дальнейшее обсуждение идеи о том, что онтогенетическое развитие до формально-операционного уровня гарантировано всем (вследствие филогенетической эволюции до этого этапа) — но далее все зависит от вас самих — см. в Up from Eden, A Sociable God и Transformations of Consciousness. Обсуждение холонов как формообразующих навыков Космоса см. Sex, Ecology, Spirituality (2nd ed.). 12. Возрастные периоды возникновения верны только для базовых структур (и когнитивных структур). Возраст возникновения стадий самоосознания (напр., самотождественности, морали, потребностей и т. д.) значительно различается у разных индивидов. Подросток с полностью развитым формально-операционным мышлением может находиться на моральной стадии 2, или 3, или 4, и т. д. Стадии все равно наступают в той же последовательности, но время их наступления варьируется. Базовые/когнитивные структуры необходимы, но не достаточны для большинства других видов развития, и этапы развития по этим другим линиям значительно различаются по времени, вследствие действия факторов из всех четырех секторов (понятие четырех секторов вводится во II Части). 13. В таблицах также показаны базовые структуры каждой функциональной группы (например, сенсомоторная функциональная группа включает в себя базовые структуры материи, ощущения, восприятия, экзоцепта; «фантазменно-эмоциональная» функциональная группа включает в себя побуждение, протоэмоции, образ, символ; функциональная группа «репрезентирующего ума» включает в себя символ, эндоцепт, понятие, начальные правила; и т. д.) Кроме того, я подразделяю многие базовые структуры на ранние, средние и поздние. Большинство исследователей используют деление на «ранние» и «поздние»; некоторые предпочитают термины «низшие» и «высшие». Лично я предпочитаю термины «низшие» и «высшие» (см. The Atman Project), поскольку из имеющихся данных можно сделать вывод, что в большинстве случаев подстадии, в действительности, представляют собой устойчивые структуры, воспринимаются и инкорпорируются последующими структурами (они являются не устойчивыми холонами, а просто преходящими или переходными фазами развития), и потому термины «низшие» и «высшие» представляются более адекватными. Тем не менее, практически все исследователи используют термины «ранние» и «поздние», и хотя я использую и те, и другие, я буду, в основном, поступать как все, хотя и имея в виду вышеупомянутую оговорку. 14. Я использую термин «постформальное» в обоих смыслах (для обозначения первого основного этапа после формально-операционного — т. е. зрительно логического — а также для обозначения всех уровней формально-операционального), что будет ясно из контекста; в этом разделе он обозначает зрительно-логический уровень. 15. См. первый раздел главы 8. 16. См. Commons et al., Adult Development, vols. 1 and 2; Commons at al., Beyond Formal Operations; Muller and Cook-Greuter, Transcendence and Mature Thought in Adulthood, Alexander and Langer, Higher Stages of Human Development; Sinnott and Cavanaugh, Bridging Paradigms; Sinnott, Interdisciplinary Handbook of Adult Lifespan Learning. 17. См. Введение к CW4 и Wilber, Boomeretis (готовится к изданию). Глава 2. Линии или Потоки Развития 1. Важное исследование Говарда Гарднера, посвященное множественности интеллекта, представляет собой пример относительно независимых потоков развития, и я многим обязан его важным концепциям. Кроме того, Гарднер одним из первых использовал термины «волны» и «потоки», что я с благодарностью признаю. Я настойчиво рекомендую вам все его книги. В таблице 8 суммированы результаты исследований Гарднера, посвященных некоторым универсальным волнам развития (через которые развертываются различные потоки). Более подробное обсуждение его важных открытий см. в книге The Eye of Spirit. В настоящий момент в когнитивных исследованиях доминирует теория модулей, согласно которой мозг/ум состоит из множества независимых эволюционных модулей, от лингвистических до когнитивных и моральных. Эти модули во многом сходны с тем, что я называю относительно независимыми линиями или потоками развития, но с двумя важными оговорками. Все модули описываются с точки зрения третьего лица на языке «оно», и при этом игнорируются (или даже агрессивно отрицаются) феноменальные реальности с точки зрения первого лица (как будет показано, модули находятся в Верхнем-Правом секторе). Далее, сторонники теории модулей яростно отрицают существование какой бы то ни было трансцендентальной самости или единства сознания. И в то же время, согласно их собственной теории и данным, индивиды могут осознавать эти модули и, порой, даже не считаться с ними. Если вы можете не считаться с модулем, то вы — нечто большее, чем просто модуль. 2. См. Shaffer, Social and Personality Development; Commons et al., Adult Development, vols. 1 and 2; Commons et al., Beyond Formal Operations; Sinnott and Cavanaugh, Bridging Paradigms; Sinnott, Interdisciplinary Handbook of Adult Lifespan Learning, Loevinger, Ego Development; Kegan, The Evolving Self and In Over Our Heads; Beck, Spiral Dynamics; Wade, Changes of Mind; Miller and Cook-Greuter, Transcendence and Mature Thought in Adulthood; Alexander and Langer, Higher Stages of Human Development, Broughton, Critical Theories of Psychological Development, and Sroufe at al., Child Development. О различных родственных аспектах развития см. также Cicchetti and Beeghly, The Self in Transition; Mendelsohn, The Synthesis of Self (4 vols.); Parsons and Blocker, Aesthetics and Education; Clarkin and Lenzenweger, Major Theories of Personality Disorder; Dawson and Fischer Human Behavior and the Developing Brain; Mitchell, Relational Concepts in Psychoanalysis; Kramer and Akhtar, Mahler and Kohut; Dana, Multicultural Assessment Perspectives for Professional Psychology; Segal et al., Uniting Psy chology and Biology; Siegler, Children's Thinking; Ausbel, Ego Development and Psychopathology; Ribaupierre, Transition Mechanisms in Child Development; Csikszentmihalyi, The Evolving Self, Murphy et al., The Physical and Psychological Effects of Meditation; Hedaya, Understanding Biological Psychiatry; Ellenberger, The Discovery of the Unconscious; Reed, From Soul to Mind; Messer and Warren, Models of Brief Psychodynamic Therapy; Kagan and Lamb, The Emergence of Morality in Young Children; Nucci, Moral Development and Character Education; Wren, The Moral Domain; Haan et al., On Moral Grounds; Flavell et al., Cognitive Development. См. также прим. 8.11 и 8.20. Кольберг и Армон (Kohlberg and Armon) (в Commons et al., Beyond Formal Operations) выделяют три различных типа стадийных моделей: эпигенетический (напр., Erikson); мягких стадий (напр., Loevinger, Kegan, Perry, Gilligan, Fowler); и жестких стадий (напр., Пиаже и Кольберг). Большинство существующих моделей поэтапного развития представляют собой модели мягких стадий. Мы могли бы добавить микростадийные модели, которые представляют те стадии развития, которые могут повторяться с приобретением любого нового навыка или признака. Если не оговорено специально, в моем употреблении термин «стадии» (или «этапы») означает все четыре типа. Все представленные мной уровни и линии развития содержат свидетельства принадлежности к той или иной из этих стадийных концепций. В то же время, общее пространство развития, показанное в таблицах, свидетельствует о том, что за него, отчасти, ответственны жесткие стадии, и эти жесткие стадии, по существу, представляют собой базовые волны в Великом Гнезде. 3. Подробнее об этих широких исследованиях см. прим. 2.2; см. также The Eye of Spirit. Глава 3. Самость 1. Я описываю самость в первом лице как самоощущение и в третьем лице как систему самости, причем и то, и другое укоренено в диалектических интерсубъективных событиях на уровне второго лица. См. The Eye of Spirit. Прекрасной антологией подходов к самости, организованной вокруг идей Кохута (Kohut), но не ограничивающейся ими, является книга: Detrick and Detrick, Self Psychology: Comparisons and Contrasts. См. также работы следующих авторов: Edinger, Neumann, Blanck and Blanck, Kernberg, Winnicott, Masterson, Jung, Assagioli, Almaas, Baldwin, Mead, Erikson, Graves, Loevinger, Broughton, Lacan, Cook-Greuter, Kegan — взгляды большинства из них обсуждаются в этой и следующей главе и представлены в таблицах. 2. См. Shaffer, Social and Personality Development; Kegan, The Evolving Self and In Over Our Heads; Beck, Spiral Dynamics; Loevinger, Ego Development; Wade, Changes of Mind; Miller and Cook-Greuter, Transcendence and Mature Thought in Adulthood; Alexander and Langer, Higher Stages of Human Development; Commons et al., Beyond Formal Operations and Adult Development, vols. 1 and 2; Broughton, Critical Theories of Psychological Development; Sinnott and Cavanaugh, Bridging Paradigms; Sinnott, Interdisciplinary Handbook of Adult Lifespan Learning, Sroufe at al., Child Development. 3. В континууме от «Я-Я» до «Я» и объективного «я», «эго» Лёвинджер — которое она определяет как сознательную «Я»-концепцию или «Я»-представление — находится точно посередине между непосредственным «Я» и периферическим «я», и его можно было бы назвать «Я/я»: оно представляет собой индивидуальную самость постольку, поскольку может непосредственно становиться объектом познания и, таким образом, сообщаться другим людям. Я обычно включаю это «Я/я» в непосредственную самость, но вся суть в том, что эта шкала постоянно является скользящей в ходе развития, по мере того как каждое «Я» становится объективным «я», и так до бесконечности (см. The Eye of Spirit). Развитие и углубление идей Лёвинджер см. работы Сюзанны Кук-Гройтер (Cook-Greuter), напр., Transcendence and Mature Thought in Adulthood, а также Commons et al., Adult Development 2. 4. См. The Atman Project (CW2). 5. См. Transformations of Consciousness. 6. См. William James, Principles of Psychology и The Will to Believe; Rollo May, Love and Will; Assagioli, The Act of Will. 7. См., напр., George Vaillant, Wisdom of the Ego (1993). См. также прим. 8.20. 8. О механизме преобразования состояний в устойчивые структуры см. прим. 10.4. 9. Говоря конкретнее, самость выполняет множество важных функций: (непосредственная) самость представляет собой локус самотождественности (соединения различных элементов для создания самоощущения); источник воли (самость от природы стремится к добру); локус интерсубъективности (самость по своей природе является социальной, диалектической самостью, стремящейся к справедливости и заботе); источник эстетических способностей (самости внутренне присуще стремление к красоте); центр метаболизма (самость метаболизирует опыт для построения структур); локус когнитивных способностей (самости внутренне присуща способность к ориентации во внешнем объективном мире); центр интеграции (самость интегрирует функции, модусы, состояния, волны и потоки сознания). Это, по большей части, функциональные инварианты, и потому лишь немногие из них перечислены в таблицах, которые фокусируются на диахронических элементах; однако самость и ее функции представляются абсолютно необходимыми в любой интегральной психологии. 10. Буддисты иногда возражают, что я игнорирую буддийскую доктрину анатта, или «не-я», но на самом деле я использую доктрину буддизма махаяны об относительной реальности «я» и дхарм; здесь я обсуждаю функции относительно реальной системы самости. Вслед за Нагарджуной, я отрицаю представление Тхеравады о самости, как неполное и непоследовательное. См. подробное обсуждение этой темы в книге Sex, Ecology, Spirituality, 2nd ed. (CW6), глава 12, примечание 1. См. также раздел «Самость и ее патологии» в главе 8 данной книги. См. обсуждение относительной реальности самости и патологий, возникающих, когда эта самость не является хорошо сформировавшейся, в книге Transformations of Consciousness. Глава 4. Потоки самосознания 1. Под «исключительным отождествлением» я имею в виду, что центр тяжести непосредственной самости находится преимущественно в одной функциональной группе (которая порождает соответствующий поворотный пункт развития самости, как объясняется в гл. 8). Поскольку каждая базовая волна, за исключением случаев патологии, трансцендирует и включает в себя предшествующие волны, то если мы говорим, что самость отождествляется, например, исключительно с формально-операционным уровнем, это значит, что совокупная самость включает в себя все базовые волны до формально-операционной включительно. Конкретно это обычно означает, что непосредственная самость организуется вокруг формально-операционного уровня, а периферическая самость включает в себя все до формально-операционного уровня (т. е. от сенсо-моторного до конкретно-операционного). Когда центр тяжести самости смещается к зрительно-логическому уровню, формально-операционный становится частью периферической самости, а непосредственная самость организуется вокруг зрительно-логического уровня; и так далее по всему морфогенетическому полю развития Великого Гнезда. 2. Три наиболее важных потока самосознания — это самотождественность (напр., Лёвинджер), мораль (напр., Кольберг) и потребности (напр., Маслоу). Ранее (как, напр., в книге Transformations of Consciousness) я для краткости обозначал все эти потоки как «этапы саморазвития», однако теперь я использую термин «этапы саморазвития» (или этапы самости) исключительно для линии развития самотождественности или непосредственной самости (напр., Лёвинджер, Эриксон, Киган), а такие термины как «этапы самосознания», «потоки самосознания» или просто «потоки самости» я использую для обозначения всех линий развития самосознания (непосредственная самость, мораль, потребности и т. д.)
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |