КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимоотношения людей в группах
Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофи- 1 Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 1972. - С. 171.циальные). Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным). Администраторы (руководители, начальники) склонны ценить первые, сотрудники - вторые правила. А как должно быть? Обе крайние позиции ущербны. При выполнении любой работы присутствуют и единые правила, и человеческие отношения. Иногда неформальные группы несут в себе некоторое социальное зло: круговая порука, преступный сговор с целью хищений и злоупотреблений. Однако все неформальные нормы, связи и группы ставить под подозрение нельзя. Неофициальные контакты между совместно работающими людьми естественны и неизбежны. Формальные и неформальные отношения тесно переплетены. От того, насколько это понимает руководитель, в значительной степени зависит психологический климат в любом трудовом коллективе. Уровень управленческой культуры включает не только умение рационально организовывать работу, но и культуру межличностного общения. Безличность в отношениях с подчиненными - «психологическая глухота» руководителя. Итак, что определяет психологический климат в коллективе? 1. Тип межличностных отношений - соотношение демократизма (коллегиальность в обсуждении и решении вопросов) и авторитарности (господство воли руководителя при решении всех вопросов). Тип отношений определяет и стиль отношений в коллективе (группе) - от максимально личностно насыщенного до предельно обезличенного, формального, бюрократического. Исследования стиля руководства зародились в США в школе Курта Левина. Под стилем понималась та сторона взаимодействия лидера с группой, которая преимущественно связана с принятием решений и инструктированием. Решающим и единственным параметром стиля считалась степень разделения руководителем этих функций с членами группы. К. Левин и его сотрудники выделили три стиля: демократический, авторитарный и нейтральный (попустительский, либеральный). Многие авторы стремятся расширить традиционную схему стилей за счет введения в нее большего числа разновидностей стиля руководства, соотнося их с характеристиками групповой эффективно-сти и подчеркивая необходимость умения руководителя использовать различные стили руководства в зависимости от конкретной обстановки. 2. Степень личной независимости каждого члена коллектива, т.е. широта сферы, в пределах которой сотрудник (работник) имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно. 3. Взаимопомощь и доброжелательность в отношениях. 4. Степень терпимости к разным точках зрения и мнениям по вопросам служебного, а тем более непроизводственного характера. 5. Справедливость и гибкость реально применяемой шкалы поощрения и порицания. 6. Сознание справедливости оценки нашего вклада, уверенность, что с нашим мнением считаются при решении производственных вопросов служат стимулом трудовой деятельности и способствуют созданию благоприятного психологического климата. Административные санкции являются антистимулами. 7. Умение руководителя выявлять, развивать и использовать индивидуальные способности каждого человека, его заинтересованность. Умение доверять людям, контролировать не по мелочам, а по конечным результатам, попусту не дергать и не нервировать их - это умение создать «командный дух». Взаимоотношения людей в группах в значительной степени зависят от того, как они воспринимают друг друга. Мы уже знаем, что восприятие - это не пассивное отражение реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эффектами. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения. Вот некоторые из них. «Эффект ореола» - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный ореол - положительную или отрицательную установку на человека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что сним согласуется, - приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными словами, если первое общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо приуменьшаются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, при первом неблагоприятном впечатлении о человеке его благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные. Человек вольно или невольно «деформирует» информацию под влиянием установки. Так, если приятный в целом нам человек иногда любит присочинить что-либо, мы его оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немного рассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, ему нельзя верить и пр. У учителя нередко проявляется подобная установка по отношению к ученику: «хорошему» ученику нередко за посредственный ответ ставится «4», а «плохому» ученику за отличный или хороший ответ - «3». Под влиянием «эффекта ореола» учитель может проглядеть у проблемного ребенка рождающееся желание начать учиться и хорошо себя вести, а значит, и не сможет ему вовремя помочь. А ребенку самому справиться с собой трудно, и он может снова совершить какой-нибудь проступок, подтвердив тем самым «правоту» отношения к нему учителя. Преодолеть предвзятость и стереотипы в отношениях к людям непросто. А.А. Бодалев, автор книги «Восприятие человека человеком», осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был запечатлен на снимке. В одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а в другой предупредили, что они увидят изображение преступника. Выяснилось, что многие испытуемые находятся во власти установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дает такое словесное описание: «Этот зверюга понять что-то хочет, умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед». «Эффект бумеранга». Информация, которая человеку неприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедить его, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении». Так, девушка, встретив неприятную ей знакомую и услышав от нее, что ее новое платье не очень хорошо смотрится, утверждается в мысли о том, что платье прекрасное, а знакомая так говорит «от злости», «от зависти» или отчего-нибудь еще. «Эффект края» (на него обратил внимание немецкий ученый Эббингауз) - ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья - первая и последняя информация - запоминаются лучше и оказываются значимее, чем та, что в середине. В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человеку наиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а по отношению к знакомому - последние новости. Этот эффект следует особенно учитывать учителю: первое впечатление, которое он произведет на детей, в значительной степени определит их последующие взаимоотношения. «Эффект снисходительности» - щедрая, иногда излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессознательно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше. Марк Твен писал: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим». Способность правильно понимать другого человека иногда связывают с так называемой эмпатией. Эмпатия - это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто". Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их вое-принимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время -тонким и чутким». Укажем еще на одну ошибку восприятия другого человека - «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застенчивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле. Таким образом, восприятие другого человека всегда связано с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуются большей популярностью, авторитетом, чем другие. Первые с большим желанием и чаще избираются для контактов. Положение человека в группе зависит от его характера, поведения, способностей и умений. Так, популярность связана с такими свойствами личности, как общительность, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, большой кругозор и желание помочь. Непопулярность вызывается эгоизмом, лживостью, заносчивостью, поверхностью знаний в профессиональной области, скрытностью, плохим умением общаться. Положение человека в группе зависит не только от его свойств, но и от того, как их оценивают в данном коллективе. То, что в одной группе может быть важным и ценным, в другой - иметь противоположную ценность. Так, в одном классе может сложиться культ знаний, в другом - культ озорства. Те виды поведения, которые признаются в группе как ценные, могут изменить личностные черты человека в положительную или отрицательную сторону. Кроме того, в каждой группе существует превалирующая эмоциональная атмосфера, от которой во многом зависят самочувствие человека и его поступки. Атмосфера может быть сочувствующей или ненавистной, мрачной,равнодушной, творческой, занудной и т.п. в зависимости от сложившихся межличностных отношений. Положение человека, особенно человека школьного возраста, в группе, коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных, интеллектуальных, волевых качеств. По экспериментальным данным, в классе обычно наиболее популярны 3-4 человека, примерно столько же непопулярных или изолированных, отверженных. В соответствии с этим условно выделяются лидеры, или «звезды», активно общающиеся, или «компанейские», изолированные и отвергнутые члены группы, класса. Положение ребенка в межличностных отношениях класса можно определить путем наблюдения, которое покажет, кто постоянно действует активно, способствует общей деятельности, а кто остается в стороне. Однако наблюдение не поможет выяснить отношений между всеми членами группы и определить положение каждого в ряду популярности. Кроме наблюдения при изучении этого вопроса применяются различного рода беседы, эксперименты. Для более точного изучения положения используют такие психологические процедуры, которые называются социометрией (от лат. слов societas - общество и metrec - измеряю). Измерение состоит в суммировании мнений и оценок всех членов группы. Одним из социометрических методов является метод выбора, предложенный американским психологом Дж. Морено. Этот метод позволяет определить реальное место человека в деловых и личных отношениях, установить степень популярности членов коллектива, группы, выявить существование дружеских групп, а также причины их образования и распада. Метод выбора применяется тогда, когда члены группы, коллектива знают друг друга. Они отвечают на вопросы о желаемых совместных делах или других действиях с членами группы. Задаваемые вопросы называются критериями выбора, которые могут быть сильными или слабыми. Например, вопрос «с кем бы ты хотел работать?» - сильный критерий, а вопрос «кого бы пригласил на экскурсию?» - слабый. Может быть отрицательный выбор - ответ на вопрос, «с кем бы ты не хотел сидеть на одной парте?». Таким образом, выбор может быть взаимным - отрицательным или положительным и безответным. Результаты социометрических тестов можно представить в виде таблицы (социограммы). На семинарских занятиях вы познакомитесь с тем, как такие таблицы или схемы составлять. ♦ Метод выбора партнера позволяет оперативно получить довольно объективные и точные данные межличностных отношений внутри любой группы и может быть использован в практических целях. Например, мы получили такую картинку: Лидеры в группе самые авторитетные и популярные, с ними все хотят общаться, они эмоционально благополучны, уверены в себе. У компанейских средняя популярность, они активные участники всех мероприятий, находятся в неплохих контактах с лидером, их дружеское объединение создает им ощущение защищенности и эмо-ционального благополучия. Изолированные не очень уверенно чувствуют себя в классе, отношение к ним довольно безразличное, к ним не испытывают ни особой симпатии, ни особой неприязни. У отвергнутых неблагополучное положение в классе, с ними никто не хочет действовать сообща, не хочет общаться. Это часто становится основной причиной их ухода из школы. Каковы же причины изолированности? 1. Безразличие отвергаемых школьников к учебе. Безразличие к собственным успехам сочетается с безразличием к удачам и неуспехам одноклассников. 2. Неинтересность их в общении. Они сами избегают дружбы с детьми, не прилагают усилий к общению, склонны к уединению. Они неинтересны сверстникам для совместных игр, встреч. Сюда же можно отнести и так называемых «неудобных» детей, тех, кто постоянно недоволен, критикует всех и вся. 3. Отвергаемость и изолированность нередко зависят не только от нежелания, но и от неумения налаживать контакты с одноклассниками. Понятно, что учителю очень важно знать положение ребенка в системе межличностных отношений класса, для того чтобы помочь ему занять в этой системе достойное место. Последнее явится основным условием его успехов в учебе и личностного роста. Необходимо особо отметить, что результаты взаимных выборов нельзя объявлять. Это должны знать только психолог и педагог для разработки стратегии и тактики психолого-педагогической работы с ребенком и с классом как формирующимся коллективом. Выбор, отношение к нему - очень сложная и значимая проблема для каждого человека - большого и маленького. Ведь даже если нас поздравляют с праздником, днем рождения, удачей в каком-то деле, значит, люди выбрали нас как значимых для них, поэтому они помнят о нас, хотят нам доставить радость. Особенно это важно для детей. Сердце ребенка трепещет от предвкушения того, что его поздравят с Новым годом, с днем рождения еще с чем-нибудь, значимым для него. Социометрический метод выбора подскажет учителю, на кого следует обратить особо пристальное внимание и не допустить разочарования детей. Конечно, этот метод - только точка отсчета для начала углубленной работы с детьми, как и всякий метод. 3.3. Массовые социально-психологические явления Известно, что, находясь среди группы людей (даже небольшой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, высвечивает в этих свойствах такие стороны, о которых нередко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психологические явления играют весьма значительную роль в межличностных отношениях. Таких явлений много, познакомимся с некоторыми из них. Общественное мнение. Оно может формироваться сознательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют общественное мнение, отражающее идеологию того или й"ного политического направления или государства в целом. Может складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, ученике в школе и пр. Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста». В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том случае, если мнение основывается на ложных слухах. Формируемое среди единомышленников или даже просто в кругу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и собственной значимости. Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, страха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумулируются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроениями болельщиков и может вести себя совершенно не свойственным для его повседневного поведения образом. Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музыкальностью, потом постепенно становятся соучастникамиколлективного действа с подпеванием, подтанцовыванием, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, психологический климат. Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро нарастает в процессе взаимного заражения. При этом полностью блокируется способность рациональной оценки обстановки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возникает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремиться, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продолжительность паники влияет недостаток точной информации о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, например, после чернобыльской атомной катастрофы. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадионах, зрелищных мероприятиях и т.п. Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Причины социально-психологического порядка: отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству, дефицит информации... Все вместе это порождает высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи. Подражание - сознательное или неосознанное копирование образца. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в определенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мученийвыбора, что дает ему возможность сосредоточить все внимание и энергию на решении более сложных творческих проблем. Однако чтение книг, просмотр фильмов, посещение спектаклей, занятия досуговой деятельностью могут тормозить развитие личности, если все это движется не собственным интересом, а желанием не отстать от моды сегодняшнего дня. Подражание так или иначе присутствует в межличностных отношениях групп, коллективов. Оно помогает выработать идентичные приемы поведения, действия личностей. Дети, особенно в младших классах, всегда подражают своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми. Заканчивая тему о межличностных отношениях, отметим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношении происходят между мыслящими, думающими и чувствующими людьми. Можно сказать, что межличностные отношения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание и тональность общения. Межличностные отношения в группе и коллективе потому так и называются, что в отношения вступают личности, центральной характеристикой которых является их индивидуальность - то особенное, что отличает данного человека ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое богатство - этот внутренний мир человека. Помните, у Е. Евтушенко: Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет: У каждой есть особое, свое, И нет планет, похожих на нее.Важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, а и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно научиться исходить из того, что другой человек - самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т.п. несовместимы с понятием воспитанного человека. Человек, как личность, не только умеет разбираться'в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания. «Бывает и так, - читаем у писателя С. Шуртакова. -В дороге ли, в дальнем селе или на новостройке повстречаешь нового незнакомого человека; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощанье руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось». Каждому из нас хочется встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого к себе мы ощущаем. Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности другого человека не так уж и просто. По словам К.И. Чуковского, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой «первый понял, что кроме всяких свойств у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собой, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изобразим, - это изображение наше будет ложь и клевета».Наверное, именно степень совпадения душевных мелодий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отношения к другому человеку. Вообще, умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствуют о достаточно высоком личностном развитии человека. Такой человек прежде всего заботится о том, чтобы не унизить достоинства другого человека. Виктор Конецкий, описывая морской рейс в Антарктиду, пишет о людях, возглавляющих экспедиции: «Но ведь они так же и в жизни контролировали себя: чтобы не оскорбить своею властью подчиненных людей, чтобы всегда сохранять деликатность даже при необходимой резкости и грубости слов и поступков, а такое обязательно случается в полярйо-морской работе». И еще на одно качество личности хотелось бы особенно обратить внимание, качество, о котором мы как-то стесняемся вслух говорить, которое многие, к сожалению, считают старомодным, - это благородство. Истинное благородство - приходить на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека со-страдать, со-чувствовать, со-переживать, содействовать - признак духовной зрелости личности. Благородство - это высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью. Вопросы и задания 1. Какие виды групп выделяют в социальной психологии? 2. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э.М. Ремарка: «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником». 3. Какой вспоминается стиль руководителя при чтении следующего высказывания Л.Н. Толстого: «Человек, не чувствующий в себе силы внутренним достоинством внушить уважение, инстинктивно боится сближения с подчиненными и старается внешними выражениями важности отделить от себя критику»? 4. Что такое межличностные отношения в группе, коллективе?5. Посмотрите на себя как бы со стороны и попробуйте искренне себе ответить на вопросы: а) интересны ли вам люди сами по себе, вне их должностей, места работы и материальных возможностей? б) уважаете ли вы окружающих или только делаете вид? в) любите ли кого-нибудь, кроме самого себя? г) можете ли совершить какие-либо поступки в защиту справедливости, против хамства, лицемерия? д) интересно ли людям с вами? 6. Попробуйте провести тест социометрический «выбор» в одном из классов начальной школы и проанализировать его результаты. Раздел VI.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии - возрастная психология. Предмет ее исследования - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Вспомним, что онтогенез - это развитие психики от рождения до конца жизни человека. Возрастная психология изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопси-хология. Научную основу возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о социальной природе психики человека и закономерностях ее развития на всех этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.В.Петровский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и др.). Согласно этим положениям, психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процесссе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования. Главная проблема возрастной психологии - проблема становления личности. В отечественной психологии личность рассматривается как целостная психологическая структура, формирующаеся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн)1. Рассмотрим основные закономерности психического развития в детском, подростковом и раннем юношеском возрасте и условия, способствующие этому развитию.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |