Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аналитическая психология личности К. Юнга и коллективное бессознательное в архетипах личности




Тема 6.2 Результаты пересмотра психодинамического направления

1. Аналитическая психология К.Г. Юнга и коллективное бессознательное в архетипической структуре личности.

2. Установки интроверсия и экстраверсия в психотерапии Юнга и основные психические функции.

3. Индивидуальная психология А. Адлера. Комплекс неполноценности и сверхкомпенсация. Схема апперцепции. Агрессия и борьба за превосходство.

4. Жизненные цели, жизненный стиль и социальный интерес личности.

Список литературы

1. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001.

2. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.

3. Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55-83.

4. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.

5. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. 368 с.

6. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.

7. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.

8. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.

9. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.

10. Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 125-177.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

12. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.

13. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.

14. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.

Согласно Юнгу, помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению. По убеждению Юнга, психика ребенка при рождении не являет­ся «чистой грифельной доской», а содержит в себе опреде­ленные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влия­ют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаи­модействия с внешней средой. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Архетип, по Юнгу, — это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и на правляет психические процессы. Архетип можно сравнить с сухим руслом, определяющим рельеф реки, но рекой он мо­жет стать лишь тогда, когда по нему потечет вода. И если продолжить это сравнение, то суть архетипа как раз и заклю­чается в том, что вода (психические процессы) потечет по этому руслу, а не вопреки ему. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах ге­роев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архети­пов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца. Архетип матери определяет не только реальный образ ма­тери, но и собирательный образ женщины, реальной или ми­фической (Мать, Венера, Дева Мария и т.п.). Это может быть не только положительный, но и отрицательный образ (Ведьма, Баба Яга). Архетип отца определяет общее отноше­ние к мужчинам (Отец, Илья Муромец, Мудрый старец, Бог, Закон, Деспот и пр.). Юнг отличал архетипы от символов. Бессознательное (и архетипы) выражает себя в символах, но ни один из конкрет­ных символов не может полностью выразить архетип. Одна­ко чем ближе символ соответствует бессознательному, орга­низованному вокруг архетипа, тем более сильную, эмоцио­нально заряженную реакцию вызывает он у индивидуума. Кроме символов индивидуального бессознательного, по мнению Юнга, существуют такие символы, которые отража­ют коллективное бессознательное (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т.д.). К архетипам Юнг относил и основные элементы структу­ры личности.

В структуре личности Юнг выделяет следующие элементы (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость (рис. 3.1).

 

 

Персона (личность) — самый верхний слой личностного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллек­тивное. Самый верхний слой бессознательного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное (самость). Персона — «визитная карточка» Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способ­ность самовыражаться в обществе. Реrsona — латинское слово, обозначающее маску, которую надевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли (сравни русское «личина», «личность»). Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных вли­яний среды. Во втором случае, если социальной роли прида­ется слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персону «архетипом кон­формности». Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознан­ности и последовательности наших мыслей и действий. Эго, находясь на границе с Ид, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз. Тень - центр личного бессознательного. Сюда входят же­лания, тенденции, переживания, которые отрицаются инди­видуумом как несовместимые с существующими социальны­ми стандартами, понятиями об идеалах и т.д. В жизни мы обычно отождествляем себя с персоной и стараемся не заме­чать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бес­сознательного, которое отражает содержание сознания в об­ратном, перевернутом виде, подобно тому как отражается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бессознательном ин-тровертирована: робкий человек — храбр, храбрый — робок, добрый — зол, а злой — добр и т.п. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая это­го, оказаться в ее плену. И наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой. Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хра­нилище жизненной энергии, инстинктов, источник творче­ства. Она уходит своими корнями в коллективное бессозна­тельное, а поэтому может дать доступ индивидууму (и анали­тику) к материалу, который обычно недоступен Эго и персо­не. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим». Анима и Анимус - это представления о себе как о мужчи­не или женщине, вытесненные в бессознательное как неже­лательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — ма-скулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном — женщина, а каждая женщина — мужчина. «Каждый мужчина, — пишет Юнг, — несет в себе вечный образ женщины — не той или иной определенной женщины, но образ женщины как таковой. Образ — отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен, он всегда также бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привле­чения и отталкивания». Анима и Анимус — наиболее древние архетипы. Они ори­ентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же, как персона — к внешней среде, и оказывают боль­шое влияние на поведение индивидуума.

Самость — архетип целостности личности. «Самость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность челове­ка не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «сознательное и бессоз­нательное не обязательно противостоят друг другу, они до­полняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром со­знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.