Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Налоговые правоотношения




Тема 2. Источники налогового права.

Источники налогового права – это формы выражения норм действующего права, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Система источников налогового права выглядит следующим образом:

1. Конституция РФ;

2. специальное налоговое законодательство;

3. общее налоговое законодательство;

4. подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:

5. решения Конституционного Суда РФ;

6. нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

 

Налоговые правоотношения это общественные отношения, возникающие на основе реализации норм налогового права. Они возникают по поводу взимания налогов с организаций и граждан и иных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 2 НК законодательство о налогах и сборах регулирует:

- отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации,

- отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

- отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

- отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Особенности налоговых правоотношений заключаются в наличии широкого круга участников этих отношений.

Во-первых, эти отношения возникают между органами законодательной и исполнительной власти

Во вторых, отношения по установлению и введению налогов возникают между Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления.

В-третьих, отношения возникают между государством, представленным налоговым органом, и налогоплательщиками по поводу взимания налогов. Это самые массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей.

Признаки налоговых правоотношений: имущественный характер, односторонняя обязательственность, субъективная определенность, целенаправленность, активность, гарантированность.

Основания для возникновения налоговых правоотношений, их изменения и прекращения.

Налоговые правоотношения имеют определенную структуру. В теории права в состав правоотношений включают субъект, объект и содержание налогового правоотношения, которое представляет собой субъективные юридические права и обязанности.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникли отношения – налог, сбор, пошлина.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с положениями части второй НК РФ,

Субъекты – участники отношений.

Участники (субъекты) налоговых правоотношений – это субъекты налогового права, которые реализуют права и обязанности, закрепленные за ними в законодательстве о налогах и сборах, а также в иных правовых актах, путем участия в налоговых правоотношениях.

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

Содержание налогового правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов установлены ст. 21 НК РФ. Обязанности налогоплательщика перечислены в ст. 23 НК РФ. Обязанности налоговых органов – ст. 32 НК РФ.

Представительство в налоговых правоотношениях. Действующее законодательство закрепляет два вида представительства в налоговых правоотношениях: законное и уполномоченное.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

В соответствии с положениями ГК РФ (ст. 53, 72, 84, 91, 103, 110) в качестве законного представителя юридического лица выступает его коллегиальный или единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий, правление, совет директоров).

Для удостоверения полномочий такого лица должны быть представлены учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор, положение), а также документ, удостоверяющий его должностное положение (решение, протокол, приказ).

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемыми законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданских законодательством РФ.

 

Тема 4. Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Понятие «Налоговая система РФ», соотношение понятий «Налоговая система» и «Система налогов и сборов».

Система налогов и сборов - это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Налоги и сборы взимаются в соответствии с порядком, установленными законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с главой 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 13 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Система налогов и сборов - динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.

НК РФ предусматривает разделение налогов и сборов на 3 вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы и 4 специальных налоговых режима.

Общие условия установления налогов и сборов. В соответствии со статьей 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ устанавливают в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ (объект н/о, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога).

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Элементы налогообложения конкретных налогов: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, транспортный налог, упрощенная система налогообложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.