Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последователи Дж. М. Кейнса




Исторические предпосылки возникновения кейнсианства.

2. Основные идеи Дж. М. Кейнса:

а) Теория «совокупного спроса».

б) «Мультипликатор» Кейнса.

1.

В 1929 – 1933 гг.разразился мировой экономический кризис. Он охватил США, Германию, Францию, Англию. Пострадали все классы и слои населения. Промышленное производство сократилось на 40 %, доля инвестиций упала с 17,8 до 3,8 %, безработица выросла с 3,2 до 24,9 % трудоспособного населения.

Представители «классического направления» не в состоянии были дать рецепт выхода из кризиса. Ж.Б. Сэй утверждал, что «кризисов перепроизводства быть не может», так как «каждый продает, чтобы купить». Они предлагали:

а) ограничить господство монополий;

б) регулировать денежную массу в обращении.

Эти рецепты не помогли.

 

2.

В 1936 г. вышла книга Джона Мэйнарда Кейнса (1883 – 1946).«Общая теория занятости, процента и денег»

Эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке и опередила основное направление ее развития вплоть до 70-х гг. XIX в. Основная мысль: система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой. Максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только государственное вмешательство. Дж.М.Кейнс

Кейнс поставил задачу:

- исследовать причины кризисов и безработицы;

- разработать программу их преодоления;

 

- Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объяснил недостаточным «совокупным спросом». Причины этого явления.

«Основной психологический закон» общества. Люди склонны увеличивать свое потребления с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход. Существует психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода, откладывать на черный день. Часть дохода откладывается в виде сбережений. Рост доходов граждан опережает их потребление, что приводит к недостаточному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы перепроизводства.(При падении спроса цены на товары снижается не сразу, часть продукции не находит сбыта. Цены же на рабочую силу не снижаются вообще. При падении спроса происходит не снижение заработной платы, а рост безработицы, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему падению совокупного спроса.)

- Низкая норма прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Встает проблема трансформации сбережений в инвестиции. Размеры инвестиции зависят от ожидаемой прибыли, от уровня процентной ставки. Высокая процентная ставка снижает норму прибыли. Если норма процента высока, то владельцы сбережений не станут вкладывать средства в инвестиции. Капитал не может инвестироваться, если предполагаемая отдача будет меньше ставки процента. Ставка процента оказывает влияние на размер инвестиций. Ставка процента растет – объем инвестиций сокращается, и наоборот. Капиталисты предпочитают держать сбережения в денежной (ликвидной) форме. Предпочтение ликвидности - стремление иметь сбережения в денежной форме. Этим наносится ущерб росту инвестиции и еще более урезается «совокупный спрос».

Недостаточный рост инвестиций не позволяет обеспечить занятость в обществе. Возникает безработица (если из каждых 1000 долларов 900 потрачено, а 100 сберегается, то общество проигрывает в росте занятости 10 %).

Получается следующая цепочка:

- недостаточное расходование доходов и «предпочтение ликвидности» ведет к недопотреблению;

- недопотребление снижает «совокупный спрос». Наступает несоответствие между «совокупным спросом» и «совокупным предложением»;

- скапливаются нереализованные товары, что приводит к кризисам и безработицы».

Вывод: Основа экономического роста – спрос. Его надо стимулировать. Это задача государства. Если рыночную экономику представить самой себе – наступает стагнация – застой.

Какие меры должно предпринять государство? Как стимулировать инвестиции?

1. Увеличение денежной массы («накачивание экономики деньгами»). Ведет к снижению процентной ставки, активизирует капиталовложения, повышает их эффективность, снижает безработицу. Отрицательные последствия – рост инфляции, но это и не плохо. Человек стремится как можно быстрее истратить деньги.

2. Расширение государственных инвестиций рост производства, рост занятости. Государственные заказы стимулируют частные инвестиции.

3. Государственное воздействие на потребительский спрос (пенсии, стипендии, пособия).

Способствует росту спроса на предметы потребления, а значит, увеличению их производства, росту занятости и др.

 

б) Концепция «мультипликатора» (умножителя). Существует количественная связь между ростом производства и ростом доходов. Увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается ростом потребительского спроса, причем в больших размерах.

Рост доходов работников, вызванный ростом инвестиций, ведет к увеличению потребительского спроса. Соответственно растет производство продукции в отраслях, выпускающих продукты потребления.

Это, в свою очередь, вызывает рост спроса на сырье и сельскохозяйственные предметы и, соответственно, рост занятости в этих отраслях. Распространяется в убывающей прогрессии.

Рост инвестиции дает в 2 – 2,5 раза больший прирост доходов и потребления. Совокупный эффект мультипликатора проявляется не мгновенно, а как бы растягивается на определенный период. Мультипликатор проявляет себя при наличии неиспользованных производственных мощностей и незанятой рабочей силы.

Можно организовать и бессмысленные работы. Общественные работы – человек получает зарплату, тратит ее, и тем самым обеспечивает инвестиции в экономику.

Эффект мультипликатора зависит от ряда факторов. Рост налогов – снижает. Увеличение импорта – проводит к оттоку доходов за границу.

 

3.

Неокейсианство связано с работами американских ученых Э. Хансена, С. Харрада.

Они считали целесообразным увеличение (до 25%) налогов с населения, увеличение размеров государственных займов и выпуска денег для покрытия расходов государства (даже если это вызовет инфляцию).

Разработали метод маневрирования государственными расходами. В период подъема экономики инвестиции ограничиваются, в период спада увеличиваются.

«Принцип акселератора» - выдвинул французский экономист Альберт Афталион (1874 – 1956). В последствие этот принцип был детально разработан Харрадом.

Изменение спроса на потребляемые товары, связанное с ростом доходов может привести к росту инвестиций (по Кейнсу наоборот).

Причины:

1. Длительность изготовления оборудования. В это время неудовлетворительный спрос толкает к чрезмерному производству оборудования, т.е. в объемах, превышающих реальный спрос.

2. Длительные сроки использования оборудования. Оно изнашивается не сразу, а по частям.

Вследствие этого даже незначительные колебания спроса на предметы потребления могут вызвать резкие изменения спроса на средства производства.

Теории экономического роста.

Евсей Домар (1914 – 2001), Роберт Харрод (1890–1978) – изучали факторы роста экономики, проблемы экономической динамики.

Харродгарантированный рост – рост выпуска продукции при полной загрузке производительных мощностей, естественный рост – рост выпуска продукции при полной занятости Его темпы обусловлены темпами роста предложения труда.

Только при равенстве темпов гарантированного и естественного роста будут полностью загружены и капитальные блага и труд. Но эти темпы обусловлены разными факторами и могут существенно различаться (когда в производство вовлекаются новые ресурсы, темпы гарантированного роста выше роста естественного, как только будет достигнута полная занятость – снижаются темпы естественного роста). Отсюда реальный рост крайне неравномерен. «Равновесие на лезвие бритвы». Необходимо государственное вмешательство для борьбы с циклическими спадами (создание «буферных запасов» потребительских товаров, чтобы поддерживать на них стабильные цены). Харродом было разработано математическое обоснование его теории.

Домар – темп уравновешенного роста – такой темп прироста инвестиций, при котором уравновешивается прирост предложения и спроса на товары.

Инвестиции создают доход, т.е. увеличивают спрос. Одновременно ведут к росту предложения товаров. Задача в том, чтобы определить объемы инвестиций, обеспечивающие рост дохода, равный росту предложений товаров вследствие увеличения производственных мощностей. Им был разработан соответствующий математический аппарат.

Саймон Кузнец (1901 – 1985) – рассмотрел факторы, оказывающие влияние на динамику национального дохода:

- изменение численности населения;

- изменение по возрасту;

- по роду занятости, профессиональному уровню;

- технический прогресс, структурные изменения в промышленности;

- перемены в социальной сфере;

- миграция капиталов.

Его модели роста основаны на конкретных статистических данных.

Выводы: в современных условиях экономический рост зависит в первую очередь от вложений в «человеческий капитал».

При подъеме производства характерны тенденции к уменьшениюнеравенства доходов различных социальных групп, при спаде – увеличению. Однако для развивающихся стран характерна иная динамика.

Тема 3. Институционализм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.