КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучения социальной психологии с учетом культуры 1 страница
Объяснение культурных различий Психологическое «раскрытие» культуры Кросс-культурные исследования агрессии без «раскрытия» культуры Культуры, построенные на насилии Культура насилия с точки зрения психологии Культурные вариации, связанные с психологическим медиатором Разработка социально-психологических теорий, учитывающих фактор культуры Агрессивное поведение; интерпретация культурных различий Интеракционистская теория агрессивного поведения Культурные переменные и мотивация социального контроля Культурные переменные и мотивация, связанная со справедливостью Культурные переменные и мотивация, связанная с идентичностью Медиаторы и модераторы кросс-культурных различий Перспективные психологические медиаторы Медиаторы непсихологического характера Заключение, с которого все только начинается Глава 17. Культура и социальная когнитивная деятельность: к социальной психологии культурной динамики Психология и понятие культуры Культура как мир смыслов Культурная динамика Культура и социальная когнитивная деятельность: история первых исследований Кросс-культурные исследования социальной когнитивной деятельности История вопроса Совершенствование концепций Индивид как объект исследования Взгляд со стороны: описание и истолкование Концептуализация Я Самооценка Взаимоотношения как объект восприятия Позитивная оценка мы-группы Восприятие группы как агента Направления будущих исследований Проблемы эмпирических исследований Интерпретация социальной деятельности Самооценка Прочие проблемы Теоретическая проблема: социальное познание культурной динамики Заключительные замечания Глава 18. Кросс-культурные исследования социального воздействия Воздействие со стороны группы Социальная леность Конформизм Иерархическое воздействие Классические теории управления Японский подход к управлению Теории «новой волны» Трансформационное управление Всемирная программа исследования управления и эффективности организационной работы (GLOBE) Дополнительные источники воздействия Переговоры Подходы к разрешению конфликтов Некоторые замечания в связи с будущими исследованиями Воздействие при взаимодействии культур Воздействие со стороны группы Иерархическое управление Переговоры Аспекты социального взаимодействия, которые упускаются из виду Заключение Глава 19. Социальная справедливость с точки зрения культуры Почему следует изучать справедливость в кросс-культурном аспекте Функциональный подход к роли справедливости Универсальная и партикулярная концепции справедливости Моральные основы справедливости Двухступенчатая модель понимания справедливости Трехчастная концепция справедливости Справедливое распределение Обоснованный вклад Выбор норм распределения Процессуальная справедливость: представление о справедливой процедуре, культура и предпочтения, связанные с процедурой Культура и стратегии конфликтного поведения Культуро-специфичные процедуры разрешения конфликта Дистанция по отношению к власти и привлечение третьих лиц к разрешению конфликтов Культура и межличностные отношения Дистанция по отношению к власти и межличностные отношения Карающая справедливость: ощущение справедливости наказания Социальные санкции Универсальный характер карающей справедливости Реакция на несправедливость: Модель понимания реакций на несправедливость Психологические реакции Поведенческие реакции Личностная и групповая реакция на несправедливость Связь психологических и поведенческих реакций Заключительные комментарии Справедливость как общие нормы или конкретные принципы надлежащего поведения Несправедливость как источник межкультурных конфликтов Соблюдение принципов справедливости в условиях культурного многообразия Конструктивные подходы к несправедливости в процессе межкультурных контактов Глава 20. Азбука аккультурации Аккультурация. Теоретические подходы Межкультурный контакт и адаптация Как совместить теорию, процесс и результаты Социальная идентификация Культурная идентичность и аккультурация Восприятие представителей иной культуры Выводы, оценки и направления будущих исследований Научение культуре Социальная психология межкультурных контактов Что может помешать успешным межкультурным контактам. Устранение преград: подготовка к межкультурным контактам и общение с местным населением Недостаточные социальные навыки и социально-культурная адаптация Подведение итогов, оценка и направления будущей работы Стресс и его преодоление Перспективы психологической адаптации Жизненные изменения Когнитивная оценка и стратегия преодоления стресса Личность Социальная поддержка Ощущение дискриминации Модели аккультурации Тип группы и усвоение культуры Психологическая и социально-культурная адаптация Подведение итогов, оценки и направления будущей работы Заключительные комментарии Эпилог Предисловие научного редактора Существование связи между культурой и психологией человека неоспоримо. Но одно дело — признавать эту связь, а другое — понимать ее характер, ее механизмы и закономерности. Культурологи и психологи подходят к изучению этой связи по-разному. Между ними исторически сложилось своеобразное «разделение труда». Культурологов интересуют не столько общие закономерности человеческой психики, сколько особенности мышления и поведения людей, обусловленные той культурой, в которой они живут. А психологи видят главную задачу своей науки в установлении общих, универсальных характеристик, механизмов и закономерностей психической деятельности человека. В общей психологии вопрос о том, как специфика культуры выражается в специфике психологии ее представителей, ставится обычно лишь для того, чтобы найти способ абстрагироваться от этой специфики и построить культуронезависимое описание психических свойств и процессов. В данной книге это традиционное «разделение труда» подвергается пересмотру. Авторы делают предметом психологического исследования саму природу связи психологии с культурой. Их подход отличается тем, что они стремятся раскрыть психологическое содержание культуры, то есть выявить в ней элементы, выступающие в качестве психологических факторов мышления и поведения личности. В фокусе их внимания, прежде всего, психология. Их заботит не разработка целостной теоретической концепции культуры, а лишь взгляд на культуру с психологической точки зрения. Такой взгляд нужен им для того, чтобы ввести в психологию «культурную составляющую». Развиваемый в книге подход — отнюдь не случайная находка группы ученых. Он возник и сформировался как попытка найти путь выхода из ситуации, в которой оказалась психология к концу XX века. Его смысл и значение становится ясным в свете истории развития психологической науки. Вошло в традицию считать датой рождения психологии как самостоятельной науки 1879 году, когда Вильгельм Вундт открыл психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот акт приобрел символический смысл как свидетельство того, что психология, подобно естественным наукам, твердо встала на путь эксперимента. Целое столетие прошло под знаком накопления и теоретического осмысления результатов, добываемых экспериментальной психологией. Но ко второму веку своего существования психология подошла в состоянии идейного разброда. Единой научной парадигмы в ней так и не сложилось. Однако дело не только в этом. Столетнее развитие психологии породило парадокс: чем больше расширялась экспериментальная база психологических знаний, тем чаще стали раздаваться голоса, критикующие ее за... узость. Обоснованность такой критики несомненна. Ибо основная масса данных, на которых строятся теоретические обобщения в современной психологии, добыта Путем исследований, проведенных американскими и европейскими психологами, причем объектом этих исследований были жители стран Запада — главным образом, студенты университетов, и чаще всего американских. Являются ли психологические концепции, созданные представителями современной западной культуры на основе изучения мышления и поведения представителей современной западной культуры, универсальными для всех культур, в масштабах всего человечества? Можно ли считать выводы, полученные на столь «однобокой» выборке, справедливыми для всей генеральной совокупности, то есть всего населения Земли? Не являются ли они в какой-то части (и в какой именно) специфичными для той культуры, в рамках которой родились? И может быть, современная психология есть лишь психология людей западного мира или еще уже — американского студенчества? Над психологией нависла угроза лишиться статуса общей науки о человеческой психике. Ее наклонность собирать богатый, но взятый только с одной грядки, урожай фактов уподобила ее Пизанской башне, которая способна рухнуть под собственной тяжестью, рассыпавшись на отдельные куски. Реакцией на это положение стало возникновение психологических школ, направляющих свои усилия на укрепление фундамента и исправление опасного уклона психологии. Данная книга посвящена кросс-культурной психологии (cross-culturalpsychology) — одному из наиболее влиятельных направлений такого рода в современной психологии. Представители его видят свою задачу в том, чтобы на основе сопоставления результатов исследования представителей различных (а не только западной) культур выявить общие, универсальные психологические закономерности и частные, специфические для отдельной конкретной культуры особенности мышления и поведения людей. Параметры культуры выступают при этом как независимые (точнее — квазинезависимые, поскольку ими нельзя произвольно оперировать) переменные, а психологические феномены — как зависимые переменные. Решение поставленной таким образом задачи чрезвычайно трудоемко. Для него требуется выработать единые, желательно культуронезависимые, инструменты и методики кросс-культурного психологического исследования, пригодные для использования в самых различных культурах; провести с помощью подобных инструментов и методик множество единообразных исследований среди представителей разных стран и народов; сравнить результаты этих исследований и выявить сходство и разницу между ними. По мысли кросс-культурных психологов, итогом этой работы должна стать разработка действительно универсальной психологии, всеобщность которой будет опираться на широкий охват культурного многообразия человечества[1]. Рядом с кросс-культурной психологией прокладывают свои вехи для поворота ортодоксальной «монокультурной» психологии на «поликультурный» путь и некоторые другие психологические школы и направления, о которых также идет речь в этой книге. Психологическая антропология (psychological anthropology} с 1970-х годов стала активно обращаться к новейшим идеям психологии (в особенности когнитивистской), рассматривая социокультурную жизнь с точки зрения действующих в ней психологических механизмов мышления людей и соответственно представляя эти механизмы как ее важнейшие составляющие. Быстро набирающая силы в это же время культурная (или культурно-историческая) психология {culturalpsychology) непосредственно вводит культурные модели и сценарии в комплекс психологических факторов, определяющих мышление и поведение личности, так что психические процессы в голове индивида предстают как культурно обусловленные и варьирующиеся в заданных культурой условиях деятельности. Как психологическая антропология, так и культурная психология пользуются принципами и концепциями ортодоксальной психологии, но не предполагают a priori их универсальности и, во всяком случае, требуют их адаптации к конкретным историческим и социокультурным условиям, Еще дальше заходит направление, называемое его сторонниками трудно переводимым на русский язык словосочетанием «indigenouspsychology [2]». Приверженцы этого направления считают необходимым описывать мышление и поведение людей в языке локальной, региональной культуры — так, как они понимаются носителями данной культуры в рамках их собственного уникального культурного пространства. С этой точки зрения, реальное этнокультурное психологическое знание имеет местное происхождение и не может быть отделено от целостного единства мировоззренческих, религиозных, художественных компонентов региональной или этнической культуры. Оно предназначено для местного населения, и его нельзя привнести из какого-то другого региона. В сущности, речь идет о создании множества отдельных этнокультурных психологии, имеющих ограниченную, локальную применимость, а возможность построения универсальной, общечеловеческой психологии хотя и не отрицается, но ставится под вопрос и рассматривается лишь как отдаленная перспектива, подлежащая изучению в свете развития этнокультурных исследований. Возражая против такой постановки проблемы, известный английский психолог Г. Айзенк подчеркивает, что хотя «психология раскололась по многим направлениям», она «нуждается в концепциях, теориях и оценочном инструментарии, которые обладают максимальной универсальностью. Иначе станет невозможным обобщение данных, которые мы получили эмпирическим путем, поскольку такое обобщение требует выхода за пределы отдельного народа или государства. Психология не может быть американской, японской или африканской, она должна быть универсальной» (см. эпилог главы 6). А в цитируемой там же статье М. Сегалла, В. Лоннера и Дж. Берри (Segall, Lormer & Berry, 1998) отмечается: «Когда вся психология наконец начнет учитывать воздействие культуры на поведение человека (и наоборот), термины кросс-культурная и культурная психология будут не нужны». Грани, разделяющие кросс-культурную, культурную, этнокультурную психологию и «примкнувшую к ним» психологическую антропологию, на самом деле весьма расплывчаты, несмотря на попытки некоторых представителей этих школ жестко противопоставить их друг другу- Объединяющим эти течения началом является стремление поставить во главу угла культурный контекст, в котором развивается психическая деятельность человека. Да и ортодоксальная психология хотя не акцентирует, но тоже в принципе признает значение культуры. О том, насколько тесно переплетаются культурные и психологические детерминанты поведения и как трудно отделить их друг от друга, свидетельствует, например, глава настоящей книги «Тендер и культура». Рассматриваемые там тендерные стереотипы — это, с одной стороны, «культурные модели», но они же, с другой стороны, также и «психологические установки» личности. Какой бы позиции ни придерживаться, природа подобных «гибридных» образований требует анализа. К настоящему времени в кросс-культурной психологии накоплена масса эмпирических данных, любопытных наблюдений и фактов (они в изобилии представлены в книге). Хуже обстоит дело с теоретическим осмыслением и обобщением этого огромного материала. Реальные достижения здесь за немногими исключениями пока еще довольно скромны. Немалые трудности связаны с методологическими проблемами кросс-культурных исследований, с представительностью выборок (в частности, во многих случаях испытуемыми являются опять-таки студенты американских университетов, группируемые по этническому происхождению, что вряд ли дает достаточные основания для оценки кросс-культурных различий), с обеспечением достоверности и сравнимости результатов тестирования, проведенного в разных культурах (вплоть до адекватной адаптации и эквивалентности перевода тестовых материалов). В мировой литературе можно найти различные, более или менее справедливые претензии к работам кросс-культурных психологов, предъявляемые учеными, работающими в иных научно-психологических парадигмах. Однако поставленные кросс-культурными психологами вопросы нельзя обойти, поиски ответа на них необходимы. Поэтому неудивительно, что кросс-культурная (а также культурная) психология вызывает живой интерес как ученых, так и широкой публики. Популярность кросс-культурных исследований растет, и поток публикаций, посвященных им, впечатляет своими масштабами. Книги, статьи, отчеты о них насчитываются тысячами. К сожалению, в русскоязычной литературе кросс-культурная психология представлена весьма слабо. Поэтому выход в свет настоящего перевода книги The Handbook of Culture and Psychology, дающей обзор проблем кросс-культурной психологии, современного состояния их разработки и перспектив ее дальнейшего развития, представляется событием, которое должно привлечь внимание российского психологического сообщества. Немало ценных сведений смогут почерпнуть из этой книги и культурологи. Редактор и составитель книги проф. Дэвид Мацумото — один из виднейших кросс-культурных психологов, основатель и директор Лаборатории исследования культуры и эмоций в университете Сан-Франциско (а также один из руководителей Американской Федерации дзюдо, судья соревнований по дзюдо на Олимпийских играх и мировых чемпионатах). В составе авторов книги — авторитетные ученые, проводившие кросс-культурные исследования в различных странах мира: Греции, Индии, Японии, Корее, Австралии и др. Одна из глав написана корифеем кросс-культурной психологии Г. Триандисом, который излагает важнейшие результаты своих замечательных работ по проблеме коллективизма—индивидуализма, ставших уже классикой науки. Будучи компетентными специалистами в различных областях, авторы сумели с энциклопедической широтой охватить разнообразный материал современных кросс-культурных исследований. Настоящее издание представляет интерес еще и потому, что не просто знакомит читателей с мощной, но до сих пор малоизвестной в нашей стране ветвью науки, растущей на грани психологии с культурологией, но и открывает для них дорогу к дальнейшему самостоятельному продвижению в эту отрасль знаний. В нем приводятся обширные списки литературных источников, из которых можно почерпнуть сведения по различным аспектам кросс-культурной проблематики. Для многих психологов и культурологов будут небесполезными содержащиеся в конце каждой главы размышления авторов о программах, направлениях и задачах дальнейшего развития исследований в освещаемых ими областях науки. Начинающие исследователи, студенты и аспиранты, возможно, найдут там любопытные и увлекательные темы для своих научных занятий. Трудоемкость этих тем различна, и некоторые из них вполне могут стать темами курсовых, дипломных, кандидатских работ по психологии и культурологии. Было бы хорошо, если бы эта книга привлекла российских исследователей к разработке «золотых жил» этой тематики. Нельзя не отметить большие усилия переводчиков и редакторов русского издания книги, которым пришлось много потрудиться, чтобы сделать текст удобочитаемым для русской аудитории. В ряде случаев для используемых в книге понятий не было общепринятых русских терминов, и их приходилось вводить впервые. Остается лишь пожелать читателям вдумчиво и критически отнестись к содержанию книги. Представленный в ней материал заслуживает этого. Время, потраченное на ее чтение, с лихвой окупится познаниями, бросающими свет на сложные и многосвязные узоры взаимоотношений психологии и культуры. И как признание и поддержка изложенных в книге идей, так и их критическая оценка позволит читателю углубить свои представления о психологии, культуре и их взаимосвязи. А. С. Кармин, доктор философских наук, профессор Предисловие Значение культуры для всестороннего понимания поведения человека больше не оспаривается современной психологией или какой-либо иной областью науки, которая изучает поведение человека. Культура является основой и одновременно результатом поведения, она определяет линию поведения, ограничивая его определенными рамками. В этом аспекте культура становится самой актуальной темой для студентов и специалистов во всех областях, исследующих сложные формы поведения человека. Она важна как для искушенных в теории психологов и социологов, так и для ученых, занимающихся социальными или поведенческими проблемами, которые имели опыт проживания в иной культурной среде или контакта с иными культурами в прошлом или перед которыми стоит перспектива такого опыта в будущем. Что касается психологии, здесь культура несет в себе огромный потенциал, способный привести к полному пересмотру психологических знаний, теорий и законов. Данные многочисленных исследований по кросс-культурной психологии, полученные за последние десятилетия, заставили во многих отношениях по-иному взглянуть на существующее в рамках традиционной психологии понимание психологических процессов, считавшееся верным. Такой пересмотр требует переоценки психологических истин и переосмысления концепций не только на уровне теоретического истолкования, но и в процессе накопления знаний. Короче говоря, кросс-культурная психология ставит серьезные фундаментальные вопросы о природе науки и научной философии, а комплекс существующих психологических дисциплин пытается разобраться с этими вопросами. Безусловно, настало время подъема в развитии кросс-культурной психологии как области науки, как дисциплины и как метода исследований. Данные исследований по кросс-культуре испытывают на прочность психологические истины, заставляя тех, кто изучает или исследует культуру, постоянно прилагать усилия для решения возникающих проблем, в результате чего открываются новые горизонты, а знания о человеке и его поведении выходят на новый уровень. Волнующую атмосферу создает и неизвестность, которую таит в себе будущее как кросс-культурной психологии, так и основного направления психологии, поскольку ученые и теоретики занимаются решением чрезвычайно сложных проблем понимания поведения человека на фоне растущего многообразия мыслей, эмоций, мотиваций с учетом всех психологических аспектов. Книга передает это ощущение подъема, словно вовремя сделанный моментальный снимок эволюции кросс-культурной психологии на фоне истории работы в этой области. Данная книга — это уникальная попытка такого рода применительно к весьма актуальной сфере психологических исследований, которая находится в стадии бурного развития. Разумеется, существуют и другие книги по данному предмету, однако эта единственная, дающая представление о текущем состоянии кросс-культурной психологии в широком тематическом диапазоне, включающем самые представительные с научной точки зрения темы из безграничного многообразия тех, которых касается данная отрасль знаний. Перечисленные ниже особенности книги позволяют ей должным образом передать атмосферу подъема и бурного развития кросс-культурной психологии. • Определение круга тем. Все области исследований, представленные в разных главах, наиболее актуальны для работ по кросс-культуре, наиболее представительны для данной научной сферы в целом и наиболее характерны для эволюции кросс-культурного метода и знаний. Представленный тематический охват позволяет создать полную картину текущего состояния кросс-культурной психологии, написанную насколько возможно широкими мазками. • Авторы данной книги - ведущие в сфере кросс-культурной психологии исследователи; все они представляют наиболее передовое мышление в соответствующих областях. • Превосходные тематические обзоры. Каждая глава представляет обзор современного состояния, теоретической и эмпирической литературы по избранной теме; эти обзоры сами по себе обладают высокой ценностью. • Объективная оценка литературы. Кроме того, автор каждой главы не ограничивается всеобъемлющим обзором накопленных знаний, но дает объективную оценку литературе, в том числе ограниченности теории и знаний на сегодняшний день. • Определение перспектив на будущее. Авторы не ограничиваются только обзором и оценкой состояния области своей специализации с теоретической и эмпирической точек зрения, они высказывают свое мнение на перспективы соответствующей области. Открыто говоря о путях достижения этих перспектив, они намечают направления работы, которые будут служить ориентиром для исследователей в ближайшие 10-20 лет. Книга в целом и каждая из глав содержат две основные стержневые темы, к которым неоднократно обращаются авторы в каждом разделе и в каждой главе: • представление о перспективе кросс-культурной психологии как о продолжающейся эволюции, которая приведет к созданию универсальной психологии, применимой ко всем людям на свете безотносительно к культурному фону; • пути достижения этой перспективы в условиях нового подхода к методике и/или системе понятий, требующих пересмотра и усовершенствования, выходящих далеко за пределы методов проведения современных исследований по психологии. Каждая из глав обращается к этим двум темам по-своему. Под каким углом они освещаются в конкретной главе, дает понят* в начале каждой главы редакторский комментарий, который связывает данную главу не только с тематикой книги в целом, но и с другими главами. Кроме того, главы книги объединены в четыре тематических раздела: основы, базовые психологические процессы, личность и социальное поведение. Каждой части предшествует введение. Вводная глава характеризует главные темы книги в том аспекте, в каком их раскрывают авторы книги, определяет уровень книги в целом, а заключение еще раз расставляет акценты, давая стимул всем будущим исследователям культуры. В целом книга представляет собой коллективный опыт ведущих мыслителей и исследователей в сфере кросс-культурной психологии, представленный с учетом ее текущего и будущего состояния. Она содержит не только богатейший справочный материал по каждой из представленных тем, но выходит далеко за пределы обзоров, давая возможность увидеть перспективу и призывая к глубокому пересмотру сущности и масштабов исследований. Она последовательно и на высоком научном уровне передает атмосферу сегодняшнего дня в кросс-культурной психологии и заставляет переосмыслить наши взгляды и действия в науке. Данная книга — уникальный источник такого рода по кросс-культурной психологии. Книга предназначена для тех, кто всерьез занимается изучением культуры и поведения человека, включая социологов различной специализации, а также окончивших учебные заведения соответствующего профиля. Материал излагается на достаточно высоком уровне и, несомненно, требует надлежащей предварительной теоретической и методологической подготовки для его адекватного восприятия. Кроме того, материал, изложенный в книге, может пригодиться широкому кругу психологов — как традиционного направления, так и занимающихся кросс-культурой, — поскольку любой психолог так или иначе сталкивается с кросс-культурной проблематикой. Разница между ними лишь в том, насколько они сознают, с какой культурой имеют дело, и носит ли сопоставление в процессе их работы явный или неосознанный характер. Эта книга выполнит свою задачу, если вдохновит будущих исследователей и ученых на решение поставленных здесь проблем и если все изучающие психологию и культуру — исследователи, преподаватели, руководители, психиатры, адвокаты, консультанты, врачи и другие специалисты - по-настоящему поймут и оценят влияние культуры на все стороны нашей жизни и сумеют перенести это понимание в важнейшие сферы жизни и бытия. ДМ. Сан-Франциско, Калифорния Июль, 2000 Благодарности Что естественно для проекта такого значения и масштабов, я обязан буквально сотням людей, помогавшим мне на протяжении долгого времени. Никакие слова благодарности и признательности не могут передать, сколько они приложили усилий и какую оказывали мне поддержку не только в проведении многолетних исследований по кросс-культуре, но также и в создании этой книги. Прежде всего* мне хотелось бы поблагодарить авторов отдельных глав за то, что они согласились принять участие в этой работе. Я хорошо себе представляю, сколько времени, сил и жертв требует написание таких обзоров и глав. Я обязан каждому из них в отдельности не только за исчерпывающие обзоры по каждому направлению кросс-культурной психологии, но еще и за то, как глубоко они осмыслили эти направления, с учетом перспектив и путей достижения этих перспектив. Безусловно, это руководство требовало внесения куда более значительных редакторских корректив, чем те книги, которые мне приходилось редактировать раньше, и каждому из авторов пришлось в значительной степени переработать не менее одного раза материалы своей главы с учетом моих замечаний и комментариев; некоторые же из них проделали такую работу многократно. Их напряженная работа, преданность делу, самоотдача и верность этому проекту отражает высочайший уровень представленных ими материалов и труда в целом. За все это я и все работающие в сфере психологии им благодарны. Изучая кросс-культуру, я имел честь встретиться на своем жизненном пути и сотрудничать со многими прекрасными исследователями, и здесь мне бы хотелось выразить им свою признательность. Пол Экман сыграл важную роль в начале моей профессиональной деятельности, занимаясь изучением проявления эмоций через выражение лица в кросс-культурном аспекте, я до сих пор считаю его своим наставником и добрым другом. Кроме того, вместе со мной кросс-культурными исследованиями занимались Шоко Араки, Каран Колвин, Дэйл Диннел, Уоллес Фризен, Боб Гриссом, Карл Хайдер, Наталья Кузнецова, Джеф Леру, Мотомаса Мураяма, Такеши Накахима, Морин О'Салливан, Клаус Шерер, Харальд Уоллбот, Масаю-ки Такеучи, Сьюзен Тейлор, Хироши Ямада и Сузуму Ямагучи. Все эти замечательные люди внесли огромный вклад в работу, описанную в главе про эмоции и в мои взгляды (мое восприятие) кросс-культурной проблематики в целом, и я бесконечно обязан им за это.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |