Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность расширения границ суждений об эмоциях




Поиски иных универсалий

Программа будущих исследований связи эмоций с культурой

Многие открытия, о которых говорилось выше, ставят вопросы, актуальные для дальнейшей работы. Например, подлежат проверке пять предположений Уризар-ри и соавторов (Yrizarry et al., 1998) о возможных причинах культурных различий в распознавании эмоций. При этом нужно исследовать влияние каждой из них, а также и других возможных источников. Будущие исследования могут продол­жать изучать социальное значение выражения эмоций при помощи мимики и раз­личия этих выражений в разных культурах. Дальнейшие исследования оценок ин­тенсивности выражения эмоций в разных культурах должны осуществить прове­дение таких сравнений не только в пределах Японии и США. В оставшейся части данного раздела я рассматриваю ряд других направлений, которые, по моему мне­нию, могут послужить отправной точкой для дальнейшей работы в данной области психологии. Разумеется, очерчен не весь круг; напротив, он выдвигает на первый план темы, теоретическую и эмпирическую разработку которых я считаю настоя­тельной потребностью ближайшего будущего. Эта потребность выходит за рамки простого расширения уже ведущихся исследований.

Как уже говорилось, свидетельства того, что шесть эмоций — гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление — носят универсальный характер, и предположе­ния о том, что, возможно, к ним можно отнести презрение и смущение, не исклю­чают возможности существования иных универсальных эмоций. Экман (Ekman, 1994а) высказал предположение о том, что 12 прочих эмоций, включая веселье, благоговейный трепет, умиротворенность, смущение, возбуждение, вину, заинте­ресованность, гордость достижениями, облегчение, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд, вполне вероятно также обладают универсальностью. Эти и другие эмоции следует изучить в этом отношении в будущем. Данные не оконча­тельного, но первичного характера, которые свидетельствуют об универсальности, сравнительно легко получить, изучая выражение эмоций в различных культурах. Если выяснится, что есть и другие эмоции, которые обладают универсальностью выражения и распознавания, эти данные могут оказать глубокое влияние на тео­рии эмоций, представления об эволюции, теории социального научения, социаль­ного познания, коммуникации и сами исследования эмоций.

На сегодняшний день огромное количество (хотя, разумеется, не все) кросс-куль­турных исследований посвящено исследованиям черт кросс-культурного сходства и различия в распознавании эмоций путем предъявления испытуемым-студентам изображений анфас, демонстрирующих проявление определенных эмоций. Сту­дентов просят выбрать эмоциональную категорию, которая, по их мнению, соот­ветствует представленной эмоции (табл. 10.1). Безусловно, исследования такого рода имеют определенное значение в данной области, однако будущие исследова­ния должны уделить больше внимания модификации исследуемых параметров, чтобы раздвинуть границы исследования.

Так, исследования оценки интенсивности проявления эмоций, проводившиеся за последние 10 лет, дали богатейшие сведения о чертах культурного сходства и различия, которые не позволяла получить методика принудительного выбора эмо­циональной категории. В будущем подобная модификация оценок поможет рас­ширить наши представления. Оценка намерений, связанных с поведением или ле­жащими в основе личностными особенностями, например, могут помочь нам выделить социальное или личностное значение выражения эмоций в процессе коммуникации.

Будущие исследования также должны уделить более пристальное внимание видоизменению характера стимулов, используемых в процессе исследования. По­скольку почти все кросс-культурные исследования, проводимые на сегодняшний день, используют изображения лица анфас, мы не знаем, как люди интерпретиру­ют выражение эмоций, представленное иным ракурсом или частью лица, и каковы различия между культурами в интерпретации таких изображений. Существует потребность в исследованиях такого рода. Кроме того, большинство исследователей на сегодняшний день используют статические представления выражений, которые предъявляются при помощи фотографий или слайдов. В'будущих исследованиях необходимо использовать динамично меняющиеся непринужденные проявления эмоций на фоне изменяющейся ситуации. Доступность компьютерных и видео-тех­нологий делает эти возможности куда более реальными, чем они были в прошлом.

Особого внимания заслуживает также вопрос об испытуемых, которые обычно принимают участие в исследованиях, связанных с оценкой выражения эмоций. Как и во многих других областях психологии, подавляющее большинство участников исследований, связанных с оценкой эмоций, представляли студенты. Будущие ис­следования должны привлечь испытуемых разных возрастов, профессий, социаль­но-экономического статуса, этнической принадлежности и прочих демографичес­ких характеристик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.