Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрации




ЦИТАТЫ

При изложении материала в письменной учебной и научной работе не­редко возникает необходимость обосновать и подкрепить свои собственные мысли ссылкой на чье-то авторитетное высказыва­ние по этому вопросу или документально подтвердить выдвину­тое положение. Для этого используются цитаты — дословные выдержки из текста какого-либо произведения.

Цитирование должно быть логически оправданным, убеди­тельным и применяться лишь в тех случаях, когда это действи­тельно необходимо. Не стоит подкреплять цитатами мысли оче­видные и бесспорные, а также излишне злоупотреблять или пренебрегать ими. Если в тексте цитат слишком много, то воз­никает впечатление, что самому автору нечего сказать. В то же время недостаточное цитирование снижает ценность излагаемого в работе материала, делает его малоубедительным, легковесным.

В научных текстах обычно применяются два основных вида цитирования — прямое и непрямое.

I. Прямое цитирование предполагает точное, буквальное — слово в слово — воспроизведение текста источника. В этом слу­чае цитируемый фрагмент выделяется кавычками, которые ста­вятся в начале и конце цитаты. С основным текстом она может быть связана либо как прямая речь цитируемого автора, либо как придаточное предложение. Например:

Австрийский физик Л.Больцман писал: «Нет ничего практичней хоро­шей теории».

Австрийский физик Л.Больцман писал, что «нет ничего практичней хо­рошей теории».

При прямом цитировании допускается пропуск слов, предло­жений и даже целых абзацев, которые несут в себе дополнитель­ную, второстепенную информацию, не имеющую особого значе­ния для цитируемого высказывания. Все сделанные пропуски обязательно должны быть отмечены в цитате многоточием. На­пример:

В источнике:

Необходимо всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг (С. И. Вавилов).

В цитате:

С. И. Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от плохих... книг».

Такое изменение текста не должно нарушать логики авторской мысли и смысловых связей в нем, поэтому внимательно перечи­тывайте усеченный вариант текста.

II. При непрямом цитировании мысль автора дается в пере­сказе, однако при этом она должна быть выражена предельно точно. Пользоваться непрямым цитированием надо только тог­да, когда вы абсолютно уверены, что не исказили мыслей дру­гого автора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

Любое изданное произведение охраняется авторским правом. Это означает, что изложенные в нем мысли не могут быть при­своены себе каким-то другим автором. Поэтому если вы используете чье-то высказывание в своей работе, необходимо сослать­ся на того автора и то произведение, откуда они взяты. Та­кое указание на источник цитирования оформляется опре­деленным, установленным образом и называется библиографической ссылкой.

Существует несколько видов библиографических ссылок:

внутритекстовые ссылки, когда источник указывается в скобках непосредственно за цитатой;

подстрочные ссылки, когда источник приводится в нижней части той же страницы;

затекстовые ссылки, которые выносятся в конец работы.

Каждый вид ссылок имеет свои правила оформления, которые необходимо соблюдать, иначе могут возникнуть трудности в по­нимании текста. Предпочтение тому или иному виду ссылок от­дается с учетом их количества, повторяемости и того, насколько цитируемые произведения могут заинтересовать читателя.

Более удобными, особенно при достаточно большом коли­честве цитат, являются затекстовые ссылки, когда все источ­ники, на которые вы ссылаетесь в работе, группируются по алфавиту в один список литературы и нумеруются. Этот спи­сок помещается в конце работы.

При наличии в работе такого списка ссылка оформляется сле­дующим образом. После цитаты в тексте в круглых скобках ука­зывается фамилия автора и год издания или номер цитируемого источника по списку литературы. Например: (А.Н.Петров, 2005) или (5).

В некоторых научных работах студенты используют различные иллюстрации — схемы, диаграммы, чертежи и т. п. Они наглядно демонстрируют отдельные положения работы, ее основные резуль­таты. К оформлению таких иллюстраций следует относиться очень серьезно, тщательно продумывать и аккуратно выполнять. В тек­сте необходимо сделать к каждой из них подробное пояснение.

Все иллюстрации в работе лучше обозначить как рисунки: «Рис.1», «Рис. 2» и т. д. Это обозначение располагается под ил­люстрацией симметрично по центру строки и может быть допол­нено тематическим названием. Следите, чтобы при оформлении соблюдалось единообразие. Если вы обозначили номер одного рисунка арабской цифрой, то и при нумерации других рисунков надо использовать арабские, а не римские цифры. Если вы в од­ном случае дали название под рисунком, то и в других это нужно сделать, иначе работа будет выглядеть небрежной.

Помещается рисунок в той части текста, которую он иллюст­рирует, лучше сразу после пояснения. Отсылка к рисунку в тек­сте может быть сделана в следующей форме: «Как представле­но на рис. 5,...» или «На схеме (рис. 5) изображено...» и т. п.

Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисун­ку, то отсылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 5) или (см. рис. 5 на с. 20).

При отсылках на несколько иллюстраций слово «рис.» не по­вторяется, а между первым и последним номером ставится тире, например: (см. рис. 3—5).

ТАБЛИЦЫ

Таблицы — особый способ груп­пировки и систематизированной подачи материала, цифровых данных, разного рода сведений, когда они располагаются в не­скольких вертикальных колонках, снабженных заголовками и отделенных друг от друга линиями. Таблицы облегчают воспри­ятие текста, насыщенного однородными сведениями, позволяют избегать повторения слов и сосредоточивать внимание на цифрах. Кроме того таблица позволяет легко сравнивать сведенные в нее данные.

В тексте таблица располагается сразу после первого упомина­ния о ней. Ссылка может быть сделана отдельной фразой, на­пример:

Взаимосвязь показателей наглядно представлена в табл. 2.

Иногда ссылка делается по ходу изложения сразу после фразы, отсылающей к таблице, в круглых скобках, например: (табл. 2).

Обозначение таблицы располагается отдельной строкой над ней ближе к правому полю страницы. Если в работе только одна таблица, то ее не нумеруют. Если же таблиц несколько, то обыч­но используется их сквозная нумерация арабскими цифрами. Ниже по центру располагается тематический заголовок табли­цы — ее название.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В конце научной работы обычно помещается список всех исто­чников, на основе изучения которых она была сделана или ко­торые были использованы в ней. Этот раздел работы называет­ся списком литературы или библиографическим списком. В студенческой работе чаще используется первое название.

Источники представлены в таком списке их библиографичес­кими описаниями. В зависимости от того, какой принцип поло­жен в основу группировки произведений, различают следующие виды списков литературы:

алфавитный, когда записи располагаются по алфавиту фа­милий авторов и заглавий произведений;

систематический, в котором выделены рубрики, располо­женные в определенной последовательности; внутри этих рубрик соблюдается алфавитное размещение записей;

хронологический, когда учитывается год издания работы.

В студенческих научных работах обычно применяется алфа­витный принцип расположения описаний. Систематический принцип используется в тех случаях, когда разные источники изучаются с разной целью или относятся к разным областям зна­ния. В первом случае часть произведений служит источником све­дений, данных, которые анализируются в работе. Так, в работах исторического характера может выделяться раздел «Архивные ма­териалы», в лингвистических — «Словарная литература» и т. д.

Во втором случае речь идет о работах междисциплинарного характера, выполненных на стыке двух разных наук, например, биологии и социологии, педагогики и экономики и т. д.

Библиографическое описание источника может быть крат­ким, включающим только основные данные, и расширенным, в котором приводятся все сведения об издании. Например:

Краткое описание

азимова. Язык науки. М., 1985.

Расширенное описание

Азимов А. Язык науки / Пер. с англ. И. Э. Лалаянца; Под ред. и с пре-дисл. Б. Д. Сергиевского. — М.: Мир, 1985. — 278 с. — (В мире науки и техники). — Предм. указ.: с. 276 — 279.

Краткое описание применяется, как правило, в подстрочных ссылках. В библиографических списках дается расширенное описание.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Часто в работу включают дополнительный, вспомо­гательный материал, который необходим для лучшего понима­ния ее содержания: большие таблицы с данными, большие схе­мы, диаграммы и т. п. Для удобства их выносят в конец работы в отдельный раздел, который называется «Приложения».

Если приложений несколько, то они нумеруются (без знака «№»). Например: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. Каждое приложение лучше начинать с новой страницы. В правом верх­нем углу рабочего поля отдельной строкой пишется слово «При­ложение» и ставится его порядковый номер. В тексте работы даются ссылки на приложения в круглых скобках, при этом слово дается в сокращении — «прил.», или прямым указани­ем, например: «Эти данные приведены в приложении 1».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.