КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы государственно-правового регулирования внешне экономической деятельности
Общепризнанно, что методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифное и нетарифное регулирование. Основой тарифного регулирования является таможенный тариф, т.е. свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории. Таможенный тариф в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 3 февраля 3993 г. в редакции Закона 1997 г. введен с целью рационализации товарной структуры ввоза товаров в республику, поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, создания условий для прогрессивных изменений в сгрукту ре производства и потребления товаров в стране, защиты интересов Респуб. лики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции обеспечения условий для эффективной интеграции республики в мировую экономику. Ставки-таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, вида сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О таможенном тарифе». Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных указанным выше Законом, определяются Советом Министров Республики Беларусь. 'В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-полити-ческие отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, либо товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона о таможенном тарифе, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений этого же Закона. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь. Ставки таможенных пошлин бывают трех видов: адвалорные, специфические, комбинированные. Адвалорные пошлины устанавливаются в процентном отношении к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические - в определенном размере за единицу измерения облагаемых товаров и комбинированные сочетают оба вида указанных выше ставок.-Для оперативного регулирования, ввоза и вывоза товаров Совет Министров может устанавливать на срок не свыше 6 месяцев в год сезонные пошлины. В этом случае ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются. Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право уста- Вавливать особые виды пошлин: специальные антидемпинговые и ком-Венсационные. Эти пошлины устанавливаются в целях защиты экономи-•вских интересов Республики Беларусь по итогам проведенного для каждого отдельного случая расследования органами государственного управ-' лепил. Их размер должен быть соотносим с величиной установленного [' расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Специальные пошлины применяются в случаях, если товары вво-|f зятся в Республику Беларусь в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным произво-I дителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные действия против Республики >• Беларусь отдельных стран и их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на та-Гможенную территорию республики товаров по цене более низкой, [чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза,: а компенсационные - в случаях ввоза в республику товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использова-глись субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров ' либо препятствует организации или расширению производства по-добных товаров в Республике Беларусь. Закон «О таможенном тарифе» устанавливает системы и методы определения таможенной стоимости товаров, порядок их примене-[ния, общие правила, касающиеся порядка определения страны про-гисхождения товара, а также тарифные льготы. Перемещаемые через границу товары подлежат таможенному оформлению. Общие правила таможенного оформления, декларирования установлены Таможенным кодексом Республики Беларусь. В развитие этих общих правил Таможенным комитетом разработан порядок предъявления к таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь. Таможенное оформление перемещения товаров через границу осуществляется должностными лицами таможни в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением товаров и применения средств государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, их транзита через территорию республики. Таможенное оформление заключается в выдаче заинтересованному лицу разрешения таможенного органа на перемещение находящихся под таможенным надзором вещей через таможенную границу либо на совершение с такими вещами иных действий в соответствии с таможенными режимами, установленными Таможенным кодексом. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь вещи, перемещаемые через таможенную границу, могут ввозиться на таможенную территорию для свободного обращения; - временного размещения в целях хранения, пользования и промышленной переработки; — транзитной перевозки. Вещи, перемещаемые через таможенную границу, могут вывозиться за пределы республики: — с целью вовлечения вывозимых вещей в экономический оборот за границей; — для временного размещения в целях пользования и промышленной переработки; — с целью возврата за границу после временного размещения на таможенной территории республики. Лица, в интересах которых осуществляется перемещение вещей через таможенную границу, допускаются к владению, пользованию и распоряжению такими вещами в пределах прав, определяемых одним из следующих таможенных режимов: 1) свободного обращения; 2) экспортной поставки; 3) таможенного хранения; 4) совершенствования; 5) переработки для свободного обращения; 6} временного пользования; 7) перевозки под таможенным контролем. Таможня обязана информировать предприятия, организации и граждан о порядке таможенного оформления. При отказе в пропуске через границу товаров таможня обязана давать исчерпывающие разъяснения требований таможенного оформления, выполнение которых обеспечивает возможность их пропуска. Участники внешнеэкономической деятельности представляют таможне письменную декларацию на перемещаемые через таможенную границу товары. Декларирование производится предприятиями и организациями, перемещающими товары через границу. Однако эти организации могут поручить на основании договора декларирование товара другой организации, имеющей лицензию на осуществление декларирования, - таможенному агенту. К мерам нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся: квотирование и лицензирование экспорта и |' импорта товаров, работ и услуг; регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров (работ и услуг) в уполномоченных органах; установление иных форм контроля, в том числе валютных, внешнеторговых операций (оформление и регистрация «паспортов сделок», статистической декларации); меры ответственности за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций. Указанные инструменты государственного регулирования ис-| пользуются с целью обеспечения государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования республики, защиты ее внутреннего потребительского рынка, исполнения международных договоров Республики Беларусь, повышения эффективности внешнеэкономических связей республики. Лицензирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в получении специального разрешения компетентного органа. Лицензированию подлежат; 1) деятельность по организации иностранного туризма; 2) операции по экспорту и импорту ряда товаров (работ, услуг). Выдача лицензий на организацию иностранного туризма возложена на Министерство спорта и туризма и регулируется Временным положением о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, утвержденным Постановлением Совета Министров от 16 октября 1991 г., № 386 в редакции Постановления Совета Министров от 22 сентября 1992 г. № 573 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991 г. № 386» с последующими изменениями и дополнениями [Собрание постановлений правительства Республики Беларусь. — 1992. — № L — Ст. 4]. Лицензирование экспорта и импорта и регистрация контрактов отдельных видов товаров регулируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1000 от 30 июня 1999 г. «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь». Указанное Постановление установило исчерпывающий перечень товаров, экспорт которых осуществляется: 1) по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями, выдаваемым Министерством иностранных дел (в числе таких товаров ткани из шерстяной пряжи, хлопчатобумажная пряжа, нитки, ткани и другие товары по перечню № I); 2) по лицензиям Министерства иностранных дел (перечень товаров по приложению № 2).Этим же постановлением установлены перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства иностранных дел (приложение № 3); перечни товаров, экспорт и импорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в Министерстве иностранных дел (приложения № 4 и 5 к Постановлению), а также в облисполкомах и Минском горисполкоме (приложение № 6). При этом в одних случаях лицензии на экспорт отдельных товаров (сырая нефть, продукты переработки нефти) выдаются субъектами хозяйствования Республики Беларусь, являющимися производителями этих товаров, а лицензии на экспорт других товаров (минеральные удобрения, отходы и лом цветных и черных металлов) - в пределах объемов установленных квот. Такие квоты ежегодно устанавливаются Министерством экономики, а информация о них представляется в Министерство иностранных дел для осуществления контроля за их использованием. Постановление, кроме того, определяет применительно к какому таможенному режиму товаров применяется изложенный выше порядок лицензирования. Без лицензий или сертификатов регистрации контрактов экспортируют продукцию собственного производства субъекты хозяйствования, в установленном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, а также резиденты свободных экономических зон Республики Беларусь Установленный Постановлением от 30 июня 1999 г. № 1000 порядок регистрации контрактов на указанные в соответствующих перечнях товары распространен и на торговлю со странами Таможенного союза. При оформлении разрешительных документов за внесение в них изменений, выдачу дубликатов и т.д. с субъектов хозяйствования взимается плата. Нарушение субъектами хозяйствования порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) влечет ответственность в виде уплаты штрафа. Основание и размер штрафа установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 1993 г. «Об установлении ответственности за нарушение порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг)» [Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. — /993. — №30. — Ст. 596; Собрание Указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. — 1995. — № 14. — Ст. 362]. Постановление, в частности, предусматривает взыскание штрафов: за вывоз и ввоз лицензируемых товаров без наличия лицензии в размере [суммы сделки; за представление заведомо-ложных сведений при оформлении лицензии, за внесение изменений в ее реквизиты после ее подписания без согласования с органом, выдавшем лицензию, за ввоз и вывоз товаров по договору, основные условия которого изменены после выдачи лицензии без согласования с органом, выдавшем лицензию, - в размере от 50 до 100 % суммы сделки. Взыскание штрафа производится и за другие нарушения. Упорядочению проведения внешнеторговых операций призваны способствовать меры, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 4.01.2000 г. № 7: «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», и в частности: обеспечение поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) только на счета экспортеров, а оплату их импорта - толь[ко со счетов импортеров, если иное не обусловлено Советом Министров Республики и Национальным банком, а также за исключением случаев, когда оплата за импорт товаров осуществляется со счетов нерезидентов Республики Беларусь; проведение расчетов по внешнеторговым договорам, по которым юридические лица и индивидуальные предприниматели оформили паспорта сделок, только через обслуживающие банки, где завизированы такие паспорта сделок; запрет производить расчеты в белорусских рублях между резидентами в оплату обязательств по экспорту товаров (работ, услуг), если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком. Не разрешается также продажа нерезидентами Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, оплаченных резидентом иностранной валютой, приобретенной на внутреннем рынке. Указ определяет сроки и порядок их исчисления, в течение которых должно быть обеспечено поступление средств от экспорта товаров (работ, услуг) - 90 дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг и 60 - со дня поставки в пределах европейской территории; поступление товаров по импорту (60 дней) и выполнение работ, оказание услуг по импорту (90 дней) с даты проведения платежа. Продление этих сроков по заявкам субъектов хозяйствования возложено на Министерство иностранных дел, а если сроки поступления денежных средств превышают 180 календарных дней - продление осуществляется Министерством при наличии согласования с Национальным банком. За нарушение изложенных выше правил поведения внешнеэкономических операций {несанкционированное превышение сроков проведения таких операций, экспорт товаров, оплаченных белорусскими рублями за нерезидента и т.д.) установлены экономические санкции, применение которых возложено на уполномоченные должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов Указом утверждено Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, регламентирующее порядок оформления паспорта сделки, предоставление для целей статистического учета экспорта и импорта товаров и валютного контроля «статистической декларации» в том случае, когда в соответствии с законодательством не требуется таможенное оформление товаров, обязанности таможенных органов банков, Министерства иностранных дел, Комитета государственного контроля и других органов государственного управления по осуществлению контроля внешнеторговых операций, а также обязанности субъектов хозяйствования при их осуществлении.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |