КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды внешнеэкономической деятельности. Источники правового регулирования
Для современного периода развития мировой экономики и отдельных государств, в том числе Республики Беларусь характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей, т.е. отношений между хозяйственными организациями, предпринимателями различных стран. Предприятия и организации, находящиеся в разных государствах, вступают в хозяйственные связи в сфере науки, техники, производства, сбыта, обслуживания. Наряду с традиционной формой экономических связей - торговлей товарами, получили свое развитие и иные формы сотрудничества - экспорт и импорт предпринимательского капитала, т.е. долгосрочные инвестиции, позволяющие создавать за границей, а также в республике иностранные и совместные предприятия, филиалы, дочерние компании; инвестиции в форме вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги с целью получения дохода; кредитные операции. Важное место во внешнеэкономических связях занимает обмен научно-техническими знаниями путем выдачи лицензий на право использования изобретений, технических знаний и опыта (ноу-хау), товарных знаков, оказание инженерно-консультационных услуг, связанных с проектированием, строительством 'и вводом объектов в эксплуатацию, с разработкой новых 'технологических процессов на предприятиях заказчика, усовершенствованием произведенных процессов и т.д. Широко используются во внешнеэкономическом обороте транспортные, лизинговые услуги, а также услуги по международному туризму. Эти и другие услуги оказываются на основе заключаемых внешнеэкономических сделок. Повышение роли внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических связей - одно из основных направлений развития экономики республики. Включение республики как самостоятельного независимого государства в процесс развития международного разделения труда превращается в один из важнейших факторов повышения эффективности производства. Такое повышение стало возможным, прежде всего за счет существующих различий в издержках производства определенных товаров в различных странах. Это позволяет достичь экономического эффекта за счет импорта тех товаров, издержки производства которых в республике выше по сравнению с другими государствами, и экспортировать товары, национальные издержки производства которых относительно ниже. Экспорт продукции с меньшими национальными затратами производства и закупка товаров за рубежом, изготовление которых в республике требует больших затрат, несомненно дает известный экономический эффект. Возможность закупки за рубежом товаров, где для их производства существуют лучшие природные социально-экономические условия, освобождает от необходимости вкладывать средства в их производство в своей стране, где таких условий нет, направить освободившиеся средства в другие сферы. Внешнеэкономические связи, в частности торговля, нередко позволяют увеличить объем производства той или иной продукции, обеспечить достижение оптимальных размеров производства, расширения ассортимента товаров, улучшения их качества. Участие Беларуси в международном разделении труда, ее специализация в мировом масштабе и кооперирование создают условия для повышения технического уровня производства, роста производительности труда, улучшения качества продукции, позволяют сосредоточить материальные и иные ресурсы на производстве определенных товаров, использовать достижения науки и техники. Оценка роли внешнеэкономических связей в повышении эффективности производства республики была бы неполной без учета того, что их развитие создает условия для использования передового зарубежного опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем покупки новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы, новую продукцию и т. д. Покупка и использование новой техники и технологии способствуют достижению более высокой производительности труда, выпуску продукции более высокого качества, с лучшими потребительскими свойствами, т.е. обеспечивают достижение экономического эффекта. Наконец, иностранные кредиты, а также иностранные инвестиции в экономику республики - важный аспект внешнеэкономических связей, позволяющих получить дополнительные средства для капитальных вложений в производство и развитие социальной сферы. Внешнеэкономические торговые связи позволяют улучшить снабжение населения республики продовольствием и товарами народного потребления, способствуя росту благосостояния народа. Международная практика, международное частное право вырабо-И0ли специальную терминологию, применяемую во внешнеэкономической деятельности, используемую и действующим законодательством Республики Беларусь. В их числе понятия: «резиденты» и «нерезиденты». Резиденты - это белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том Iчисле юридические лица с инвестициями нерезидентов, дипломатические, тортвые и иные официальные представительства Республики Беларусь за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также иные представительства белорусских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную деятельность. Нерезиденты - иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся на территории Республики Беларусь; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе с участием предприятий и организаций резидентов; находящиеся в Республике Беларусь иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства; международные организации (филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность. Внешнеторговые операции, независимо от их предмета, подразделяются на импортные и экспортные. Импортные операции предполагают ввоз резидентами в Республику Беларусь товаров, технологий, услуг, капитала (в форме предоставления кредитов и займов) для потребления и реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. Экспорт предполагает вывоз резидентами Республики Беларусь товаров, выполнение работ, оказание услуг нерезидентам. Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции. При реэкспорте осуществляется вывоз за границу ранее ввезенного в Республику Беларусь товара, не подвергавшегося здесь какой-либо переработке. Реимпорт связан с ввозом из-за границы ранее вывезенных из Республики Беларусь товаров, не подвергавшихся за границей переработке. Например, товары, не проданные на международном аукционе, товары ненадлежащего качества и т.д. Использования в полной мере тех возможностей, которые дает участие во внешнеэкономических связях, поставило перед республикой задачу создания новой системы организации внешнеэкономической деятельности и управления ею как составной части общей экономической реформы. «Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь» [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — М> 3]_ — С. 536], принятая 27 июля 1990 г. Верховным Советом республики, провозгласила независимость республики во внешних отношениях, а принципы положенные в их основу, закрепленные в Декларации.и в общепринятых международных нормах и правилах, легли в основу Закона от 25 октября 1990 г. «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь». К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономических отношений закон относит: разработку и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе валютно-кредитной; определение порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций; установление законодательных актов хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере; заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права; установление порядка создания и регистрации на территории республики иностранных и совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью; защиту экономических интересов республики, ее предприятий и граждан за ее пределами; установление налогов, сборов и обязательных платежей от доходов участников внешнеэкономической деятельности; определение зон свободного предпринимательства; установление правовой защиты иностранных инвесторов; участие в создании и деятельности международных организаций, различного рода межправительственных комиссий и комитетов. С целью обеспечения активного участия в международном разделении труда закон предоставил право осуществлять внешнеэкономическую деятельность всем предприятиям, организациям, их объединениям, кооперативам, иным юридическим, а также физическим лицам [Собрание постановлений правительства Республики Беларусь. - 1990. - № 31. - Ст. 600]. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности [предприятий и организаций республики с предприятиями иностранных государств осуществляется актами разного уровня. Это прежде все: о международные акты - многосторонние, региональные и двусторонние договоры. Многосторонние международные договоры, или конвенции, являются средством унификации правовых норм в регулировании тех или иных внешнеэкономических связей и составляют довольно большую группу актов. К ряду из них в разное время присоединились СССР., а также Республика Беларусь. Так, бывший В СССР присоединился к Женевской конвенции 1983 г. об охране промышленной собственности, к Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 г., Афинской конвенции о перевозках морем пассажиров и багажа 1974 г., Женевской конвенции о международной дорожной перевозке грузов 1956 г. и др. Белоруссия в 1989 г. присоединилась (с одной оговоркой) к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанной в Вене в 1980 г. [Собрание законов БССР. — 1989. — № 25. — Ст. 261]. 1 июля 1993 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 370 о правопреемственности Республики Беларусь в отношении подписанной 6 сентября 1952 г. в г. Женеве Всемирной конвенции об авторском праве начиная с 1973 г. [Собрание постановлений правительства Республики Беларусь. — 1993. — № 16. — Ст. 311]. Следует иметь в виду, что странами отдельных регионов заключены региональные международные договоры. Так, в рамках международной организации - Европейского экономического сообщества - заключены многие договоры, в том числе Конвенция о взаимном признании юридических лиц 1968 г., странами общего рынка -Конвенция о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам 1980 г., и др. Важным источником правового регулирования внешнеэкономических отношений республики с другими государствами являются двусторонние международные договоры, в частности, торговые соглашения и т.д. Следует иметь ввиду, что некоторые особенности правового регулирования присущи внешнеэкономическим связям государств СНГ. Правовое регулирование этих связей осуществляется на основе двусторонних межгосударственных (межправительственных) договоров, заключаемых республиками, входящими в СНГ, а также соглашений, принятых всеми участниками СНГ. Так, 20 марта 1992 г. в г. Киеве государствами СНГ подписано «Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ (Республика Армения, Беларусь Казахстан, Кыргызия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина) [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — /99? — № 22- — Ст. 281}. Тогда же было подписано и «Соглашение о порядке разрушения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993, - № 18. -Ст. 207]. 24.12.1993 с государствами - участниками СНГ было подписано соглашение «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств» [Информационный вестник «Содружество» ~ 1993. - № 5], а Протоколом от 1.06.2001 г. в него были внесены изменения, касающиеся размера уплачиваемой субъектами хозяйствования государственной пошлины. Важное значение имели подписанные государствами - участниками Содружества Соглашения о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. [Информационный вестник "Содружество». — /992. —№3]; договор «О создании экономического союза» от 24.09.1993 г. [Информационный вестник «Содружество». — 1993. — № 4 (12)] и целый ряд актов, принятых в порядке исполнения указанного договора, подписание Советом глав государств СНГ 28.03. 1997 г Конвенции «О защите прав инвестора» [Информационный вестник «Содружество», — 1997. — № 2 (26)] и многих других актов, касающихся экономического содружества. В настоящее время в Содружестве Независимых Государств идет процесс формирования зоны свободной торговли, в частности, завершение выполнения внутригосударственных процедур по введению в действие Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., а также Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 г.; разработка и согласование на двусторонней основе графиков отмены изъятия из режима свободной торговли, а также перехода на взимание косвенных налогов по принципу «страна назначения» товаров. Кроме того, 10 октября 2000 г. участники Таможенного Союза -Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Кыргызская Республика подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Ев-рАзЭС). Сообщество создано с целью эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза, Единого экономическогоo пространства, а также реализации других целей, определенных в соглашениях о Таможенном Союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях и Договоре о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанных ранее государствами-учредителями ЕврАзЭС. В настоящее время в ЕврАзЭС идет процесс формирования органов этой международной организации, определения и реализации первоочередных мер в области проведения согласованной политики в торгово-тарифной сфере, в области экономической политики, социальной и правовой сфере. Их реализация позволит государствам перейти к решению основных задач, определенных Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества - дальнейшему углублению интеграции между государствами - учредителями. К числу источников, регулирующих внешнеэкономические отношения предприятий и организаций Беларуси, а также физических лиц, относятся внутрен-. ние законодательные акты республики. Это, прежде всего, Конституция республики, в которой предусмотрено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8) и что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами, исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11) [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1994. — № 9. I Ст. 144]. Важным источником, регулирующим внешнеэкономические от-, ношения, являются специальные нормативные акты, в том числе законы «Об основах внешнеэкономической детальности Республики Беларусь» [Ведомости Верховного Совета БССР. — 1991. — № 22. ~ Ст. 300; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1992. М> 16. — Ст. 263; 1994. — № 11. — Ст. 149], «Об инвестиционной деятельности в Белорусской ССР» [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 199/. — № 22. — Ст. 300], "Об иностранных 1вестициях на территории Республики Беларусь" [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — № 35. — Ст. 625; Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. — 1998. — № I — Ст. 16; 1998. — № 15. — Ст. 184], Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый Верховным Советом Республики 6 января 1-998 г. [Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. -1998. — № 10 - 12. — Ст. 104; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. ~ № 50. - 2/166], Закон «О таможенном тарифе» от 3 февраля 1993 г. в редакции Закона от 5 декабря 1997 г № 98/3 [Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. -1998. — № 3. — Ст. 15; Национальный реестр правовых актов Pecпублики Беларусь. - 2000. ~ № П. - 2/141} и др. Ряд вопросов внешнеэкономической деятельности урегулирован подзаконными актами Совета Министров Республики Беларусь, актами министерств и ведомств, в частности Министерства иностранных дел (ранее Министерства по внешнеэкономическим связям), Национального банка и т.д. Так, приняты акты, касающиеся инвестиционной деятельности за границей, квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров и услуг, открытия счетов, производства расчетов и валютных операций, проведения таможенных процедур и т.д. Наконец, изданы специальные нормативные акты по вопросам создания свободных экономических зон в Республике Беларусь (в районах г. Бреста, Гомель — Ратон, Витебск и Минск). Правовые основы хозяйствования в свободных экономических зонах, вопросы иностранных инвестиций, а также механизм функционирования свободных экономических зон урегулированы Положениями о свободных экономических зонах в указанных районах, одобренных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Помимо специальных нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты внешнеэкономических отношений, во внутреннем законодательстве республики есть и общие аспекты, содержащие соответствующие нормы. В числе таких актов прежде всего следует указать раздел VII ГК «Международное частное право». Сюда входят нормы гражданской правоспособности иностранцев и лиц без гражданства, их дееспособности, нормы, определяющие закон, который подлежит применению к обязательствам по сделкам и др. ГК, кроме того, устанавливает, что если в международном договоре закреплены иные правила, чем те, которые содержатся в ГК, то применяются правила международного договора. Нормы, регулирующие внешнеэкономические связи, содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе и Хозяйственно-процессуальном кодексе республики. Так, в разделе V ХПК «Производство по делам с участием иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства» помещены нормы о процессуальных правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, о компетенции судов республики по рассмотрению дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, липа без гражданства и иностранные юридические лица, об исполнении Поручений судов иностранных государств, об исполнении решений иностранных судов и др. Нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, содержатся и в других общих кодифицированных актах специального законодательства. Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных договорах используются два метода правового регулирования внешнеэкономических отношений: прямой if коллизионный. Прямой метод заключается в том, что правовая норма непосредственно регулирует соответствующее отношение без отсылок к другим актам. Это унифицированные материально-правовые или процессуально-правовые нормы, дающие решение соответствующего вопроса и устраняющие, таким образом, коллизии (столкновения) между национальным законодательством различных государств, в том числе и подписавших международный договор. Этот метод применяется и во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, например, в статье ГК, устанавливающей, что иностранные граждане пользуются в республике гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами республики и международными договорами (п. 2 ст. 1104 ГК). Коллизионный метод заключается в том, что норма права непосредственно не регулирует отношений, т.е. не устанавливает прав и обязанностей, а отсылает к соответствующему законодательству республики либо другой страны. Так, в соответствии с ГК Республики Беларусь гражданская правоспособность и дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданство которой это лицо имеет (личным законом). Коллизионный метод использован и при регулировании отношений между организациями государств - участников СНГ. Так, коллизионные нормы содержатся в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Итак, коллизионные нормы - это правила, устанавливающие, право какой страны (государства) подлежит применению к соответствующему отношению. Такие нормы содержатся во внутреннем законодательстве всех цтран. Каждое государство устанавливает в национальном праве коллизионные нормы, которые признает для себя приемлемыми. В силу этого сходные отношения нередко получают1 различное правовое решение. Коллизионная норма состоит из двух элементов: объема и привязки. Объем это часть коллизионной нормы, указывающая на те отношения, к которым данное правило применимо. Привязка - часть коллизионной нормы, которая указывает на подлежащий применению закон. Привязка может отсылать к собственному (национальному) законодательству данного государства (односторонняя коллизионная норма) либо указывать на общий принцип, по которому можно определить, закон (законодательство) какого государства должен быть применен к соответствующему отношению (двусторонняя коллизионная норма). Привязка двусторонней коллизионной нормы называется формулой прикрепления. В ней указывается тот или иной коллизионный принцип. Так, формулой прикрепления являются законы гражданства (личный закон), местожительства, места нахождения вещи и т.п. При регулировании внешнеэкономических отношений, и, прежде всего, торговых, используется и обычай, т.е. сложившееся в практике торгового оборота на протяжении длительного времени единообразное правило, получившее признание государств. Обычай нередко применяется на основании соглашения сторон. 6 частности, стороны в договоре ссылаются на применение обычая, включая, например, условия об обычно принятой в стране продавца упаковке и т.д. Существует несколько частных кодификаций международных торговых обычаев. Это «Инкотермс» - сборник пояснений, толкований коммерческих терминов и обычаев, сложившихся в практике внешней торговли, опубликованный Международной торговой палатой (ред. 1990 г.), Правила об общей аварии и др.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |