Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают грузоотпра­витель и перевозчик. Кроме них в правоотношениях но перевозке участвует, как правило, третье лицо - грузополучатель




Предъявление накладной является необходимым при заявлении железной дороге претензии в связи с недостачей, порчей или повреж­дением груза, просрочкой в доставке груза и задержкой в его выдаче.

По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 739 ГК).

Это общее определение договора положено в основу определе­ния договоров перевозки грузов на всех видах транспорта (см на­пример ст. 29 УЖТ).

Договор перевозки грузов является двусторонним (взаимным), возмездным. Поскольку договор перевозки грузов, как правило, счи­тается заключенным лишь после передачи груза перевозчику, он относится к числу реальных договоров.

Перевозка, осуществляемая перевозчиком, признается перевоз­кой транспортом общего пользования, если из законодательства или выданного этому перевозчику разрешения (лицензии) вытекает, что этот перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, призна­ваемые перевозками общего пользования, публикуются в установ­ленном порядке (ст. 743 ГК).

Как правило, договор перевозки грузов, является публичным дого­вором, поскольку перевозчик по характеру своей деятельности не вправе оказывать предпочтение одному грузоотправителю перед другим в от­ношении заключения договора перевозки груза, за исключением слу­чаев, предусмотренных законодательством '(ст. 743) К, ст. 396 ГК).

Договор перевозки грузов - строго формальный договор. Он все­гда заключается только в письменной форме, прямо предусмотрен­ной законодательством. Заключение договора перевозки грузов; говорится в ст. 739 ГК, подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или другого документа на груз, предусмот­ренного транспортным уставом или кодексом).

Практически на всех видах транспорта применяется система накладных (кроме морского).

Договор перевозки грузов на железной дороге оформляется накладной и квитанцией. Накладная является основным перевозочным документом, заполняется грузоотправителем и вместе с грузом предоставляется станции отправления на каждую отправку груза.

В накладной отражены все важнейшие условия перевозки - пункты от­равления и назначения, описание груза, его стоимость, количество, скорость следования и т.д.

Она сопровождает груз на всем пути его следования до станции назначения, где вместе с грузом выдается грузополучателю. Наклад­ная включает также дорожную ведомость, квитанцию о приеме груза /ст. 30 УЖТ). Без оформления накладной договор перевозки груза не может возникнуть, так как этот договор считается заключенным лишь с момента принятия груза вместе с накладной. Время приемки груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем на накладной.

Юридическое значение накладной заключается в следующем:

— она является обязательной письменной формой договора;

— имеет доказательственное значение как факт заключения дого­вора, так и его содержания;

Договор перевозки груза оформляется также грузовой квитанци­ей. Она выдается станцией, отправления грузоотправителю в удостове­рение факта приемки груза к перевозке. Значение квитанции опреде­ляется тем, что она является распиской в принятии материальных цен­ностей, документом, предъявление которого необходимо при предъявлении иска к перевозчику при полной утрате груза. Дорож­ная ведомость вместе с накладной сопровождает груз до станции на­значения. Грузополучатель расписывается в ней в подтверждение фак­та получения груза, факта исполнения договора перевозки.

Договором перевозки грузов определяются содержание перево­зочных отношений, все важнейшие условия перевозки.

В качестве грузоотправителя могут быть предприятия, организа­ции, учреждения, предприниматели, граждане. Перевозчиками могут быть транспортные организации, а также индивидуальные пред­приниматели, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. На железнодорожном транспорте перевозчиком является Белорусская железная дорога. Что касается грузополучателя, то он, не являясь, как правило, стороной Договоре, приобретает право требовать от перевозчика выдачи доставленного в его адрес груза, требовать возмещения ущерба, причиненного утратой, недостачей, порчей или повреждением груза, для уплаты штрафа за несвоевременную доставку груза и другие требования. Из изложенного следует, что договор од грузов можно считать договором в пользу третьего лица. Вместе тем на грузополучателя возлагаются и определенные обязанности.

4.2. Условия перевозки грузов. Права и обязанности сторон

Заключив договор перевозки груза, стороны оказываются юом дически связанными взаимными правами и обязанностями, вытекя ющими уже из договора перевозки груза.

В соответствии со ст. 746 перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном зако­нодательством, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.

Сроки доставки грузов и порядок их исчисления определяются в нормативном порядке правилами перевозок грузов. Срок доставки груза означает, кзк правило, срок исполнения договора и поэтому является его важнейшим условием. Поскольку исполнение договора завершается выдачей груза, срок исполнения включает не только вре­мя доставки груза, но и время его выдачи на станции назначения.

Исчисление срока доставки начинается с 24 часов дня приемки груза к перевозке. Сроки следования груза в пути на железной доро­ге зависят от расстояния и скорости перевозки. При п'ом учитыва­ется, какой скоростью перевозится груз (грузовой или большой). Определение скорости доставки зависит от вида отправки (марш­рутной, новогоннои, мелкой и т.д.). Срок доставки зависит и от вы­полнения операций в пути следования (перегрузка, сортировка мел­ких отправок, ветеринарный, таможенный досмотр и т.д.).

Груз считается доставленным своевременно, если он выгружен средствами железной дороги (иных видов транспорта) до истечения срока доставки. Срок доставки считается выполненным и тогда, ког­да вагон или контейнер с грузом поданы пол выгрузку средствами грузополучателя до истечения срока доставки. При перевозке ско­ропортящихся грузов учитываются предельные сроки перевозки (воз­можные сроки, в которые груз может быть доставлен).

Перевозчик должен уведомить грузополучателя о прибытии грУ* за в его адрес (ст. 52 УЖТ). Сообщить об этом следует в тот же день когда прибыл груз, или во всяком случае не позднее 1 2 часов следУ ющего дня. Порядок и способы уведомления могут быть различны­ми; по телефону, телеграфом, почтой и т.п. В тех случаях, когда грУ зополучатель производит сам выгрузку груза на своих подъездИЫ-

L-ях ему уведомление о прибытии груза может и не направляться.

Перевозчик (железная дорога) по прибытии груза на станцию иазначе-

ябячан помимо выдачи груза еще участвовать в соответсгвующих слу-дх в проверке количества и состояния груза, а при обнаружении недо-

чи цорчи или повреждения груза - в составлении коммерческого акта.

Важнейшей обязанностью перевозчика является обеспечение со-

анности перевозимого груза. При невыполнении этой обязаннос-

ти наступает ответственность перевозчика, о чем будет сказано ниже.

Основной обязанностью грузоотправителя, вытекающей из до­говора перевозки груза, является внесение провозной платы и иных платежей. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законодательством. Плата за перевозку грузов, пас­сажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (ст. 744 ГК). Что касается работ и услуг, выполняемых перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренных тарифами, то они оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчику предоставлено право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающейся ему перевозкой платы (ст. 340 ГК), если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства (п.4 ст. 744 ГК).

Определенные обязанности, вытекающие из договора перевозки грузов, как зто говорилось выше, возлагаются и на грузополучателя.

Грузополучатель обязан принять и вывезти со станции (порта, пристани) груз, прибывший в его адрес (ст. 35 УЖТ). Такая обязан­ность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес при­был не предусмотренный договором поставки груз. При таких об­стоятельствах груз принимается на ответственное хранение, сооб-Цается об этом грузоотправителю, который и должен решить воп-Р°с о судьбе груза (ст. 56 УЖТ).

Йьпрузка груза осуществляется силами и средствами получателя ^ сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установ­лены в нормативных актах (ст. 745 ГК).

Сроки вывоза и хранения грузов устанавливаются Правилами хра-грузов. Прибывшие грузы хранятся на станции назначения бес-зтно в течение 24 часов. Этот срок исчисляется с 24 часов дня подачи, контейнеров под выгрузку грузополучателю. За хранение гру-станциях в вагонах, контейнерах, а также грузов, выгруженных

Ранящихся в местах общего пользования, сверх сроков бесплатного

оы

хранения взимается соответствующий сбор (ст. 55 УЖТ).

В чтом случае, если груз испортился или был поврежден ^лслгт несвоевременной выгрузки и вывоза или грузополучатель задержал ^ гоны на путях и железнодорожных станциях но зависящим от него пп чинам, он несет предусмотренную законодательством ответственное

Грузы выдаются грузополучателю, указанному в накладной пп. ле внесения всех, причитающихся перевозчику, в частности ской железной дороге, платежей по перевозке.

Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в чении груза (ст. 57 УЖТ). Следовательно, одной из обязанностей грузополучателя при получении груза является окончательный рас­чет как по провозной плате, так и но различным, предусмотренным в установленном порядке сборам.

Получение груза должно быть надлежащим образом оформле­но. Грузы, прибывшие в адрес предприятий, организаций выдаются по разовой или постоянной доверенности, подписанной руководи­телем и главным, (старшим) бухгалтером данного предприятия и заверенной печатью. Грузы, адресованные лично гражданам, выда­ются по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверя­ющего личность и место жительства гражданина.

При получении груза лицо, получающее его, расписывается в дорожной ведомости. Такая расписка является лишь оформлением получения груза но документам.

Для его фактического получения и вывоза со станции грузополу­чатель должен предъявить накладную. Время выдачи груза удосто­веряется наложением календарного штемпеля станции на лицевой стороне накладной, которая после этого выдается грузополучателю.

Если железная дорога не имеет возможности выдать груз грузо­получателю, указанному в накладной, то она поступает с грузом по указанию грузоотправителя, который обязан дать такое указание в трехсуточный срок со дня вручения ему уведомления. Такая невоз­можность может возникнуть в пути следования, когда, например; появляется опасность норчи или повреждения груза при его даль нейшей перевозке. Невозможность выдачи груза может возникну и при доставке груза в пункт назначения, когда нет грузополучат ля, указанного в накладной в районе станции назначения.

4.3. Ответственность перевозчика и грузополучателя

Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанн участниками перевозочного процесса влечет за собой граждан

ответственность. Имущественная ответственность участ-,,r.g обязательства по перевозке грузов базируется на общих нрави-пб ответственности сторон, сформулированных в ГК, в законах о --публики. Беларусь «Об основах транспортной деятельности)) (ст., __ 26); «О железнодорожном транспорте)) (ст. 72). В ст. 747 ГК пре-"./смотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполне-,,я обязательств по перевозке стороны несут ответственность, уста­новленную настоящим кодексом и иными актами законодательства, также соглашением сторон. При этом соглашения перевозчиков с поставщиками и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена законодательством. Имуществен­ная ответственность участников грузоперевозочных правоотношений наступает при наличии общих оснований (условий) гражданско-пра­вовой ответственности (неправомерное поведение, причинно-след­ственная связь, вина). Вместе с тем эта ответственность подчиняется специальным правилам, сформулированным как в Гражданском ко­дексе, так и в транспортных уставах и кодексах. Такими специальны­ми правилами, закрепленными в транспортных уставах и кодексах, являются, например, ограничение права на взыскание части убытков; запрещение уменьшать или устранять нормативную ответственность перевозчика; допущение в предусмотренных случаях определять раз­мер ответственности соглашением сторон.

Особенностью ответственности в отношениях по перевозкам гру­зов является также и то, что она наступает не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за неисполнение или ненадле­жащее исполнение обязательств, возникающих в стадии организации перевозок грузов. Основанием такой ответственности может быть при­нятие заявки, заключение договора об организации перевозок грузов, <* з случаях, предусмотренных законодательством, - административ­ный акт (например, при перевозках но государственному заказу).

Согласно ст. 748 ГК, перевозчик за неподачу транспортных Редств для перевозки груза в соответствии с договором, а отправи­ть за непредъявление груза либо неиспользование поданных транс-ортных средств по иным причинам несут ответственность, установ-^^ную законодательством, а также соглашением сторон. Ст. ПО конкретизирует эту статью ГК и устанавливает, что Белорус-железная -дорога, ее предприятия за неподачу вагонов и контей-дна выполнения перевозок, непредъявление грузов, неисноль-

зование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или его от предусмотренных заявкой вагонов и контейнеров уплачивают un n A размер которого зависит от характера допущенного нарушения и кол^' лется от 0,1 минимальной зарплаты до 10 минимальных зарплат (подпой см. ст. ПО УЖТ). Аналогичные правила установлены и на других вшя транспорта.

Вместе с тем ст. 748 ГК устанавливает перечень обстоятельств пи наступлении которых перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо не использования поданных транспортных средств, К таким обстоятель­ствам относятся: а) непреодолимая дила, а также иные явления стихий­ного характера (пожары, наводнения, заносы) и военные действия; 6) прекращение -или ограничение перевозки грузов в определенных направ­лениях, установленных в порядке, предусмотренном законодатель­ством; в) иные случаи, предусмотренные законодательством,

Эти основания освобождения от ответственности конкретизируют­ся в транспортных уставах и кодексах. Например, ст. И 1 УЖТ g каче­стве таких оснований называет кроме вышеназванных восполнение грузоотправителем в течение календарной декады недогруза, допущен­ного в отдельные дни этой декады; при выполнении заявки на погрузку груза в тоннах по грузам, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах..Перевозчик освобождается от ответственности при задержке грузоотправителем вагонов (контейнеров) под выгрузкой или очист­кой; при восполнении Белорусской железной дорогой в течение декады неподачи вагонов (контейнеров) за отдельные дни этой декады и др.

Нарушение обязанностей, вытекающих из договора перевозки грузов, чаще всего выражается в несвоевременной доставке грузов, в его утрате, порче или повреждении. За просрочку в доставке груза перевозчик (ст. 118 УЖТ) уплачивает грузоотправителю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по его вине. Следователь­но, перевозчик обязан уплатить штраф лишь за виновное нарушь ние сроков доставки. При этом вина перевозчика презюмируется, и на нем лежит бремя доказывания своей невиновности. Размер шгри-фа исчисляется в процентном отношении к провозной плате. Та^< согласно ст. 118 УЖТ, Белорусская железная дорога уплачивает штраф в размере б процентов провозной платы за каждые сутки про срочки, но не более 30 процентов провозной платы.

По своей правовой природе штраф за просрочку в доставке грУ за является исключительной неустойкой, так как допускается взь кание только неустойки, а убытки взысканию не подлежат. Одй

-ли просрочка в доставке груза явилась причиной его порчи или гибели, -зпевозчик, кроме уплаты штрафа за просрочку, обязан возместить нри-)иненный ущерб,

Важнейшей обязанностью перевозчика, как уже указывалось abJtne. является обеспечение сохранности перевозимого груза. При невыполнении этой обязанности наступает ответственность перевоз-чцка. Общие принципы ответственности перевозчика за несохран­ность груза определены в Гражданском кодексе. В соответствии со ст. 750 ГК перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до вы-1ачи грузополучателю или уполномоченному им лицу, если не дока­жет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произош­ла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвра­тить и устранение которых от него не зависело.

Таким образом, вина перевозчика в несохранности груза презюми­руется. Именно он должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из обстоятельств, указанных в транспортном законодательстве.

Более конкретно вопросы ответственности за несохранность груза регулируются в транспортных уставах и кодексах, в частности в Уставе железнодорожного транспорта общего пользования. В соот­ветствии со ст. 750 ГК УЖТ устанавливает, что железная дорога несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к пе­ревозке и до выдачи грузополучателю.

Несохранность груза может выразиться в его утрате, когда пере­возчик не может выдать весь груз, следующий по данной накладной, грузополучателю в течение установленных сроков (в результате уте­ри, хищения, уничтожения и т.п.). Грузоотправитель и грузополуча­тель имеют право считать груз утраченным и потребовать возмеще­ния его стоимости, если груз не будет выдан на станции назначения в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке гру­за в прямом смешанном сообщении - в течение 4 месяцев со дня при-^Ма к перевозке. Недостача груза означает отсутствие части груза, следующего по данной накладной.

Под порчей груза понимается ухудшение его качества, утрата гру­зом его полезных свойств, несоответствие качества прибывшего гру-^3 его первоначальному качеству, указанному в накладной. Повреж­дением считается нарушение целостности груза, подвергшегося како-^У-либо внешнему механическому воздействию (бой, поломка и т.н.).

Объем ответственности перевозчика в виде возмещения убытков Рч Указанных обстоятельствах ограничивается размером действи-

тельной стоимости утраченного, поврежденного или недостающего rnv (ст. 750 ГК, ст.! 13 УЖТ). Так, при утрате или недостаче груза жедезыя дорога возмещает ущерб в размере действительной стоимости утрачен ного или недостающего груза. При этом не подлежат взысканию убытки к форме неполученных доходов. В случае, когда груз представляется к неп<. возке с объявленной ценностью, перевозчик отвечает в размере объяа ленной ценности, если не докажет, что она превышает его действительную стоимость. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обсто­ятельствах обычно взимается за аналопичные товары. При порче и по­вреждении груза наступает ответственность в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость, а при невозможности восстановления по­врежденного груза -в размере его стоимости.

Наряду с возмещением ущерба в указанных пределах в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, перевозчик обя­зан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ст. 750 ГК).

За несохранность груза перевозчик, в том числе железная доро­га, отвечает при условии, что одно из перечисленных выше послед­ствий наступило но ее вине. Закрепляя вину как обязательное усло­вие ответственности за несохранность груза, ГК в ст. 750 и УЖТ в ст.!!3 исходят из предположения (презумпции), что в случае утра­ты, недостачи, порчи или повреждения груза имела место вина пере­возчика. Однако он может освободиться от ответственности, если докажет, что несохранность груза произошла не но вине перевозчи­ка, а в силу обстоятельств, от нее не зависящих, случайных для него, которые он не мог предотвратить.

В ст. 113 УЖТ содержится перечень обстоятельств, доказатель­ства которых или хотя бы одного из них освобождает железную до* рогу от возмещения ущерба. К таким обстоятельствам относятся.

- причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучате­ля. Вина грузоотправителя может выразиться, например, в ненрз вильном размещении или закреплении груза в вагоне, вследствие чб' он был поврежден;

- особые естественные свойства перевозимого груза (наприм ^ появление ржавчины на перевозимых изделиях, усушка груза и г< ''

- недостатки тары или упаковки, которые не могли быть заме ны при наружном их осмотре, при приеме груза к перевозке; при нение тары, не соответствующей свойствам груза либо установ ным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в п)

 

сдачи груза к перевозке без указания в перевозочных документах em, требующих особых условий либо мер предосторожности при

или хранении;

сдача к перевозке груза, влажность которого превышает уста-норму.

с указанными правилами об ответственности и об основа-освобождения от нее, УЖТ предусматривает случаи, когда до­казательство вины перевозчика (т.е. бремя доказывания) в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на грузоотправителя или грузополучателя. При ссылке на такие обстоятельства перевоз­чик предполагается невиновным, пока его вина не будет доказана.

Согласно ст. И 4 УЖТ, железная дорога освобождается от ответствен­ности за утрату, недостачу, порчу или повреждения 1руза в случаях:

- когда груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) за исправ­ными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом под­вижном составе без перегрузки в пути, с исправной защитной мар­кировкой либо исправной увязкой или при наличии других призна­ков, свидетельствующих о сохранности груза;

- недостача, порча или повреждение произошли вследствие есте­ственных причин, связанных с перевозкой груза на открытом под­вижном составе;

- груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправи­теля или грузополучателя;

- недостача груза не превышает норм естественной убыли и пре­дельного расхождения в результатах определения массы груза;

- утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли чо причинам, вызванным неправильными или неполными сведения­ми, указанными грузоотправителем в накладной;

- грузоотправитель, грузополучатель не выполнили или ненад--''ежаще выполнили таможенные или другие правила.

В указанных случаях перевозчик несет имущественную ответствен-о^Ч'ь лишь при том условии, что предъявитель претензии или иска

Окажет, что несохранность груза произошла но вине перевозчика. Ответственность грузоотправителя и грузополучателя за наруше-е обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, насту-г и в других случаях, предусмотренных законодательством (см.,

пример, ст. 120, 121, 124 и др. УЖТ).

-р Э ' f '

'ранспортные уставы и кодексы предусматривают гражданско-

"Рэппп.,

""m'fo ответственность участников перевозочного процесса и в

нарушения обязательств, вытекающих из принятой к испол-

нению заявки, договора об организации перевозки груза.

Для возложения имущественной ответственное!].; на того и иного участника неревозочно!0 процесса нужны доказательств подтверждающие факт нарушения обязательства. В качестве ч^и доказательств выступают коммерческие акты или акты общей фог, мы. Так. ст.!35 УЖТ устанавливает, что коммерческими актам, должны удостоверяться такие обстоятельства, как несоответствие между наименованием, массой, количеством мест груза или бащж, в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; факты порчи и повреждения груза или багажа; обнаружение груза или ба­гажа без перевозочных документов или перевозочных документов без груза или багажа и др.

Перевозчик, в частности, железная дорога, обязан составить ком­мерческий акт, если он сам обнаружил перечисленные выше обстоя­тельства или когда хотя бы на одно из этих обстоятельств указал грузополучатель (получатель) груза или багажа.

Порядок составления коммерческого акта или акта общей фор­мы устанавливается правилами перевозки грузов. Коммерческие акты составляются в трех экземплярах только на бланках установ­ленной формы.

В случае отказа начальника станции в составлении коммерчес­кого акта или оформления его с нарушением правил грузополуча­тель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке в мес­тах необщего пользования - в течение 24 часов с момента проверки груза подать письменное заявление (жалобу) об этом начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции, отказавшего в составлении коммерческого акта.

Начальник отделения железной дороги должен дать ответ не по­зднее трех дней с момента получения заявления, а по скоропортя­щимся грузам - в течение суток.

Коммерческий акт необходим для предъявления претензии пере­возчику, в частности, в случаях недостачи, утраты, порчи или по­вреждения груза. При утрате акта он может быть заменен наклад ной с отметкой на ней о составлении коммерческого акта. Если отказано в составлении коммерческого акта, последний может заменен документом, подтверждающим факт обжалования начальнику отделения дороги.

Основания, при наличии которых должен быть оформлен акт надлежащей формы, порядок его составления и обжалования в случае отказ составлении такого акта предусмотрены в Правилах перевозки грузов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.