Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные опросники





Поведенческие наблюдения

Метод самооценки

Документ 10.4. Можно ли оценить личность?

С давних пор психологи пытались отыскать способы выявления различных особенностей человеческой личности. Так были разработаны многочисленные методы, каждый из которых отвечает конкретным задачам исследования и, кроме того. определяется тем подходом к изу­чению личности, который избирает данный исследователь. Среди наи­более популярных в настоящее время методов следует отметить метод самооценки, поведенческие наблюдения, опросники и проективные тес­ты.

Речь идет об опросниках вроде тех, которые для развлечения иногда помещают в некоторых журналах. В них человеку предлагается указать, как он сам воспринимает тот или иной аспект своей личности. Понятно, что это весьма субъективный метод исследования личности, с помощью


56 Глава 10

которого достаточно эффективно можно установить лишь, насколько хорошо знает себя человек и в особенности насколько искренне он отвечает на предлагаемые вопросы. Иногда для проверки двух послед­них пунктов создают группу наблюдателей и предлагают им оценить человека с помощью того же опросника, а затем сравнивают полученные результаты и определяют степень соответствия между двумя оценками.

Более объективный метод изучения личности заключается в систе­матическом наблюдении реакций человека в различных социальных ситуациях. С помощью опросника или подробной решетки наблюдатель всякий раз отмечает различные поведенческие реакции человека, а затем определяет их частоту.

Например, агрессивность ребенка можно оценить в результате систе­матической регистрации его взаимодействий с окружением и последую­щей оценки частоты и длительности таких его действий, как крик, толкание, нанесение ударов, дерганье за волосы, угрозы, уединение, попрошайничество и т. д. Такое наблюдение позволяет не только соста­вить баланс всего поведения человека, но и выявить его возможные изменения после какого-либо психологического воздействия.

Описанный метод, однако, позволяет провести лишь поверхностную оценку личности и не в состоянии выявить ни ее глубинные побу­дительные силы, ни психическую динамику в зависимости от различных внешних ситуаций.

Их насчитывается более 300. Это тесты, выполняемые с помощью бумаги и карандаша, они предназначаются для выявления различных сторон личности данного человека с помощью набора утверждений, с которыми можно «соглашаться» или «не соглашаться». Анализ от­ветов позволяет получить профиль личности испытуемою и сравнить полученные данные с результатами для контрольной группы - так же как и при оценках IQ (см. документ 9.3). Из таких опросников наиболее известен опросник MMPI, разработанный в Университете шт. Минне­сота.



MMPI. Этот опросник содержит 550 пунктов, охватывающих раз­личные сферы проявления личности, начиная с семейной жизни, про­фессиональной активности и сексуальных привычек и кончая социальной и религиозной деятельностью. Тест предусматривает оценку человека по 10 определенным измерениям личности в соответствии с патологи­ческими категориями, описанными в психиатрии (см. гл. 12). Для каж­дого из этих измерений подбиралась контрольная группа из лиц с яв­ными психическими сдвигами в соответствующем направлении. Таким образом, склонность человека, например, к депрессии или паранойе оценивали путем сопоставления его реакций с реакциями лиц, которым


Развитие «Я»


 


 


| 7 Л Ф К |Ип Д ИсППМЖПаПсШ Ма ИЭ

Рис. 10.25. Профиль личности, опреде­ленный с помощью MMPI. Первые четыре шкалы позволяют проверить


искренность и обоснованность ответов испытуемого (? - вопросы, оставшиеся без ответа; Л-склонность ко лжи;

Ф маловразумительные ответы; К уклончивые ответы). Клинические шка­лы соответствуют различным катего­риям психических нарушений (Ип ипохондрия; Д-депрессия; Ис-исте­рия; ПП—склонность к психопатии;

МЖ - коэффициент «мужественность-женственность»; Па- паранойя; Пс психастения (тревожность); Ш - шизо­френия; Ма-мания, ИЭ «интровер-сия экстраверсия». Нормальным счи­тается профиль, показатели которого не выше 70 и не ниже 30.


в психиагрической клинике был поставлен уверенный диагноз депрессии или паранойи. В результате у каждого человека, проходящего тест. после подсчета числа пунктов, по которым его ответы совпадают с ответами контрольных испытуемых, можно выявить особенности, отличающиеся от нормы.

Хотя первоначально MMPI был задуман для оценки уровня адап­тации тестируемых, в настоящее время он широко используется для оценки личности людей в самых разных сферах деятельности: в системе образования, при найме на работу, в армии и т. п. В связи с этим, как и в случае гестов для оценки умственных способностей, возникает вопрос: какова надежность теста, стандартизированного в одном-един-ственном i ороде США в результате обследования представителей белой расы с явными отклонениями по критериям «официальной» психиатрии, при оценке личности тех, кто относится к другим этническим группам и социальным классам? Правомерно ли, скажем, утверждать, что оценка людей с помощью этого теста при найме на работу дает равные шансы всем независимо от принадлежности человека к той или иной культуре?

Другие опросники. В кратком обзоре невозможно рассмотреть все существующие в настоящее время опросники или шкалы для оценки личности. Поэтому мы ограничимся здесь лишь перечислением не­которых из них в связи с лежащими в их основе теориями личности, речь о которых шла в этой книге.

Опросник 16 PF предназначен для выявления 16 факторов, иденти­фицированных Кэттеллом для определения психического профиля че­ловека по поверхностным личностным свойствам. Так, свойство «откры­тость/замкнутость» (А) можно оценить с помощью, например, такого пункта опросника: «Я хотел бы быть а) инженером, б) профессором социологии, в) ни тем ни другим.

Точно так же свойство «доверчивость/подозрительность» можно оценить по согласию или несогласию с такими словами: «Если я вполне уверен, что кто-то несправедлив и ведет себя эгоистически, я обязательно


58 Глава 10

выскажу ему свое мнение, как бы это ни было мне неприятно», и т. п.

Опросник MPI (Mandsley Personality Inventory) предусматривает оценку измерений, выделенных Эйзенком и позволяющих определять положение человека на осях «интроверсия/экстраверсия» и «стабиль­ность/нестабильность».

Шкала LOC (Locus of Personal Control Scale), разработанная Рот-тером, предназначена для оценки контроля человеком собственных поступков. Тестируемому предлагают вопрос типа: «Как вы думаете, может ли человек достичь поставленной цели, проявляя упорство, или же это чаще всего зависит от случая?» Или: «Как вы думаете, обуслов­лены ли несчастья людей по большей част злым роком, или же это следствие совершаемых ими ошибок?»

Критике подвергался не только опросник MMPI, много возражений было выдвинуто и против личностных опросников вообще. Так, под­черкивалось, что нет еще доказательств ни надежности, ни точности какого-либо из этих тестов. Учитывая то, что многие их пункты имеют очень общий характер, можно даже спросить, не влияет ли на эти тесты эффект Барнума (см. документ 3.6). Кроме того, такие преходящие факторы, как усталость или беспокойство, могут влиять на них в еще большей степени, чем на тесты для оценки умственных способностей, так как последние являются составной частью первых.

Хуже всего, однако, то, что сведения, которые человек сообщает в ответ на предлагаемые вопросы, зачастую носят очень личный харак­тер, так как касаются его политических или религиозных взглядов и интимной (семейной и половой) жизни. Из этого очевидно, что как широкое применение этих опросников, так и возможное использование получаемых данных в целях, подчас далеких от истинной помощи субъекту, сопряжено с определенными этическими проблемами.





Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 166; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.