КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История социологии
Как Тюрго и Кондорсе, Сен-Симон строил науку об обществе на основе идеи прогресса. Данная идея и структура социологической теории Сен-Симона, состоящей из социальной динамики и социальной статики, была заимствована Контом и использована им при создании теории общественного развития. Но не во всем основоположник позитивизма был солидарен со своим идейным наставником. По некоторым вопросам социального анализа взгляды их не совпадали. Сен-Симон, например, рассматривая социальные отношения как физиологические, не выделял учение об обществе в особую отрасль человеческого знания. Конт в данном случае сделал шаг вперед: он четко разделил науки об органической природе на физиологию и социологию. Отдавая должное заслугам Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона в деле развития общественной мысли, Конт тем не менее пришел к выводу о неудовлетворительном состоянии социальной науки XVIII в. В этой связи характерна следующая мысль Конта, которая пронизывает все его рассуждения и оценки прошлого и современного ему состояния общественной мысли: «...великий первоначальный кризис новейшей положительной философии оставил вне научного движения в собственном смысле слова только моральные и социальные теории, пребывающие поэтому в неразумной изолированности под бесплодным господством теолого-метафизи-ческогодуха»1. Конт не отрицал, что философские концепции французских просветителей являли собой систематическое изложение определенного ряда явлений и строились на базе определенной основополагающей идеи. Но в своем стремлении создать цельную систему взглядов французские просветители XVIII в. не были, да и не могли быть, считал Конт, до конца последовательными. Причину их научной непоследовательности Конт видел в игнорировании метода наблюдения и абсолютизации метода воображения, что, по его мнению, приводило к теоретическим противоречиям, а в итоге — к метафизическим поискам конечных причин. Таким образом, в результате анализа идейного наследия своих теоретических предшественников Конт четко противопоставил опыт и умозрение, научный и спекулятивный подходы. Это помогло ему сформулировать задачу, стоящую перед наукой его времени: окончательно лишить метафизического содержания конкретные науки. По мнению Конта, решение этой задачи являлось необходимым условием для приведения всех областей человеческого зна- 1 Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 39.
социология франции 53 ния в тесную взаимосвязь и позволяло проследить взаимодействие, существующее между ними1. Основатель позитивизма не только формулировал задачи, стоявшие перед научным сообществом того времени, но и указывал также пути их решения. Он был убежден, что необходимо рассматривать мир как единое целое, базирующееся на основе единого принципа или закона2. Кроме того, Конт полагал, что следует иметь на вооружении метод наблюдения. Наконец, он призывал постоянно апеллировать к данным естествознания. Конт хорошо понимал важность каждой из перечисленных задач и сложность их решения. Но это его не смущало. Конт всегда оставался познавательным оптимистом. Его сознание, его разум стремились к заветной цели: создать позитивную науку об обществе. Он был глубоко убежден в том, что социальная наука способна стать такой же сферой применения точных методов исследования, какой были науки о природе.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |