Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея социального прогресса




При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимс­твованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая характеризуется исключительно принципами постепенности и непрерывности. Смена стадий в раз­витии человеческого разума (и соответственно человеческого об­щества) происходит постепенно, без скачков и революций, путем

1 Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма.
СПб., 1913. Вып. УС. 174.

2 ComteA. Cours de philosophic positive. Т. IV. P. 300.

3 Конт О. Дух позитивной философии. С. 46-47.


социология франции 67

количественного накопления элементов положительного мышле­ния. Прогресс Конт понимает как постоянное усовершенствова­ние существующего порядка. Это относится не только к анализу современной ему социальной действительности, но и к прошлому человеческого общества, которое постоянно совершенствовалось путем накопления позитивного опыта.

Конт, развивая идею социального прогресса, критикует исто­риков-волюнтаристов и историков-фаталистов. Он выступает про­тив преувеличения роли великих личностей в истории: «Незнание естественных законов заставляет наблюдателя и иногда самого действующего лица совершившегося акта приписывать челове­ческой власти то, что обязано только его предусмотрительности»1. Конт не отрицает полностью роль великих людей в истории, но ограничивает ее. Великие личности, по мнению основателя пози­тивизма, должны следить за направлением человеческой деятель­ности, с тем чтобы оно совпадало с самим движением цивилиза­ции. Конт не может не видеть разницу между «подчинением ходу цивилизации, не отдавая себе отчета в этом, и сознанием его не­преложности»2. Конт выступает и против фатализма, так как счи­тает, что человеческий разум способен видоизменять общественное развитие, замедляя или увеличивая его скорость.

Рассуждения Конта о роли великих личностей в историческом процессе весьма органично вписываются в ткань его социально­го видения, суть которого предельно ясно выражена в следующем хорошо известном изречении французского философа: «Идеи уп­равляют и переворачивают мир или, другими словами, весь соци­альный механизм действительно основывается на убеждениях»3. Глубоко в это веря, Конт и создает свое учение, называя его пози­тивизмом и усматривая в нем реальное средство преобразования социального мира. «Позитивная философия, — заявляет он, — од­на способна реально руководить окончательной реорганизацией современных обществ»4. Он полагает, что знакомство с основными положениями разработанной им философско-социологической теории устранит пробел в знании естественных законов, управляю­щих процессом развития человеческой цивилизации, и в конечном счете приведет к исчезновению таких нежелательных явлений, как анархия, к которой Конт относит и революцию.

1 Конт О. Система позитивной политики. С. 118.

2 Там же. С. 119.

Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 21. 4 Comte A. Cours de philosophie positive. T. IV. P. 132.


68 История социологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.