Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История социологии. Предназначение социологии




Предназначение социологии

Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем
стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный,
устойчивый способ существования и свою особую природу, не
зависящую от индивидуального произвола, потому что они воз­
никают из необходимых отношений. Социология — противоядие
против революционного прожектерства, социального утопизма,
против всякой иллюзии всемогущества человека по отношению
к социальному миру, который в один момент может быть «разру­
шен до основания» и построен целиком заново в соответствии с
тем или иным идеалом. «Наш метод не заключает в себе ничего
революционного. В известном смысле он даже консервативен, так
как признает, что природа социальных фактов, как бы гибка и по­
датлива она ни была, не может, однако, произвольно подвергаться
изменениям. Насколько опаснее доктрина, видящая в социальных
фактах продукт умственных комбинаций, который в один момент
может быть разрушен до основания простым диалектическим при­
емом»1. *

Человеку неприятно отказываться от неограниченной власти над социальным строем, которую он себе так долго приписывал. Однако исторический опыт учит, убежден Дюркгейм, что это все­могущество иллюзорно и на самом деле всегда было причиной его реальной слабости воздействовать в нужном направлении на социальное развитие. Реальная власть человека над вещами на самом деле начинается только с того момента, когда он признает, что они обладают своей собственной природой. Первый шаг к овладению ими заключается в том, чтобы признать это и заняться познанием того, что вещи собой представляют. «То, что назвали нашим позитивизмом, есть лишь следствие этого рационализма. Пытаться выйти за пределы фактов с целью объяснить их или уп­равлять ими, можно лишь в той мере, в какой их считают ирраци­ональными. Но если они вполне понятны, то их достаточно как Для науки, так и для практики; для науки — потому что тогда нет основания искать вне их причины их существования; для прак­тики — потому что их полезность является одной из этих причин. Нам представляется, таким образом, что особенно в наше время возрождающегося мистицизма подобное предприятие может и Должно быть принято спокойно и даже с симпатией всеми теми,

1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. С. 24—25.




кто, расходясь с нами в известных пунктах, разделяет нашу веру в будущее разума»1.

Социология, в понимании Дюркгейма, лишая человека иллю­зии относительно того, что в его власти произвольно направлять социальную жизнь, следуя своим планам, вовсе не ориентирует его на социальную пассивность и внушает отнюдь не социальный конформизм, а лишенное порыва к идеалу приспособление к су­ществующим обстоятельствам: «Из того, что социальные верова­ния и обычаи проникают в нас извне, не следует, что мы пассивно воспринимаем их, не подвергая их изменениям»2. Более развер­нуто эта позиция выражена Дюркгеймом в работе «Ценностные и «реальные» суждения»: «Позитивную социологию иногда упре­кали в чем-то вроде эмпиристского фетишизма в отношении фак­та и упорном безразличии к идеалу... Этот упрек не обоснован. Основные социальные явления: религия, мораль, право, эконо­мика, эстетика — суть не что иное, как системы ценностей, сле­довательно, это идеалы. Социология, таким образом, изначально расположена в области идеала; она не приходит к нему постепенно в результате своих исследований, а исходит из него. Идеал — это ее собственная сфера. Но она... не стремится его конструировать, она берет его как данность, как объект изучения, и пытается его анализировать и изучать. В способности к идеалу она видит ес­тественную способность, причины и условия которой она ищет с целью по возможности помочь людям отрегулировать его функ­ционирование»3.

В конкретном плане это означает признание Дюркгеймом то­го, что социальные факты влияют на индивидуальное поведение опосредованно, через специальные механизмы их интериоризации, и что, следовательно, внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социаль­ных регуляторов определяется не только их принудительной силой, но и их желательностью для индивидов.

1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. С. 26.

2 Там же. С. 20.

3 Там же. С. 303-304.


социология франции



Солидарность:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.