КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура общества
Важным разделом спенсеровской социологии, получившим широкую известность и оказавшим значительное влияние на дальнейшее развитие социологической теории, был общий анализ строения общества, представленный Спенсером в «Основаниях социологии» и осуществленный им на основе проведения аналогии между обществом и организмом. «Общество как организм» Задаваясь вопросом о том, что такое общество и имеет ли оно свое самостоятельное бытие, Спенсер исходит из общесистемной посылки, что «индивидуальность целого в отличие от индивидуальности его составных частей заключается... в постоянстве отношений между его частями»2. Поскольку общество как относительно стабильное и устойчивое образование подпадает под это определение, Спенсер склонен рассматривать его как «особое бытие», постоянство которого выражается главным образом в относительном постоянстве его структурной организации: «...хотя оно и слагается из отдельных единиц, однако же постоянное сохранение в течение 1 Спенсер Г. Основания социологии. С. 271. 2 Западноевропейская социология XIX века: Тексты / Под ред. В.И. До- СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 187 целых поколений и даже веков известного общего сходства в группировке этих единиц в пределах занимаемой каждым обществом местности указывает на известную конкретность составляемого ими агрегата»1. Наиболее близким аналогом общества с точки зрения типа связей, скрепляющих его в такое «особое бытие», является, по мнению Спенсера, биологический организм. Отсюда и проистекает знаменитая «органическая аналогия», ставшая своеобразной «визитной карточкой» спенсеровской социологии. Одна из глав «Оснований социологии» так прямо и называется: «Общество есть организм». Уподобление общества организму базируется у Спенсера на следующих сходствах между ними2: (а) и тому, и другому свойственно явление роста (как в фор (б) и у того, и у другого наряду с увеличением в размерах про (в) и у того, и у другого прогреве в структурной дифферен (г) и в том, и в другом между дифференцированными струк (д) прекращение жизни как общества, так и организма не Вместе с тем уподобление общества организму сопровождается у Спенсера рядом существенных оговорок. Прежде всего указанные сходства выделяются им в контексте противопоставления общества и организма неорганическим структурам, и потому их следует рассматривать скорее как общие характеристики «живых систем», нежели как прямое приравнивание общества к организму. Спенсер специально указывал на это еще в «Изучении социологии»: «Для того чтобы лучше выяснить эту параллель и точнее определить характер социальной науки, мы должны заметить, что 1 Западноевропейская социология XIX века: Тексты / Под ред. В.И. До- 2 Западноевропейская социология XIX века. С. 281-289. 188 История социологии морфология и физиология общества более соответствуют морфологии и физиологии вообще, чем морфологии и физиологии человека»1. Далее следует помнить о том, что для Спенсера эволюция общества представляет собой особый род (или уровень) развития, а именно надорганический, который несводим к низшим уровням. Соответственно общество для него — это надорганическое, а не органическое единство. Более того, сами характеристики «организма» (или «живой системы») приобретаются обществом в процессе эволюционного развития, на ранних этапах которого форма интеграции общества остается близка к форме интеграции неорганических агрегатов. И наконец, Спенсер специально выделяет характеристики общества, отличающие его от биологического организма как особый тип системы: (а) если биологический организм представляет собой конкрет (б) если в биологическом организме аппарат чувствования (в) если в биологическом организме единицы существуют на 1 Спенсер Г. Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и 2 Спенсер Г. Западноевропейская социология XIX века. С. 294. СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 189 Таким образом, аналогия, проводимая Спенсером между обществом и организмом, представляет собой по сути системную аналогию и используется им прежде всего в качестве эвристически полезной метафоры.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |