Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История социологии. Метод, теория и полевые исследования




Метод, теория и полевые исследования

Нередко отмечается, что Рэдклифф-Браун был едва ли не первым среди социальных антропологов, кто имел серьез­ную философскую подготовку. Это нашло выражение в той серьезности, с которой он подошел к определению предме­та и метода своей науки. На его онтологические представле­ния оказали влияние философия Гераклита и даосизм, а его эпистемологическая концепция (весьма своеобразная) сфор-

конкретную реальность, а абстракцию, причем абстракцию, как правило, доволь-Но туманную» (Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре // Культурология: Дайджест. М., 2000. № 1. С. 186). В «Естественной науке об обществе» ученый Идет еще дальше в этом противопоставлении и утверждает, что культура — все-г° лишь эпифеномен социальных связей и соответственно наука о культуре ^возможна даже теоретически (Radcliffe-Brown A.R. A Natural Science of Society. Chicago, 1948; Glencoe, 111., 1957).

Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 184—185.


мировалась под влиянием У. Уэвелла и А. Уайтхеда. Вопросы относящиеся к определению природы социальной реальнос­ти и методу ее изучения, затрагиваются почти во всех его ра­ботах.

Эмпирической реальностью, которую должна описывать и анализировать социальная антропология, является «процесс со­циальной жизни некоторого территориально ограниченного ре­гиона на протяжении некоторого промежутка времени», который складывается «из множества человеческих действий, точнее гово­ря, взаимодействий и совместных действий людей»1. Единицами, или элементами, «процесса социальной жизни» являются «события социальной жизни», взаимно связанные друг с другом2. Однако предметом социальной антропологии является не весь этот про­цесс (интерпретируемый как «поток» в духе Гераклита), а только особый его аспект, а именно «обнаруживающиеся у людей формы ассоциации»3, или «формы социальной жизни»4. Эти формы скла­дываются из устойчивых, регулярно повторяющихся элементов че­ловеческого поведения.

Как естественная наука социальная антропология должна при изучении своего особого предмета ориентироваться на образец других естественных наук. Соответственно она должна преследо­вать аналогичные цели и пользоваться аналогичными методами для достижения этих целей.

Цель науки об обществе — теоретическое объяснение (интер­претация) социальных явлений через подведение их под общие социологические законы. Под «законами» понимаются генерали­зованные высказывания, или обобщения, проверенные и вери­фицированные принятыми в науке методами. Теория при этом понимается как логически связная совокупность таких высказы­ваний5. Специфическое толкование социологических законов как

1 Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. С. 259.

2 Radcliffe-Brown A.R. A Natural Science of Society.

3 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 186.

4 Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М->
2001. С. 11.

5 В поздний период своей работы Рэдклифф-Браун отошел от такого пони­
мания теории. Во введении к сборнику «Структура и функция в примитивном
обществе» он трактует теорию иначе (по сути в духе Парсонса): «Теория вклю­
чает в себя набор аналитических понятий. Эти понятия должны быть строг"
определены в их отношении к конкретной реальности и логически взаимосвяза­
ны» [Там же. С. 8]. Следует сказать, что для основного массива работ РэдклифФ'
Брауна эта поздняя трактовка теории неорганична.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 219

доказываний дало Рэдклифф-Брауну возможность довольно ори­гинально парировать критический аргумент, что таких законов не существует: «Обобщения, касающиеся любого предмета исследова-нИя, бывают двух типов: обобщения общего мнения и обобщения верифицированные, или доказанные посредством систематичес­кого исследования фактов, полученных на основе точных систе­матических наблюдений. Обобщения последнего рода называются научными законами. Те, кто полагает, что законов человеческого общества не существует, не могут считать, что не существует обоб­щений, касающихся человеческого общества, поскольку они сами разделяют с другими такие обобщения и даже делают новые, свои собственные»1.

Социальная антропология должна быть наукой индуктивной, и основным (индуктивным) методом получения обобщений дол­жен быть метод сравнения. Сравнительный метод представляется Рэдклифф-Брауну настолько важным для социальной антрополо­гии, что он называет ее «сравнительной социологией». С его точки зрения, эта дисциплина является разделом социологии, призван­ным собирать и анализировать сравнительный материал, без ко­торого социология в целом никогда не сможет выполнить свою теоретическую задачу — познание общих законов функциониро­вания и развития общества.

Определяя специфику теоретических объяснений, к которым стремится социальная антропология, Рэдклифф-Браун противо­поставляет их историческим объяснениям, иногда ссылаясь при этом на неокантианское противопоставление номотетических и идиографических наук. Разница состоит в том, что история объяс­няет социальный или культурный факт, устанавливая, как он ис­торически стал таким, какой он есть, а сравнительная социология объясняет тот же факт, подводя его под соответствующий общий закон. Соотношение двух способов объяснения не исчерпывает­ся этой разницей. В случае примитивных обществ возможности применения исторического метода объяснения ограничиваются отсутствием исторических документов, без которых исторические толкования неизбежно превращаются в бесплодные спекуляции; там, где исторический метод объяснения не может быть применен, единственно законным становится социологическое объяснение2. Рэдклифф-Брауна нельзя упрекнуть в антиисторизме, как нередко

У ' Рэдклифф-Браун А. Р. О понятии функции в социальных науках // культурология: Дайджест. М., 2000. № 1. С. 213-214.

См.: Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 63-67.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.